Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время: мин

Основы гигиенических знаний. Основы эпидемиологии.

Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики.

ЛЕКЦИЯ № 15-16

Основы гигиенических знаний. Основы эпидемиологии.

Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики.

ЛЕКЦИЯ № 15 -16

 

 

ОМСК - 2011


ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»

Цикл СД 280103 - «Защита в чрезвычайных ситуациях»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

В.С. Сердюк

«___» _________ 2011 г.

 

 

 

 

Разработал доцент цикла       Обсуждена на заседании цикла
  В.К. Каштанова   «» 2011 г.
«» 2011 г.   Протокол №  

 

 

ОМСК-2011


Учебные цели:

1. Ознакомить с оказанием первой медицинской помощью пострадавшим с острыми расстройствами психики.

2. Основы гигиенических знаний. Основы эпидемиологии.

 

Место проведения занятия: класс инженерной защиты №.

Учебные вопросы и расчет времени:

 

Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение мин.
1-й учебный вопрос Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми расстройствами психики.    
2-й учебный вопрос Основы гигиенических знаний. Основы эпидемиологии.    
Подведение итогов занятий. Заключение  
Итого  

 

Литература:

1. Медицина катастроф (под редакцией Рябочкина В.А.) Учебное пособие. - М.: Медицина, 1997г.

1. Белов П.Г., Козьянов А.Ф., Белов С.В., Павлихин Г.П. и др. под ред. Белова С.В.
Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций ч. 1,2. -М.: ВАК от 1993г.

2. Военно-полевая хирургия (под ред. Лисицина К.М., Шапошникова Ю.Г.) - М.: Медицина, 1982г.

3. Рожинский М.М. Жижин В.Н., Катковский Г.Б. Основы травматологической реанимации. - М.: Медицина, 1979г.

4. Руководство по травматологии для медицинской службы ГО (под ред. А.И. Казьмина). - М.: Медицина., 1978г.

9. Защита от оружия массового поражения (под ред. В.В. Мясникова),

изд. 2-ое перераб. и доп. - М.: Воениздат, 1989г.

10. Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях (под ред. В.В.Мешкова).- М.: 1991г.

11. Максимов М.Т. Защита от сильнодействующих ядовитых веществ. - М.: Энергоатомиздат, 1993г.

 

 

Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми психическими нарушениями

Можно утверждать, что все люди, оказавшиеся в очаге катастрофы или стихийного бедствия, переживают травматический психический стресс и поэтому нуждаются в той или иной помощи врача-психиатра. Известно, что среди пострадавших получивших те или иные телесные повреждения (травмы), 10 - 15 % нуждаются в стационарном и более 50 % - в амбулаторном лечении у психиатров. Доказано, что острые психические нарушения, развивающиеся именно в те моменты, когда необходимо экстренно принимать решение и действовать для спасения жизни, дезорганизуют поведение пострадавших, тем самым увеличивая вероятность получения ими телесными повреждениями (особенно это относится к землетрясениям, крупным техногенным катастрофам). Острые нарушения сами по себе могут создавать чрезвычайные ситуации - такие, как массовые панические реакции, коллективные самоубийства и др. Одной из важнейших задач является оказание первой медицинской (психиатрической) помощи пострадавшим с острыми психическими нарушениями в ЧС.
Первая психиатрическая помощь, подобно другим видам первой медицинской помощи в ЧС, оказывается в очаге катастрофы или на его границе:

в порядке само- и взаимопомощи в первые же часы катастрофы, населением или спасателями - парамедиками;

в порядке доврачебной (фельдшерской) помощи по прибытию в район бедствия среднего медицинского персонала;

в порядке первой врачебной помощи, на догоспитальном этапе и при эвакуации - в стационере-изоляторе.

Первая психиатрическая помощь представляет собой комплекс мероприятий не по поддержанию функций органов жизнеобеспечения, а по предупреждению причинения пострадавшим вреда (ущерба) окружающим и самому себе и, таким образом, спасению жизни.
Необходимо отметить, что целевое обучение населения каждого конкретного региона с использованием средств массовой информации для подготовки людей к действиям в условиях, возможных в данном регионе катастроф и стихийных бедствий, преподавания в доступной форме основ психологии и психиатрии будет служить целям профилактики травматического психического стресса.

Существуют простые приемы восстановления самоконтроля в ЧС, например, при испуге рекомендуется сделать глубокий вдох и выдыхать воздух сквозь плотно сжатые зубы (при этом слышится шипение). При растерянности рекомендуется задать себе громко вопрос: "Вася, это ты?" и так же громко ответить: "Да, это я!". Не рекомендуется с целью снятия страха прибегать к приему спиртного, поскольку даже незначительная передозировка существенно нарушит координация движений и способность оценивать обстановку, что в условиях действий по спасению жизни может оказаться роковым. Не рекомендуется так же употреблять лекарство успокаивающего действия без назначения врача- психиатра из-за возможности побочного действия, подобного действию алкоголя.
Для оказания первой психиатрической помощи в порядке взаимопомощи, а так же в порядке доврачебной и врачебной помощи необходим навык распознавания и медицинской сортировки по признаку остроты и тяжести психического нарушения. Первая психиатрическая помощь должна оказываться при наличия у пострадавшего психоза. Психоз - психическое нарушение, при котором человек ведет себя неадекватно, поведение его не подается коррекции, делает человека опасным для окружающих и для него самого.

В очаге катастрофы можно ожидать развития следующих форм явного острого психического нарушения поведения (психоза):

речедвигательное возбуждение - поведение колеблется от безуспешных попыток овладеть ситуацией, беспорядочного, создающего хаос метания с неуместными выкриками, обрывками команд, до панического бегства; создается не только большая опасность для жизни пострадавшего, но и опасность, способствующая возникновению панических реакций;

растерянность - бросается в глаза нелепая суетливость, утрата способности к целенаправленным действиям, неадекватность отдельных поступков, неуместная, иногда вызывающая протесты окружающих мимика, дурашливость, невыполнение элементарных и психологически оправданных распоряжений; создается большая опасность для жизни пострадавшего, он становится помехой при спасательных работах;

с тупор - пострадавший практически обездвижен, лежит с закрытыми глазами, бездеятелен даже в ситуации острой опасности, иногда имеет место «страусиная» реакция, проявляющаяся стремлением «замереть, спрятаться, сжаться в комок» (отмечается часто в поведении детей); создает опасность для жизни пострадавшего, его необходимо быстро эвакуировать;

депрессия - обращает на себя внимание поведение, свидетельствующее о переживании горя и отчаяния; пострадавший полностью погружен в свое переживание, безучастен к окружающему, сидит в постоянной позе, иногда стереотипно раскачивается, обычно это происходит вблизи от места внезапной смерти родных и близких; создается вероятность попыток самоубийства, возникает опасность сопротивления при проведении спасательных работ;

галлюцинация и бред - как правило поведение носит характер организованного, но не адекватного обстановке; пострадавшие "прислушиваются к чему то", "выполняют чьи - то команды", высказывают идеи преследования, воздействия или напротив, величия, могущества; обычно такие психические нарушения являются проявлением ранее имеющегося психического расстройства; создается очень большая опасность для окружающих и для жизни пострадавшего из-за непредсказуемости его действий, эти пострадавшие подлежат немедленной эвакуации с сопровождением.

Все названные состояния могут внезапно, часто без видимых причин, сменятся "отчаянными" агрессивными действиями а адрес тех, кто оказывает помощь или просто оказался рядом.

Названные психические нарушения служат основанием для оказания первой психиатрической помощи по жизненным показаниям, так как делают пострадавших опасными для окружающих и самих себя, что является основанием для их изоляции и строгого наблюдения за ними.

Первая психиатрическая помощь может быть представлена как строго ограниченный набор действий, направленных на благополучную изоляцию и эвакуацию пострадавших, с острыми психическими нарушениями, с доставкой их в специализированные стационары, где они будут получать психиатрическую помощь. Названный набор включает:

мероприятия по медицинской сортировке и эвакуации (транспортировка или сопровождение до стационара-изолятора, изоляция, эвакуация до специализированного стационара);

иммобилизацию и строгое наблюдение в стационаре-изоляторе (фиксирование пострадавших ремнями без причинения вреда для транспортировки или сопровождения до стационара - изолятора);

применение стандартного набора психофармакологических средств (шприц-тюбика из стандартной укладки) в целях успокоения пострадавшего.
Иммобилизация (фиксирование) пострадавшего специальными ремнями для его сопровождения или транспортировки должна осуществляться с соблюдением правила "не навреди". Разрешается фиксирование предплечий за спиной (при необходимости, так же ног), фиксирование пострадавшего к носилкам (койке) посредством специальных ремней (если их нет, широким полотном, свернутыми полотенцами или простынями) через грудь к спине или бокам носилок (койке). При фиксации необходимо следить за тем, чтобы не были повреждены или чрезмерно сильно сдавлены конечности. Необходимо постоянное наблюдение за общим состоянием пострадавшего. Категорически запрещается фиксирование к носилкам (койке) способом "хомут", когда ремень охватывает шею сзади, пропускается вперед под мышками и привязывается к спинке носилок (койке), так как при этом неминуемо сдавливаются плечевые сосудисто-нервные пучки и возможно развитие параличей рук. Следует иметь ввиду, что правильное и своевременное фиксирование (иммобилизация) пострадавшего при острых психических нарушениях - эффективное и простое средство спасения.

Применение психофармакологических средств из стандартных укладок является преимущественным методом первой психиатрической помощи на догоспитальном этапе. Средством выбора является внутримышечное введение препарата из ряда транквилизаторов - бензодиазепинов - "реланиум" в дозировке 2 - 4 мл (в ампуле и шприц - тюбике содержится 2,0 мл). Внутривенно вводить этот препарат при первой психиатрической помощи не рекомендуется так как при этом может развиваться анафилактический шок. Препарат "феназепам" на догоспитальном этапе применять также не рекомендуется, так как его действие сопровождается резким падение артериального давления, что будет осложнять спасательные работы.

Неврастения - функциональное заболевание, возникающее на почве чрезмерного переутомления нервной системы, нервных потрясений, неблагоприятных условий быта. Признаки: раздражительность, бессонница, головные боли, потливость, сердцебиение, дрожание пальцев рук.

Уход и лечение. Отдых, частое пребывание на свежем воздухе. По назначению врача - лекарственные успокаивающие средства.

Кроме неврастении, различают и другие неврозы: истерия, психастения, невроз навязчивости, который возникает при перенапряжении нервной системы, чаще всего у лиц, неустойчивых в нервно - психическом отношении.

Патологические изменения характера называются психопатией. Люди, страдающие неврозом или психопатией, вменяемы и отвечают за свои поступки.
Душевные болезни характеризуются странностями поведения и неправильными поступками. Очень важно, как можно раньше выявить лиц со странностями поведения, чрезмерно возбудимых или необычайно тихих, уединяющихся, находящихся в подавленном состоянии, и немедленно докладывать о них врачу и командиру подразделения.

Эпилепсия (падучая болезнь) - заболевание, проявляющееся в приступах внезапной потери сознания и судорожного состояния. Причины: родовые травмы, нейроинфекции (сифилис, менингит, энцефалит), интоксикация (алкоголь), опухоль мозга. Признаки: припадки с потерей сознания, сопровождающиеся судорогами; больной падает (иногда с криком), мышцы лица и конечностей судорожно сокращаются, лицо постепенно становится синюшно - багровым, зрачки расширяются и не реагируют на свет, изо рта выделяется слюна, иногда непроизвольно выделяется моча и кал, припадок длиться до трех минут, после чего наступает глубокий сон, при пробуждении больной ничего не помнит о припадке.

Истерический припадок возникает из - за различного рода душевных переживаний. Признаки: сознание сохранено, зрачки реагируют на свет, иногда бывают судороги.
Уход и лечение. Оградить больного от ушибов (подложить шинель, пальто, одеяло). Оставить в покое и не будить. При истерическом припадке удалите из помещения всех окружающих, громко сказать, чтобы больной это слышал, что припадок проходит и лечения не требуется.

Особого упоминания заслуживает тот факт, что оказание первой медицинской помощи при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах является суровым испытанием для тех кто оказывает эту помощь. Общеизвестно, что в подобных ситуациях у всех пострадавших, даже не получивших телесных повреждений, возникают тяжелые психические травмы, влекущие за собой в течении большего или меньшего отрезка времени неустойчивость психической деятельности. Во время землетрясения в Армении и в первые сутки после него у 90% обследованных здоровых лиц отмечались острые психические нарушения в виде заторможенности, угнетенности, молчаливости, оцепенения, безотчетной тревоги и беспокойства, иногда равнодушия и безучастие к окружающему (так называемый ступор).

В то же время, воздействию психических стрессов, в сочетании с предельным физическим и физиологическим перенапряжением, подвергается и личный состав работающий в очаге поражения.

Все это свидетельствует о том, что оказание медицинской помощи в экстремальных условиях, представляет собой труд, характеризующийся чрезвычайно нервнопсихическим и физическим напряжением всего организма лиц, оказывающих помощь (не только медицинскую) в очаге катастрофы.

Очень важно в этих условиях сохранить хладнокровие и уверенность в себе, суметь подавить панику, неминуемо возникающую в местах массовых бедствий и являющуюся одной из главных причин гибели большого числа людей, оказавшихся в этой ситуации.

Основы эпидемиологии

Слово "эпидемиология" в переводе на русский язык означает учение об эпидемиях, наука об инфекционных заболеваниях, о закономерностях их возникновения, распространения, ликвидации и профилактики. Возникновение и распространения инфекционных болезней в обществе называется эпидемическим процессом. Эпидемия инфекционных или паразитарных болезней - возникновение необычного большого или неожиданного для конкретной территории и времени года числа случаев заболеваний достоверно либо предположительно инфекционной и паразитарной природы. Эпидемия часто развивается очень быстро, поэтому требуется проведение оперативных мероприятий.

В районах ЧС возникшие инфекционные заболевания определяются как эпидемиологический очаг. Эпидемиологическим очагом следует считать территорию, на которой в определенных границах времени и пространства появились инфекционные больные и произошло заражение людей возбудителями (микробами) заразных болезней, приняло массовый характер распространение инфекционных заболеваний. Эпидемиологическим очагом может оказаться дом или квартира, где живет заболевший, место его работы, школа, общежитие и другие места скопления людей. При эпидемиологическом обследовании очень важно четко определить границы очага.

Инфекционные заболевания передаются от больных здоровым людям при непосредственном контакте, через воздух, почву, воду, пищевые продукты.

Инфекционные заболевания вызываются специфическим микробом, свойственным только данной болезни. Микробы - это мельчайшие, не видимые простым глазом живые организмы. Они находятся в воздухе, почве, воде, пищевых продуктах, на растениях, в организме человека и животных, на поверхности их тела. Однако не все микробы опасны для человека, только патогенные (болезнетворные) могут вызвать инфекционное заболевание.

Среди микробов выделяют вирусы, бактерии, грибки их более 3 тыс. видов, они могут вызвать более 5 тыс. инфекционных болезней. Инфекционное заболевание начинается не сразу после заражения, а некоторое время спустя, после приспособления и размножения микроба в здоровом организме. Промежуток времени от момента заражения человека до проявления заболевания называется инкубационным (скрытым) периодом, продолжительность которого при различных заболеваниях может быть от нескольких часов до нескольких суток.

Большинство инфекционных заболеваний начинается остро, внезапно, сопровождается высокой температурой тела, ознобом, головной болью, общей разбитостью, возможны боли в области сердца, в мышцах и суставах, судороги. При некоторых болезнях появляются симптомы поражения дыхательных путей, при других - боли в животе, рвота, понос. При возникновении инфекционного заболевания может быть более 1000 различных симптомов проявления болезни. Возникновение инфекционной болезни и развитие эпидемии возможно при наличии 3 факторов: источника заражения, путей передачи микробов, восприимчивого организма. Отсутствие одного из трех звеньев делает невозможным распространением инфекционных болезней. Только при некоторых заболеваниях, таких как бешенство, сифилис, гонорея, СПИД и некоторых других, передача микробов идет при прямом контакте, т.е. при укусе, при половом акте и т. п., где участвуют 2 фактора - источник заражения и восприимчивый организм.

В естественных условиях источником инфекции могут быть не только инфекционные больные, но и бактерионосители, которые будучи сами здоровыми, в организме длительное время сохраняют микробы, например при брюшном тифе, дизентерии, СПИДе - годы.

Инфекционные больные и бактерионосители выделяют микробы в окружающую их среду с рвотными массами, с выдыхаемым воздухом, с испражнениями, мочой, через кровь при укусах насекомых или через шприц и другими путями. Во внешней среде, в воздухе, на почве, в воде и пищевых продуктах, на предметах окружающей обстановки, в организме насекомых, длительность нахождения возбудителя зависит от их вида, устойчивости, фактора передачи, времени года и различных условий окружающей среды.

Одни микробы быстро погибают, другие сохраняются долго. Например, возбудители кишечных инфекций остаются жизнеспособными в воде от 11 до 120 дней, в пищевых продуктах - от 6 до 130 дней. Особенно устойчивы микробы, образующие споры, вызывающие ботулизм, столбняк, газовую гангрену, сибирскую язву, которые, например, могут сохраняться в почве годами и даже десятилетиями.

Микробы, выделяемые с испражнениями больного человека, попадают в почву, воду, на пищевые продукты, где они размножаются при определенных температурных условиях.

При употреблении зараженной воды могут возникнуть массовые заболевания (холера, брюшной тиф, вирусный гепатит др.). С загрязненной почвой возбудители (столбняк, газовая гангрена) могут попадать на поврежденную кожу. При некоторых болезнях (ботулизм, пищевые токсикоинфекции, дизентерия, брюшной тиф) возбудители проникают в желудочно-кишечный тракт через рот (с пищевыми продуктами), при загрязнении рук (болезни "грязных рук"), кухонных принадлежностей. Возможно заражение через продукты питания, полученные от больных животных, например мясо (сальмонеллез, ботулизм), молоко (бруцеллез, ящур, туберкулез) и яйца водоплавающих птиц (сальмонеллез). Наибольшую опасность представляют те продукты (молоко, молочные продукты, мясо, рыба, и кулинарные изделия из них), на которых микробы размножаются быстро и в больших количествах. Источником инфекции нередко являются предметы бытовой обстановки, которыми пользовался больной (посуда, игрушки, белье, одежда, носовые платки, полотенца, судна, дверные ручки и т. д.).

Возбудители передаются механическим и биологическим путем. Например, мухи могут переносить частички испражнений больных кишечными инфекциями, загрязняя ими предметы обихода и пищевые продукты. Возбудители многих вирусных инфекций размножаются в организме клещей и длительно сохраняются в них, передаваясь потомству. Грызуны представляют двойную опасность: они не только распространители инфекций (чума, туляремия и др.), но и носители так называемых эктопаразитов - блох, клещей, которые в свою очередь тоже могут быть переносчиками болезней

Большое влияние на течение эпидемического процесса оказывает социальные фактор - условия жизни населения: плотность населения, степень комнатного благоустройства, уровень санитарной культуры, миграционные процессы, своевременность проведения профилактических мероприятий и др.

Третьим звеном эпидемиологического процесса является человек, восприимчивый к инфекционным болезням, как грипп, корь, дизентерия, холера. Степень восприимчивости зависит от наличия и напряженности у людей иммунитета, т. е. невосприимчивости к заболеванию. Иммунитет бывает наследственный (видовой) и искусственный (приобретенный). Невосприимчивость у здоровых людей формируется путем введения вакцин и других препаратов, способных защищать организм человека от инфекций.
Медицинские мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями делятся на профилактические и противоэпидемиологические. Профилактические мероприятия проводят независимо от наличия инфекционных болезней. Их цель - предупреждение возникновения инфекционных заболеваний.

Под противоэпидемическими мероприятиями понимают совокупность мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию инфекции в эпидемическом очаге. От того, насколько отработана эта система, какова эффективность и своевременность их проведения, зависит результативность комплекса предпринятых мер борьбы, а следовательно, и уровень последующих заболеваний в очаге.

Комплекс противоэпидемических мероприятий должен включать следующие меры:

в отношении источника инфекции;

направленные на разрыв путей передачи инфекции;

направленные на повышение невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Особое внимание уделяется осуществлению тех мероприятий, которые являются наиболее эффективными в создавшейся ситуации и в местных условиях, и к которым следует отнести:

своевременное выявление первого инфекционного заболевания;

первичную изоляцию больного и выявление лиц, бывших с ним в контакте;

установление диапазона, эвакуацию с соблюдением требований строгого эпидемического режима, госпитализацию и лечение;

сигнализацию (экстренное оповещение) о выявленном больном;

изоляционно-ограничительные или режимные (карантинные) мероприятия;

дальнейшее выявление, обследование, изоляцию и наблюдение за лицами, контактирующими с заболевшими;

проведение экстренной и специфической профилактики;

проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в эпидемических очагах;

отбор и исследование пищевых продуктов и питьевой воды на зараженность микроорганизмами, свойственными данной инфекционной болезни в эпидемическом очаге;

усиление наблюдения за пострадавшим населением из-за возможности появления случаев инфекционных заболеваний и проведение профилактических мероприятий;

проведение разъяснительной работы о мерах личной, общественной профилактики в очагах инфекции при ЧС

Различные виды кровососущих насекомых могут передавать болезни от больного человека или животных, являющихся резервуаром возбудителя, восприимчивым людям. К ним относятся слепни, мухи цеце, мокрицы, блохи, вши, москиты, мошки, поцелуйные клопы, клещи. Эти переносчики могут передавать только определенные болезни например, вши - сыпной тиф, комары - геморрагические лихорадки.

Прямой контакт с больными домашними и дикими животными или со здоровыми носителями (лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, собаки, кошки, домашняя птица, обезьяны, грызуны и птицы) также могут привести к передачи инфекционной болезни. Заболевания, передающиеся человеку от больных животных, называются зоонозами (бруцеллез, сибирская язва и др.). Зоонозы могут быть переданы от животных к человеку двумя путями: при укусах членистоногих, через зараженные пищевые продукты и объекты окружающей среды.

Пищевой путь передачи возбудителя следует заподозрить, если заболеет несколько человек, которые питались вместе. Установление источника заражения затруднено в тех случаях, когда подозреваемый продукт употребляется в разное время, в разных местах или смешивался с другими продуктами или напитками. Загрязнение пищевых продуктов может быть связано с больным животным, человеком, участвовавшим в обработке продуктов, с мухами или объектами окружающей среды.

Через мясо и мясные продукты передаются бактериальные инфекции: сибирская язва, туляремия, иерсиниоз, сальмонеллез; паразитарные инфекции - токсикоплазма и трихинеллез, вирусные - гепатит А.

Через овощи могут передаваться возбудители таких болезней, как холера, лептоспироз, паратиф, дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф.

Заражение от общего источника может произойти, если инфицированы объекты окружающей среды - вода, почва или воздух. Источником инфекции также служит человек или животное. Распространение возбудителей может происходить следующими путями:
через воду (водный путь передачи), когда факторами передачи являются используемая вода для питья, напитки или при купании в местах массового отдыха (холера, брюшной тиф и др.);

через почву - заражение в результате прямого контакта или попадание пыли на слизистые оболочки дыхательных путей, глаз (туляремия);

через воздух в виде капелек или ингаляции (дифтерия, грипп, корь и др.).

Чтобы не допускать распространения инфекции, в очаге массовых заболеваний вводится специальный режим - карантин или обсервация.

Карантин - это система санитарно - гигиенических, противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения и ликвидацию в нем инфекционной заболеваемости. Карантин включает: охрану очага заражения, запрещение выезда из него и вывоза имущества, строгое ограничение въезда в очаг, разобщение (контактное) населения на мелкие группы.

Карантин может быть заменен обсервацией при инфекциях, когда человек или животное не является источником инфекции или микробы не относятся к возбудителям особо опасных инфекций (чума, холера, оспа).

Обсервация называется система ограничительных мероприятий, предусматривающая проведение изоляционно-лечебных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.

При обсервации осуществляется:

ограничение въезда, выезда, транзитного проезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию;

обеззараживание объектов внешней среды;

активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

проведение санитарной обработки населения;

проведение экстренной профилактики среди лиц, подвергшихся угрозе заражения;

усиление проведения всего комплекса санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Дезинфекция является одним из важнейших элементов при борьбе с заразными болезными. Объем и методы дезинфекции устанавливаются в зависимости от природы возбудителя, особенностей путей передачи при данной инфекции и условий обстановки. Она направлена на уничтожение возбудителей инфекционных болезней и их переносчиков. Дезинфекцию проводят механическим, химическим и физическим методами.

Механический метод - обмывание, чистка щетками, протирание влажными тряпками.

Метод обеззараживания химическими средствами включает использование дезинфицирующих растворов: 0,2 - 0,5 % -ного раствора хлорной извести, 3 %-ного раствора хлорамина, 3-5 %-ного раствора фенола и др. При споровых формах (сибирская язва, столбняк и др.) обрабатывают более сильными растворами: 15 %-ным раствором ДТСГК, 20 %-ным раствором хлорной извести из расчета 1 -2 л/м2. Используются формальдегиды из расчета 10 - 12 мг/м3/12ч, 3%-ный раствор перекиси водорода, 4 %-ные растворы щелочей.

Физический метод - это использование высоких температур, солнечных лучей, ионизирующих излучений и др. для уничтожения микробов.

Дезинсекция - уничтожение членистоногих: насекомых и клещей. Многочисленные средства дезинсекции, применяющиеся ранее в практике, в настоящее время вытеснены новыми органическими инсектицидами контактного действия (гексахлоран, гексахлорциклогексан, хлорофос, карбарил, малатион, перметрин, ротенон, кумафос и др.).

Дератизация - уничтожение грызунов - источников и переносчиков возбудителей инфекционных болезней. Если дезинфекция и дезинсекция имеют целью разрыв путей передачи инфекции, то дератизация направлена на борьбу с источниками инфекции - грызунами, являющимися хранителями возбудителей ряда болезней. Борьба с грызунами в населенных пунктах и в местах размещения населения сводится к истреблению крыс, мышей и некоторых других грызунов. В качестве приманки для ловушек используют поджаренный хлеб, мясо, рыбу, колбасу, сыр и др. Из химических ядов могут применяться приманки 1 % крысида, 3 % фосфида цинка, 10 % углекислого бария, 0,025 % зоокумарина, 0,5 % фторацетата бария и ряд других. Наиболее эффективными ядами из группы антикоогулянтов считаются зоокумарии и дифенацин. Уничтожение грызунов (сусликов и т.д.) можно проводить хлорпикрином при газации нор.
Хлорпикрин не только уничтожает грызунов, но и их эктопаразитов в гнездах и на шерсти. При проведении обеззараживания в зимних условиях требуется в 3 - 4 раза больше средств, так как низкие температуры снижают бактерицидный эффект препарата.
В случае появления высококонтагиозных инфекций проводится экстренная профилактика. Экстренная профилактика представляет собой комплекс медицинских мероприятий, осуществляемых в отношении людей, подвергшихся инфицированию возбудителями инфекционных заболеваний, с целью предупреждения развития у них инфекционного процесса. Она будет высокоэффективной лишь тогда, когда ее начинают немедленно с момента появления информации о заражении или заболеваний людей, а также при вспышках у населения инфекционных болезней неизвестной этиологии (причины).

Экстренную профилактику проводят с помощью антибиотиков или химиопрепаратов широкого спектра действия. До установления точного диагноза проводят общую экстренную профилактику, путем выдачи препаратов: доксициклина внутрь по 0,2 на прием 1 раз/сут в течение 5 дней, или рифампицина внутрь по 0,6 на прием 1 раз/сут в течение 5 дней, или тетрациклина по 0,5 на прием 3 раза/сут в течении 5 дней.

После установления диагноза и выявления возбудителя применяют специальную профилактику в отношении данного вида микроба, выбирая антибиотики или химиопрепарат с учетом особенностей их действия на возбудителя инфекционного заболевания. Например, при чуме применяется доксициклин, внутрь по 0,2 на прием в течении 7 дней, при бруцеллезе - рифомицин, по 0,3 на прием в течении 10 дней.

В целях предупреждения заражения спасатели в очаге инфекционных заболеваний должны строго соблюдать правила противоэпидемического режима. Каждый спасатель должен быть вовремя привит против той, инфекции, которая является высококонтагиозной и имеет распространение в очаге катастроф. Например, прививка чумной живой вакциной "ЕВ" делается не менее чем за 6 суток до прибытия в очаг. В эпидемическом очаге, особенно опасных инфекций, спасатель работает в защитной одежде, при показаниях - в противочумном костюме.

Спасателю проводится общая экстренная профилактика, по окончании работы - санитарная обработка. Пища и вода принимаются вне очага.

Спасатели при ликвидации эпидемического очага закрепляются за определенными зонами, объектами, за направлениями эвакуации населения из района катастроф. Их работой руководит представитель здравоохранения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Основы стратегического менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.