Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.8. Психологические особенности профессионального развития личности




План:

1. Психологическое наполнение понятий «карьера» и «популярность».

2. Кризисы психического развития профессионала.

 

1. Психологическое наполнение понятий «карьера» и «популярность»

 

Существуют два толкования термина «карьера».

Карьера – род занятий, профессия.

Карьера – успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и др. деятельности[1].

Чаще термин «карьера» употребляется во втором его толковании.

Когда говорят о карьере, то прежде всего имеют ввиду продвижение в какой-то конкретной области деятельности человека как личности и как субъекта этой деятельности. Так как здесь присутствует оценка успешности степени продвижения человека в деятельности, то это означает объективирование (утверждение) феномена успешности в общественном мнении, которое сопоставляет достигнутые человеком результаты с неким эталоном успешности, сложившемся у объединения людей – создателя, носителя и выразителя общественного мнения.

Но это лишь внешняя сторона явления «карьера». При более внимательном рассмотрении в нем обнаруживается очень сложная психологическая подоплека[2]. При анализе этой подоплеки возникают следующие вопросы:

Какое психологическое содержание оказывается у человека, делающего ту или иную карьеру (как личности и как субъекта деятельности)?

Какой «психологический айсберг» находится под той оценкой (верхушкой «айсберга»), которая высказывается общностью людей по поводу карьерных успехов конкретного человека?

При ответе на первый вопрос необходимо выявить:

– характер целей, которые ставит перед собой человек, включаясь в один из видов профессиональной деятельности;

– мотивы, побуждающие человека выполнять деятельность;

– степень актуализации способностей человека, проявляющихся при осуществлении деятельности и свидетельствующих о достигнутом уровне профессионализма.

При ответе на второй вопрос следует учитывать, что:

– соотнося понятие карьеры с разными видами общественно значимой деятельности, следует выделять в карьере то особенное, что связано с деятельностью, в рамках которой человек делает карьеру. Например, госслужащие, военные, священнослужители и др. должны пройти определенные ступени профессиональной лестницы; писатели, художники, педагогии и др. – пройти жизненный пути, накопить большой опыт;

– достиг ли человек действительных успехов в своей деятельности или данные успехи иллюзорны – это решают и оценивают люди, окружающие человека (прежде всего, работающие в той же сфере, а с их подачи – и все другие). А их оценка может быть далеко не объективной.

Необходимо при анализе карьеры человека различать настоящую карьеру (когда продвижение в деятельности и достигнутые в ней успехи тесным образом связаны с личностным и субъектно-деятельностным, профессиональным развитием) и так называемую формальную карьеру, носящую показушный характер (которая не подкрепляется личностным и профессиональным потенциалом). Одновременно надо видеть и некомпетентность тех общностей и лиц, которые людям, в личностном и профессиональном отношениях пустоцветам, помогают делать карьеру.

Состоялся ли человек как подлинный профессионал, сделавший действительную карьеру в главной для него области труда? – Объективный ответ на этот вопрос в большинстве случаев надо ждать не от ближайшего окружения и даже не от его современников, а от последующих поколений. О правильности данного утверждения свидетельствуют судьбы Н.Н. Вавилова, Т.Д. Лысенко, А.С. Макаренко, К.Э. Циолковского, А. Саврасова, В. Ван Гога и др[3].

Понятие «карьера» тесно связано с понятием «популярность».

Популярность – это большая с оттенком положительной эмоциональной окрашенности известность и широкое признание.

Популярность может оказывать на человека разное воздействие в зависимости от характера его индивидуальных особенностей: степени самостоятельности, трезвости самооценки, эмоциональной устойчивости; а также в зависимости от характера мотивации поступков и преследуемых целей. Следовательно, человек может реагировать на популярность по-разному:

– как на стимул еще более ответственного отношения к делу, еще большей работы над собой и достижения более высокого уровня в своем личностном и профессиональном самоопределении. При потере популярности такие люди не ослабляют процесс творчества, без остатка отдают себя делу, стремятся достигнуть новых высот в личностном и профессиональном росте;

– как на сигнал к самоуспокоенности и «почиванию на лаврах». При потере популярности пытаются изо всех сил ее вернуть, начинают в спешке наверстывать упущенное, но чаще всего терпят фиаско, поскольку восхождение на действительные вершины в развитии личности и в профессиональном творчестве возможно только при неустанной работе над собой;

– как на признание собственной исключительности и превосходства над другими, вседозволенности в поступках и деяниях. При потере популярности, предприняв какое-то количество попыток ее вернуть и не добившись при этом успеха, такие люди все более явно деградируют в личностном плане и скатываются по наклонной плоскости вниз в профессиональном плане. Эти люди ущербны в личностном и нравственно-психологическом отношении; популярность, слава им нужны как наркотик.

Очень важно научиться сознательно использовать популярность как фактор и условие развития и саморазвития человека как личности и как субъекта деятельности, его продвижения в направлении достижения своего большого акме. Это является важнейшей педагогической задачей[4].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.