Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризисы психического развития профессионала




 

В зрелом возрасте возможны нормальные кризисы психического развития профессионала:

1. Кризис нереализованности: человеку кажется, что он малого достиг, хотя уже «в годах».

Указанный кризис выражается в том, что в сознании (30-40)-летнего человека мало, слабо представлены реализованные связи событий жизни. Ему кажется, что он малого добился, не состоялся, жизнь уже проходит, а он все еще в тени. Дело не в том, чего человек достиг или не достиг фактически, с точки зрения окружающих. Они могут его высоко ценить и считать вполне «продвинутым», успешным. Дело в мысленной картине жизни самого человека, в его самоедстве, которое влечет за собой сложные переживания. Человек может как бы не видеть некоторых своих достижений, мало их ценить и, следовательно, серьезно нуждается в том, чтобы другие растолковали, что он многое сделал, что у него «все как у людей» (прекрасные дети, хорошая семья и др.).

2. Кризис опустошенности: после длительной напряженной работы человек может попасть в состояние безразличия, когда ничего не хочется.

Данный кризис выражается в том, что в сознании человека по тем или иным причинам слабо представлены актуальные, текущие связи, соединяющие его прошлое с будущим («распалась связь времен»). Возникает представление, что жизнь прошла, все, что могло, уже состоялось, что нет ничего влекущего вперед, «нет сил» и др. Такое состояние может возникнуть после длительных периодов напряженной работы, борьбы и сопровождается подавленностью настроения, нежеланием приняться даже за простое дело и др. Простейший способ выхода из кризиса – дать отдых нервной системе, сменить обстановку, род занятий. Также требуются понимание и моральная поддержка окружающих, мобилизация саморегуляции.

3. Кризис бесперспективности: человеку кажется, что он попал в жизненный тупик и впереди его ничего не ждет.

Этот кризис выражается в неясном, нечетком представлении потенциальных связей в мысленной картине жизни. Прежние цели достигнуты, «все необходимое есть», а на душе тошно – новые цели как-то «не вырисовываются», кажутся недостижимыми или кем-то «перехваченными», «закрытыми». Не виден «свет в конце тоннеля»; кажется, что некуда стремиться. У человека есть и силы и активность, но он затрудняется в определении своих жизненных программ. Это еще один случай, когда требуются внимание, моральная поддержка, «душевная помощь».

На человека указанные кризисы могут накатывать не «в чистом виде», возможны их комбинации: опустошенность и бесперспективность; нереализованность и бесперспективность; нереализованность и опустошенность; нереализованность, опустошенность и бесперспективность[5].

Указанные кризисы могут быть не связаны жестко с календарным возрастом.

Душевный кризис может вызывать и потеря работы, утрата прежней трудоспособности по каким-либо причинам, выход на пенсию («шок отставки»). Во всех этих случаях происходит:

– отделение человека от той группы людей, к которой он себя внутренне причислял и в которой он был так или иначе признан;

– отделение человека от тех дел, занятий, которым он многие годы жизни отдавал время, силы и благодаря которым его жизнь была наполнена смыслом[6].

В результате указанных причин во внутренней жизни человека рушатся представления о предстоящем, и будущее время в сознании заметно свертывается («потеря будущего»). Выход из создавшегося положения – в активном поиске новых жизненных путей. Отмечено, что если человек предвидел подобную ситуацию в качестве одного из вероятных жизненных вариантов, то он легче переносит этот период, оказывается психологически готовым к нему, более того – может видеть в сложившейся ситуации даже положительные моменты. Но есть люди, которым трудно самим «справиться» с подобными ситуациями. Им нужна помощь.

 


[1] Словарь иностранных языков./ Под ред. Ф.Н. Петрова и др.-М., 1998.

[2] Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М., 1998.

[3] Деркач А.А. и др. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности: Акмеологический аспект.-М., 1993.

[4] Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. –М., 1995.

[5] Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998.

[6] Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.