КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические методы
Методологическая основа отечественной методики. Методы исследования в науке составляют важнейший элемент её методологии. В современную эпоху вопросы методологии науки приобретают всё большее значение. Разрабатывается как общая (философская) методология научного познания, так и специальная методология каждой науки. В качестве нового средства реализации законов диалектики выступает системно-структурный подход. Понятие структуры как выражение функционального единства элементов, их взаимосвязей и целостности делает возможным использование в общественных науках математических и кибернетических методов. 4. Методы исследования, используемые в методике как науке. Методы исследования представляют собой научно разработанные способы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте, они выступают как своего рода правила действия в познании. Методы исследования подразделяются на теоретические и опытные в зависимости от того, каким путём приобретаются знания в процессе обучения: непосредственно или опосредованно. К теоретическим методам в методике обучения ИЯ относят анализ и синтез, построение гипотез, моделирование; к опытным - эксперимент, опытную работу, наблюдение. Перечисленные методы являются основными (или общими); имеются ещё вспомогательные (или частные) методы (последние иногда именуются методиками), К вспомогательным методам относятся анкетирование, тестирование (или метод срезов), хронометраж, метод интервью и метод компетентных судей, а также наблюдение. К методам исследования относятся также ретроспективное изучение опыта отечественных и зарубежных школ, обобщение современного положительного опыта преподавания, пробное обучение и анализ литературных источников. Методы используются в исследованиях не изолированно, а в сочетании друг с другом. Это обусловлено общей методологией наук, особенностями крайне сложного в методике обучения И Я объекта исследования, наличием 7 различных источников получения знаний. 1) Анализ и синтез как методы исследования обычно сочетаются с изучением литературных источников, т.е. с работой над теми материалами, которые уже имеются в науке по разрабатываемой исследователем теме. Подвергаться анализу и синтезу может также и эмпирический материал (методические концепции, факты опыта, ошибки учащихся и т.д.) Анализ и синтез в исследовании должны носить творческий характер, их результатом должно явиться новое знание. Вместе с тем обзор литературных источников позволяет не тратить силы на "открытия", которые уже давно сделаны в методике. Планирование исследованиятесно связано с разработкой его гипотезы. Гипотезой в науке называют такое предположение, которое, с одной стороны, содержит новые, ещё не проведённые наукой утверждения, но основанные на прочной научной базе, а с другой поддаются проверке с помощью уже известных или новых методов исследования. Как правило, проверка гипотезы производится с помощью эксперимента или опытной работы. Гипотеза может быть также разработана в виде модели определённого процесса или явления. Модель представляет собой такое точное и корректное описание строения и закономерностей функционирования объекта, которое допускает его формацию. Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда мы имеем дело с целостным объектом и есть возможность создать структурно-функциональную модель исследуемого процесса. Моделирование находит своё выражение в программном обучении. Программирование как метод исследования сочетает в себе элементы теоретических и опытных методов. То же самое можно сказать и об эксперименте - одном из основных способов проверки гипотез. Эксперимент есть средство материализации гипотезы. В эксперименте всё осуществляется не умозрительно, а чувственно, предметно. В этом доказательная сила эксперимента. Опытная работа во многом сходна с экспериментом, она служит для проверки гипотезы. В ходе опытной работы учителя ведут преподавание по научно разработанному плану; результаты обучения контролируются, подвергаются качественному и количественному анализу. Опытная работа обычно служит для того, чтобы проверить, насколько разработанная методика доступна для массовой школы, какие результаты она может дать, если ею пользуются учителя, работающие в разных условиях. Пробное обучение - исследование, построенное с целью осуществления научного поиска. В этом случае подвергается испытанию рабочая гипотеза. Учитель предпринимает поиск, благодаря которому подтверждается или опровергается выдвинутое или первично обоснованное предположение, направленное на усовершенствование фрагмента процесса обучения ИЯ. Изучение и обобщение положительного опыта преподавания передовых учителей - весьма важный метод исследования. Он позволяет выявить приёмы и методические решения, использование которых приводит к значительному повышению эффективности учебного процесса. Наблюдение нельзя смешивать с обобщением опыта. Наблюдение всегда связано с анализом, с выделением тех или иных сторон сложного явления. Необходимо составлять программу наблюдений. Непосредственное наблюдение дополняется изучением школьной документации, планов, конспектов уроков, отчётов, докладов, дневников учителей и учащихся. Существенное значение имеют беседы с учителями и учащимися, выяснение их отношения к тем или иным методам и формам преподавания. Метод интервью состоит в том, что с каждым представителем той или иной группы людей, мнение которых изучается, проводится беседа по заранее разработанному плану. Ответы интервьюированного фиксируются. Затем проводится их сравнение и анализ. Более обширный и статистически значимый материал может быть получен с помощью анкетирования, однако составление анкет требует специальной подготовки, а их размножение, сбор и отработка результатов - большого труда и специальных усилий. Тестирование как вспомогательный метод исследования приобрёл в последнее время большую популярность. С помощью тестов в короткие сроки оказывается возможным проконтролировать знания и речевые умения большого количества учащихся. Стандартная форма заданий обеспечивает оперативность тестирования и лёгкость подсчёта результатов. Хронометрирование используется в тех случаях, когда необходимо документально зарегистрировать течение всего учебного процесса или определённой его части на практических занятиях. В методическом исследовании это запись на магнитофонную (видео) плёнку хода учебного процесса, благодаря которому могут измеряться различные параметры деятельности учителя и учащихся,
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |