Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общелогические методы исследования

Лекция 20

Классификация методов научного познания. Эмпирические методы научного познания

Классификация методов познания

1. Классификация методов познания может осуществляться по различным основаниям, например, общая классификация методов по масштабам их применения: от универсальных до специфических методов исследования.

 

  • Философские методы познания (метод живого созерцания, умозрения; логический метод (Аристотеля), диалектический метод, метод схоластики, метод мистического озарения, метод диалектической логики, диалектико-материалистический метод, метод интеллектуальной интуиции, герменевтический метод, феноменологический метод и др.).
  • Общенаучные методы познания (дедукция, индукция, системный метод, структурно-функциональный метод, моделирование, наблюдение и др.).
  • Частнонаучные методы познания (методы механики, методы химии и др.).
  • Междисциплинарные методы познания (метод спектрального анализа, вероятностно-статистические методы и др.).
  • Дисциплинарные методы познания.

 

2. Классификация методов научного познания по характеру:

· Общелогические методы познания (абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, идеализация, сравнение, аналогия, дедукция, индукция)

· Эмпирические методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент + общелогические методы).

· Теоретические методы познания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, идеализация, формализация + общелогические методы исследования)

 

3. Классификация методов познания по типам рациональности:

 

  • Методы логико-математических наук.
  • Методы естествознания.
  • Методы технических наук.
  • Методы социально-гуманитарных наук.

 

 

 

 

Абстрагирование – это процесс формирование образов предметов и образов реальностей посредством мысленного отвлечения или пополнения свойств и отношений изучаемого явления или предмета.

Анализ – процедура мысленного расчленения предмета, явления, процесса на составные части.

Синтез – мысленное соединение частей и элементов предмета в единое целое, в систему.

Обобщение – мыслительный процесс установления общих свойств и признаков предметов.

Сравнение – мыслительный процесс, устанавливающий сходство и различие отдельных предметов, процессов и явлений.

Аналогия – мыслительная операция переноса свойств одного объекта на другой на основании установления временного тождества данных предметов. Например, человек есть машина. Человек – как машина.

Идеализация представляет собой мысленный предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к их крайним, логически возможным значениям. Например: геометрическая точка, – это предмет, размеры которого равны нулю; абсолютно черное тело – это объект, способный 100% поглощать падающую на него энергию. Второй способ построения идеального объекта – это его введение с помощью логической операции определения.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному. Выведение из посылок следствия по правилам логики.

Индукция – вид логического обобщающего умозаключения от частного к общему, когда на основе повторяющегося признака у отдельных явлений делается заключение о его принадлежности всем явлениям данного класса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчет при постоянной температуре поверхности | Измерение. Эмпирические методы научного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.