КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия ГРЭ
Лекция 1. Методологические основы государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции - количественные соотношения между: - различными подразделениями и сферами общественного производства; - отраслями; - территориальным распределением производительных сил. Макроэкономические пропорции предполагают такое распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому пропорциональность национальной экономики проявляется в соответствии: между объемом и структурой общественных и личных потребностей, с одной стороны; объемом и структурой национального продукта - с другой. Установление, поддержание и изменение сложившихся пропорций представляет собой сложный экономический процесс. Эта сложность обусловлена не только большим многообразием пропорций в народном хозяйстве, но и тем, что пропорции формируются под воздействием множества факторов. Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций: 1) общеэкономические - между наиболее крупными сферами национальной экономики; 2) межотраслевые - между взаимосвязанными отраслями национальной экономики; 3) внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли; 4) территориальные - общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории; 5) межгосударственные - между отдельными государствами на основе международного разделения труда. Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме измерения на натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов. Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов. Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта - денежной выручкой и доходами в сфере производства товаров и услуг; доходами предприятий, государства и населения; обращением товаров и денег в национальной экономике. Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Пропорции в национальной экономике объективны. Пропорции динамичны, в ходе развития экономики они меняются количественно и качественно. Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Различают общие и частные диспропорции: - общие связаны с нарушением пропорциональности во всем народном хозяйстве и носят, как правило, долгосрочный характер; - частные имеют локальный характер, могут охватывать отдельные части общественного производства. В устранении диспропорций большую роль играют текущие запасы и государственные резервы. Несбалансированность экономики России проявляется в диспропорциях: - материально-вещественных; - стоимостных; - структурных; - трудовых ресурсов и рабочих мест; - региональных и др. Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них, выступает в форме равновесия, прежде всего, спроса и предложения. Различают равновесие частичное и общее. Частичное равновесие достигается на макроуровне посредством ценового механизма и предполагает равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам. Общее равновесие требует согласования деятельности всех сфер экономики. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности широко применяется государственное регулирование.
Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования экономики. К основным объектам, на которые направлено воздействие государства, относятся: 1. секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводственная и социальная структуры хозяйства; 2. экономический цикл; 3. занятость; 4. уровень жизни; 5. образование и подготовка кадров; 6. денежное обращение; 7. НИОКР и инвестиции; 8. платежный баланс; 9. социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; 10. окружающая среда; 11. цены, антиинфляционные процессы; 12. государственный сектор экономики; 13. финансовые ресурсы и межбюджетные отношения; 14. процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации; 15. формы собственности в разных отраслях экономики; 16. внешнеэкономическая деятельность и др. Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации это: - Президент РФ; - Федеральное Собрание - парламент; - Правительство РФ; - федеральные суды. В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и независящий от национальных государств транснациональный капитал, он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство. «Транснациональные корпорации» (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технику, технологии и ноу-хау. Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую власть в своих руках. Нередко они диктуют свою волю другим странам. С позиций регулирования следует учитывать, что законы свободного рынка не полностью работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые не рынком, а стратегией корпорации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |