КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования, предъявляемые к уроку
Урок — основной компонент Организация деятельности учащихся на уроке. Подготовка преподавателя и учащихся к уроку. Современные тенденции развития уроков и пути повышения их эффективности. Нестандартные уроки. Характеристика типов уроков. Типы и структуры уроков. Урок — основной компонент классно-урочной системы обучения. Требования, предъявляемые к уроку. Урок — основная Форма организации обучения ЛЕКЦИЯ 22
классно-урочной системы обучения.
Формы организации обучения в различных типах учебных заведений также различны: в школах и училищах — уроки, в техникумах и вузах — лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия. Лекция будет посвящена уроку — как ключевому компоненту классно-урочной системы обучения, рассмотренной на прошлом занятии, является урок. Урок является формой обучения в средних школах, гимназиях, лицеях, профессиональных училищах. Поскольку значительную часть учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации теоретического обучения. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок — это форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, воспитания и развития. Итак, урок является коллективной формой организации обучения, которой присущ: — постоянный состав учащихся, — определенные временные рамки занятий (45 мин), — твердо установленное расписание, — организация учебной работы над одним и тем же материалом. Сущность и назначение урока — состоит во взаимодействии педагога и учащихся, целью которого является усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса — от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество образовательной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств. 9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. 12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся: * четкое определение образовательных задач каждого урока; *рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; * внедрение новейших технологий познавательной деятельности; * рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; * творческий подход к формированию структуры урока; * сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; * обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; * научный расчет и мастерство проведения урока. Воспитательные требования к уроку включают: * определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; * постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; * воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.; * внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах. К Развивающим требованиям относятся: * формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; * изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; * проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; * прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Организационные требования к уроку: * наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. * организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и четкость, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). * подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО. Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: — психологические, — управленческие, — требования оптимального общения учителя с учащимися, — требования сотрудничества, — санитарно-гигиенические, — этические и т. д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |