КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример конкретизации целей урока
Известный педагог Н.П. Гузик (Одесса), рассказывая о своей лекционно-семинарской системе обучения химии, приводит пример разработки целей урока: Тема урока: «Свойства ароматических углеводородов. Механизм реакций замещения атомов водорода в бензольном ядре». Тип урока: урок общего рассмотрения темы. Цели урока: а) Чему обучить. 1. Применять знания об эффекте сопряжения двойных и одинарных связей для прогнозирования свойств вещества. 2. Понимать ход реакций замещения атомов водорода в бензольном ядре. 3. Определять относительную реакционную способность гомологов бензола и его производных. б) Что развивать у учащихся. 1. Понимание причинно-следственных связей между структурой вещества и его свойствами. 2. Понимание теории вероятных структур и методов их анализа. 3. Понимание природы единства физических и химических явлений. в) Что воспитывать у учащихся. 1. Точный аналитический подход к рассмотрению явлений природы. 2. Умение видеть гармонию миростроения. 3. Любовь к исследованию, а через нее — к науке и производственной деятельности. 2. Типы и структуры уроков.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика проведения во многом зависят дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Поэтому можно говорить о методическом разнообразии уроков. Для того чтобы выявить общее в огромном разнообразии уроков, их необходимо классифицировать. Но по каким же общим признакам группировать учебные занятия, если на каждом из них ставятся свои цели, задачи, изучается неодинаковый материал, применяются разнообразные технологии и методики? Проблема эта сложная и не вполне разрешенная ни в мировой, ни в отечественной дидактике, поэтому существуют различные подходы к классификации уроков. Количество известных классификаций исчисляется десятками Из педагогов прошлого наиболее стройную и до настоящего времени сохраняющую свое научное значение классификацию уроков дал К. Д. Ушинский. Он выделял следующие типы уроков: — во-первых, уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала; — во-вторых, уроки, устных и практических упражнений, на которых осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков: — в-третьих, уроки письменных упражнений, — в четвертый тип уроков — уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: —дидактическим целям, — месту уроков в общей системе обучения. Основными типами уроков, по данной классификации являются: 1) уроки комбинированные, или смешанные, 2) уроки сообщения и изучения новых знаний; 3) уроки закрепления изученного материала: — урок формирования умений и навыков, — урок применения знаний и умений, — лабораторный урок. 4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; 5) уроки проверки и оценки знаний. Вопрос о том, к какому типу относится тот или иной урок, имеет большое практическое значение. Ведь с чего начинается подготовка учителя к занятиям? Она начинается с продумывания вопроса: какие дидактические цели предстоит осуществлять учителю на предстоящем уроке и, следовательно, каким он должен быть по своей структуре и методике? В зависимости от этого подбирается необходимый дидактический материал и определяется методика занятий. Введем понятие структуры урока, так как эффективность и результативность урока во многом определяются именно его структурой. Структура урока — его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Структура урока — дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. — основную структуру -дидактическую, — три подструктуры: — логико-психологическую, — мотивационную, — методическую. Дидактическая структура является регулятивом деятельности прежде всего преподавателя. Дидактическая структура состоит из трех этапов: — актуализация опорных знаний и способов действий; — формирование новых понятий и способов действий; — применение знаний, формирование навыков и умений. Учебная деятельность учащегося регулируется логико-психологической подструктурой урока. Логико-психологическая подструктура состоит из следующих этапов: — воспроизведение и восприятие известного знания; — восприятие новых знаний и способов действий; — осознание и осмысление элементов нового; — обобщение элементов знания и способов действий; — применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях. Мотивационная подструктура урока служит для учета интересов и потребностей учащихся преподавателем. Мотивационная подструктура урока состоит из след этапов: - организация и управление вниманием учащихся; - разъяснение смысла деятельности; актуализация мотивационных состояний; - совместная с учащимися постановка целей занятия; - обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях; - оценивание действий, процесса и результатов обучения. Все вышеназванные структуры урока реализуются в практической деятельности преподавателя при помощи Методической подструктуры. Число элементов в ней, их последовательность определяются педагогом исходя из общей дидактической структуры урока, целей обучения, воспитания и развития учащихся. Например, на одном уроке она может предусматривать постановку вопросов на воспроизведение учащимися опорных знаний, рассказ преподавателя, решение задач по образцу и др. На другом — выполнение самостоятельной работы поискового характера, постановку вопросов, обобщающую беседу и др. Раскрывая дидактические основы урочных занятий необходимо помнить, что им присущи структурные компоненты процесса обучения в целом: — целевой, — мотивационный, — содержательный, — операционно-деятельностный, — контрольно-регулировочный, — оценочно-результативный. Необходимо заметить, что урок нужно рассматривать не только с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, но и с позиции постановки и достижения целей и задач. Преподаватель сейчас свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Но может случиться так, что в условиях произвольного сочетания этапов урока (бесструктурный урок), будут иметь место нарушения закономерностей познавательной деятельности учащихся, которые, в свою очередь, приводят к снижению педагогического эффекта.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |