Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осмысление и усвоение (запоминание) нового материала

Этот этап урока, как правило, начинается с установления связей нового с ранее изученным.

Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в си­стему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем скорее оно будет понято. Установле­ние связи нового материала с ранее пройденным осуществляется разнообразными путями.

Во-первых, учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным мате­риалом и новой темой. Например, в VIII классе по ал­гебре изучается тема «Арифметическая прогрессия», следующая тема — «Геометрическая прогрессия». При переходе к ее изучению учитель указывает, что на пре­дыдущем уроке изучалась арифметическая прогрессия, сегодня же нужно изучить геометрическую прогрессию. В чем же состоит ее сущность? Чем она отличается от прогрессии арифметической?

Во-вторых, связь нового материала с пройденным может быть установлена на основе противопоставления. Например, по математике после изучения действия с умножением обычно изучаются действия деления. В этих случаях учитель указывает, что действием, обрат­ным умножению, является деление, и затем определяет тему нового материала.

В-третьих, новый материал может быть связан с ра­нее изученным путем указания на последовательность в расположении программного материала. Например, учитель указывает, что эта тема будет служить основой для последующих и перечисляет какие темы будут изучаться после этой,

Вместе с тем учителю необходимо заботиться о воз­буждении познавательной активности учащихся. Многие учителя с целью возбуждения внимания и познавательной активности учащихся начинают свое изложение с рассказа о каких-то ярких и связанных с темой урока фактах и событиях или же создают про­блемные ситуации.

При изучении нового материала во многих случаях его изложение начинается с создания проблемной ситуации.

Так, при изучении по физике в VI классе темы «Си­ла трения» учитель может создать проблемную ситуацию путем анализа следующих примеров: автомобиль и вело­сипед, мчащиеся с большой скоростью, все же останав­ливаются, если выключить мотор или же велосипедист прекращает вращать педали. Возникает вопрос: почему автомобиль и велосипед останавливаются? Какая сила действует на них в этом случае? Постановка этих во­просов означает создание на уроке проблемной ситуации, которая мобилизует мышление учащихся к ее разрешению.

Далее следует непосредственная работа по усвоению нового материала, его теоретической стороны.

Как отме­чалось в лекции о сущности обучения (вопрос — познавательная деятельность учащихся), эта работа должна включать в себя:

— первичное восприя­тие и осмысление нового материала,

— его последующее, более глубокое осмысление и запоминание.

Иначе говоря, овладение новым материалом, как правило, должно пре­дусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и запоминанию. Только при этом условии новый материал может быть усвоен непосредственно на уроке.

Для успешного овладения изучаемым материалом на уроке большое значение имеет то, чтобы при его воспри­ятии, осмыслении и усвоении учащиеся проявляли высо­кую познавательную активность.

Уже шла речь о проблемном изложении изучаемого материала как методе активизации познаватель­ной деятельности учащихся на уроке.

Сущность проблемного метода состоит в том, что в процессе работы по осмыслению нового материала учитель, ис­пользуя примеры и факты, ставит перед учащимися по­знавательные проблемы или задачи, побуждает их к размышлениям, к поиску путей решения этих проблем и раскрытию сущности изучаемых предметов и явлений, т. е. заключенных в них причинно-следственных связей.

Вот как была организована проблемным образом учебная работа на уроке ботаники в V классе по теме «Образование крахмала в листьях на свету».

Для создания проблемной ситуации учитель расска­зал учащимся об опыте, проделанном одним голландским ученым.

Ученый высушил землю и наполнил ею кадку. Вес земли составлял 80 кг. В кадку была посажена вет­ка ивы, весившая 2 кг. Растение поливалось дождевой или дистиллированной водой, лишенной минеральных солей. Через пять лет дерево выросло большим и весило 60 кг. Вес же земли в кадке равнялся 79 кг 943 г. Полу­чилось, что за пять лет вес дерева увеличился на 58 кг, а вес земли уменьшился на 57 г. За счет чего дерево уве­личилось в размере и весе?

Учащиеся строят предположения. Но для решения создавшегося затруднения им не хватает знаний. Учитель предлагает найти правильный ответ путем анализа вы­полненных отдельными учащимися опытов.

Опыт 1. Без света крахмал в листьях не образуется.

Опыт 2. Без углекислого газа крахмал не образуется.

Оба опыта подробно описаны в учебнике ботаники. В результате анализа этих опытов учащиеся убежда­ются в том, что главное назначение листьев состоит в образовании в клетках мякоти органического вещест­ва — крахмала — из воды и минеральных веществ, при­текающих из корней по стеблю в листьях по жилкам и сосудистым пучкам, и углекислого газа, который погло­щается на свету из воздуха.

Учитель поясняет, что углекислый газ, поглощаемый листьями на свету, расщепляется на кислород и углерод. Кислород выделяется в воздух, а из углерода и воды об­разуются углеводы (крахмал, сахар). Процесс образова­ния углеводов на свету называют фотосинтезом.

Учащие­ся самостоятельно приходят к выводу, что увеличение веса растения в процессе его роста в основном происхо­дит благодаря фотосинтезу.

Прошлый опыт не давал учащимся возможности по­лучить ответ на поставленный вопрос, поэтому они особенно внимательно анализировали опыты. Этот анализ и дал им возможность получить недостающие знания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу | Задавание урока на дом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.