КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Осмысление и усвоение (запоминание) нового материала
Этот этап урока, как правило, начинается с установления связей нового с ранее изученным. Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем скорее оно будет понято. Установление связи нового материала с ранее пройденным осуществляется разнообразными путями. Во-первых, учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным материалом и новой темой. Например, в VIII классе по алгебре изучается тема «Арифметическая прогрессия», следующая тема — «Геометрическая прогрессия». При переходе к ее изучению учитель указывает, что на предыдущем уроке изучалась арифметическая прогрессия, сегодня же нужно изучить геометрическую прогрессию. В чем же состоит ее сущность? Чем она отличается от прогрессии арифметической? Во-вторых, связь нового материала с пройденным может быть установлена на основе противопоставления. Например, по математике после изучения действия с умножением обычно изучаются действия деления. В этих случаях учитель указывает, что действием, обратным умножению, является деление, и затем определяет тему нового материала. В-третьих, новый материал может быть связан с ранее изученным путем указания на последовательность в расположении программного материала. Например, учитель указывает, что эта тема будет служить основой для последующих и перечисляет какие темы будут изучаться после этой, Вместе с тем учителю необходимо заботиться о возбуждении познавательной активности учащихся. Многие учителя с целью возбуждения внимания и познавательной активности учащихся начинают свое изложение с рассказа о каких-то ярких и связанных с темой урока фактах и событиях или же создают проблемные ситуации. При изучении нового материала во многих случаях его изложение начинается с создания проблемной ситуации. Так, при изучении по физике в VI классе темы «Сила трения» учитель может создать проблемную ситуацию путем анализа следующих примеров: автомобиль и велосипед, мчащиеся с большой скоростью, все же останавливаются, если выключить мотор или же велосипедист прекращает вращать педали. Возникает вопрос: почему автомобиль и велосипед останавливаются? Какая сила действует на них в этом случае? Постановка этих вопросов означает создание на уроке проблемной ситуации, которая мобилизует мышление учащихся к ее разрешению. Далее следует непосредственная работа по усвоению нового материала, его теоретической стороны. Как отмечалось в лекции о сущности обучения (вопрос — познавательная деятельность учащихся), эта работа должна включать в себя: — первичное восприятие и осмысление нового материала, — его последующее, более глубокое осмысление и запоминание. Иначе говоря, овладение новым материалом, как правило, должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и запоминанию. Только при этом условии новый материал может быть усвоен непосредственно на уроке. Для успешного овладения изучаемым материалом на уроке большое значение имеет то, чтобы при его восприятии, осмыслении и усвоении учащиеся проявляли высокую познавательную активность. Уже шла речь о проблемном изложении изучаемого материала как методе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Сущность проблемного метода состоит в том, что в процессе работы по осмыслению нового материала учитель, используя примеры и факты, ставит перед учащимися познавательные проблемы или задачи, побуждает их к размышлениям, к поиску путей решения этих проблем и раскрытию сущности изучаемых предметов и явлений, т. е. заключенных в них причинно-следственных связей. Вот как была организована проблемным образом учебная работа на уроке ботаники в V классе по теме «Образование крахмала в листьях на свету». Для создания проблемной ситуации учитель рассказал учащимся об опыте, проделанном одним голландским ученым. Ученый высушил землю и наполнил ею кадку. Вес земли составлял 80 кг. В кадку была посажена ветка ивы, весившая 2 кг. Растение поливалось дождевой или дистиллированной водой, лишенной минеральных солей. Через пять лет дерево выросло большим и весило 60 кг. Вес же земли в кадке равнялся 79 кг 943 г. Получилось, что за пять лет вес дерева увеличился на 58 кг, а вес земли уменьшился на 57 г. За счет чего дерево увеличилось в размере и весе? Учащиеся строят предположения. Но для решения создавшегося затруднения им не хватает знаний. Учитель предлагает найти правильный ответ путем анализа выполненных отдельными учащимися опытов. Опыт 1. Без света крахмал в листьях не образуется. Опыт 2. Без углекислого газа крахмал не образуется. Оба опыта подробно описаны в учебнике ботаники. В результате анализа этих опытов учащиеся убеждаются в том, что главное назначение листьев состоит в образовании в клетках мякоти органического вещества — крахмала — из воды и минеральных веществ, притекающих из корней по стеблю в листьях по жилкам и сосудистым пучкам, и углекислого газа, который поглощается на свету из воздуха. Учитель поясняет, что углекислый газ, поглощаемый листьями на свету, расщепляется на кислород и углерод. Кислород выделяется в воздух, а из углерода и воды образуются углеводы (крахмал, сахар). Процесс образования углеводов на свету называют фотосинтезом. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что увеличение веса растения в процессе его роста в основном происходит благодаря фотосинтезу. Прошлый опыт не давал учащимся возможности получить ответ на поставленный вопрос, поэтому они особенно внимательно анализировали опыты. Этот анализ и дал им возможность получить недостающие знания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |