Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как категория дидактики




СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-производственные средства обучения.

Характеристика современных средств обучения.

Средства обучения как категория дидактики.

Средства обучения

ЛЕКЦИЯ 24

Begin repeat with start^ do

begin writeln(name);

writeln(adr);

writeln(tel);

end; start:=start^.next

until start= nil;

end {write_list};

BEGIN TextBackground(cyan);TextColor(white);ClrScr;

window(10,5,40,20);TextBackground(green); ClrScr;

new(first);p:=first;pp:= nil;

repeat if pp<> nil then {образование очередного элемента}

begin new(p);pp^.next:=p end;

with p^ do { заполнение элемента списка}

begin write('Ф.И.О.:'); readln(name);

write('Адрес:'); readln(adr);

write('Телефон:');readln(tel);

next:= nil

end; pp:=p;readln(s)

until (s=' ');

writeln('Список телефонов создан');

write_list(first);writeln('Вывод списка завершен');

END {list_tel}.

 

В этой программе элементы списка телефонов создаются циклически до тех пор, пока после заполнения полей очередного элемента списка будет введён символ-пробел. Последний элемент списка имеет нулевой указатель на следующий элемент. После создания списка процедура write_list распечатывает содержимое списка.

Для возврата освободившегося участка хип-памяти используется процедура dispose (p), где p – типизированный указатель, и процедура freemem(p,k), где к – размер в байтах освобождаемого участка для нетипизированного указателя p.

В Турбо Паскале имеется ещё ряд стандартных процедур и функций, работающих с указателями. Приведем некоторые из них.

Процедура mark(ptr) - запоминает в ptr текущее значение указателя HeapPtr.

Процедура release(ptr) - освобождение участка хип-памяти от текущего указателя, сохраненного процедурой mark(ptr), до конца хип-памяти.

Функции maxavail и memavail - возвращают размер (в байтах) наибольшего непрерывного участка или общего свободного пространства хип-памяти соответственно.

Функция addr(x) - возвращает указатель, содержащий адрес аргумента x (имя переменной, процедуры, функции). Эту же функцию выполняет операция @x.

 

 

 

 

Средства обучения — это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в каче­стве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения, также как и содержание, методы, организацион­ные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей со­ставляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.

Материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компонен­ты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия, пр.

Так, например, достаточно широкое использование средств новых информационных технологий неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальные, групповые), не замыкаю­щиеся рамками традиционного урока.

Неизбежно подвергаются тем или иным изменениям и цели, содер­жание обучения. Именно с возникновением новых средств и техниче­ских достижений стало возможным включать в программу те разделы науки, которые ранее были недоступны для понимания учащихся. Уже сегодня учащиеся получают реальные возможности для раскрытия сво­его творческого потенциала, развития природных задатков и способно­стей, овладевая новыми методами и технологиями обучения, которые стали возможны лишь с появлением новой техники.

Таким образом, в категориальном аппарате дидактики материаль­ные средства (орудия труда) имеют самостоятельный статус наряду с целями, содержанием, методами, организационными формами обу­чения.

Более того, роль средств обучения как инструмента учебно-воспи­тательной деятельности возрастает в связи с технологизацией всех сфер общественной жизни.

В исследованиях, затрагивающих проблему создания и использо­вания средств обучения, просматриваются два основных подхода к классификации: педагогический и инженерный.

Педагогический подход - основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей, в первую очередь:

- характера пред­ставления окружающей действительности,

- организации разнообраз­ных видов учебно-познавательной деятельности уч-ся,

- осущест­вления мотивационных, учебно-воспитательных и контрольно- кор­ректирующих и т.д. функций преподавателя.

Инженерный подход - позволяет учесть конструктивно-технологические особенности средств обучения, их деление на классы в зависимости от способа производства, каналов воздействия на учащихся, эргономических характеристик и др.

В дидактическом плане наиболее обоснованной представляется классификация средств обучения по характеру представления в них окружающей действительности, предложенная С.Г. Шаповаленко:

1. Натуральные объекты — включают предметы объективной дей­ствительности для непосредственного изучения:

- образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, живо­тные, чучела, микропрепараты, реактивы и др.

К этой группе средств обучения относятся также:

- натуральные наглядные пособия в виде спе­циально обработанных узлов и механизмов оборудования,

- учебно-про­изводственное, демонстрационное и лабораторное оборудование,

- а так­же учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отра­батывают профессиональные навыки и умения.

2. Изображения и отображения материальных объектов (ориги­налов) составляют группу, в которую входят:

- модели, муляжи, маке­ты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображе­ния, картины, портреты),

- экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео-и звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи).

В свою очередь, каждая из указанных подгрупп может быть также классифицирована по определенным основаниям.

Например, модели:

1) по способу замены оригинала — материаль­ные и идеальные (мыслительные, знако вые или символические);

2) по внутренней организации объекта (структурные, функциональ­ные и смешанные);

3) по функциональному назначению (демонстра­ционные, раздаточные);

4) по способу отображения предмета (дина­мичные, статичные, плоские, объемные, смешанные).

 

3. Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики), включают:

- текстовые таблицы, схемы, гра­фики, диаграммы, планы, карты,

- учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.

4. Технические средства обучения (ТСО).

Это средства обучения — носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройст­ва. К ним относятся: транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофиль­мы, звукозаписи, компьютерные программы и др.

К группе технических средств (ТС) относится:

- различная проекци­онная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапро­екторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны);

- тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройст­ва,

- электронно-вычислительная техника, если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы, кото­рая и является в строгом смысле слова средством обучения.

Отдельно следует выделить различного рода информаци­онные среды, такие, как, например, телекоммуникации (электрон­ная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Internet, мультимедиа системы), которые в прямом смысле средства­ми обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий проис­ходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.

 

Данная классификация разработана с учетом такого важного в теории классификаций фактора, как фактор развития, а потому дает возможность выделить те классификационные признаки, которые могут выявиться в связи с появлением новых видов СО. Так, появив­шиеся значительно позднее после опубликования данной классифи­кации такие средства обучения, как видеозаписи, средства ЭВТ, тре­нажеры-имитаторы и др., нашли в ней свое место.

 

Формирование систем средств обучения предполагает не только зна­ние классификационной отнесенности видов средств обучения по тем или иным признакам, но и знания их дидактических свойств и функций.

Дидактические свойства — признаки, стороны средств обучения, отличающие его от других; особенности, проявляющиеся в дидакти­ческих функциях, отражают потенциальные возможности, присущие только данному типу СО.

Дидактические возможности - рассматриваютсякак объ­ективные тенденции применения средств в учебно-воспитательном процессе. Дидактические возможности - представляют собой связующее звено между дидактически­ми свойствами и дидактическими функциями.

Вследствие близости понятий “дидактическое свойство” и “дидактическая возможность” их в педагогической литературе зачастую не различают.

Как бы различны ни были дидактические функции СО, все они обладают общими функциями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.