КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как категория дидактики
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Учебно-производственные средства обучения. Характеристика современных средств обучения. Средства обучения как категория дидактики. Средства обучения ЛЕКЦИЯ 24 Begin repeat with start^ do begin writeln(name); writeln(adr); writeln(tel); end; start:=start^.next until start= nil; end {write_list}; BEGIN TextBackground(cyan);TextColor(white);ClrScr; window(10,5,40,20);TextBackground(green); ClrScr; new(first);p:=first;pp:= nil; repeat if pp<> nil then {образование очередного элемента} begin new(p);pp^.next:=p end; with p^ do { заполнение элемента списка} begin write('Ф.И.О.:'); readln(name); write('Адрес:'); readln(adr); write('Телефон:');readln(tel); next:= nil end; pp:=p;readln(s) until (s=' '); writeln('Список телефонов создан'); write_list(first);writeln('Вывод списка завершен'); END {list_tel}.
В этой программе элементы списка телефонов создаются циклически до тех пор, пока после заполнения полей очередного элемента списка будет введён символ-пробел. Последний элемент списка имеет нулевой указатель на следующий элемент. После создания списка процедура write_list распечатывает содержимое списка. Для возврата освободившегося участка хип-памяти используется процедура dispose (p), где p – типизированный указатель, и процедура freemem(p,k), где к – размер в байтах освобождаемого участка для нетипизированного указателя p. В Турбо Паскале имеется ещё ряд стандартных процедур и функций, работающих с указателями. Приведем некоторые из них. Процедура mark(ptr) - запоминает в ptr текущее значение указателя HeapPtr. Процедура release(ptr) - освобождение участка хип-памяти от текущего указателя, сохраненного процедурой mark(ptr), до конца хип-памяти. Функции maxavail и memavail - возвращают размер (в байтах) наибольшего непрерывного участка или общего свободного пространства хип-памяти соответственно. Функция addr(x) - возвращает указатель, содержащий адрес аргумента x (имя переменной, процедуры, функции). Эту же функцию выполняет операция @x.
Средства обучения — это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Средства обучения, также как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения. Материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия, пр. Так, например, достаточно широкое использование средств новых информационных технологий неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальные, групповые), не замыкающиеся рамками традиционного урока. Неизбежно подвергаются тем или иным изменениям и цели, содержание обучения. Именно с возникновением новых средств и технических достижений стало возможным включать в программу те разделы науки, которые ранее были недоступны для понимания учащихся. Уже сегодня учащиеся получают реальные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, развития природных задатков и способностей, овладевая новыми методами и технологиями обучения, которые стали возможны лишь с появлением новой техники. Таким образом, в категориальном аппарате дидактики материальные средства (орудия труда) имеют самостоятельный статус наряду с целями, содержанием, методами, организационными формами обучения. Более того, роль средств обучения как инструмента учебно-воспитательной деятельности возрастает в связи с технологизацией всех сфер общественной жизни. В исследованиях, затрагивающих проблему создания и использования средств обучения, просматриваются два основных подхода к классификации: педагогический и инженерный. Педагогический подход - основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей, в первую очередь: - характера представления окружающей действительности, - организации разнообразных видов учебно-познавательной деятельности уч-ся, - осуществления мотивационных, учебно-воспитательных и контрольно- корректирующих и т.д. функций преподавателя. Инженерный подход - позволяет учесть конструктивно-технологические особенности средств обучения, их деление на классы в зависимости от способа производства, каналов воздействия на учащихся, эргономических характеристик и др. В дидактическом плане наиболее обоснованной представляется классификация средств обучения по характеру представления в них окружающей действительности, предложенная С.Г. Шаповаленко: 1. Натуральные объекты — включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: - образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, чучела, микропрепараты, реактивы и др. К этой группе средств обучения относятся также: - натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, - учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, - а также учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения. 2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: - модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты), - экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео-и звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи). В свою очередь, каждая из указанных подгрупп может быть также классифицирована по определенным основаниям. Например, модели: 1) по способу замены оригинала — материальные и идеальные (мыслительные, знако вые или символические); 2) по внутренней организации объекта (структурные, функциональные и смешанные); 3) по функциональному назначению (демонстрационные, раздаточные); 4) по способу отображения предмета (динамичные, статичные, плоские, объемные, смешанные).
3. Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики), включают: - текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, - учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др. 4. Технические средства обучения (ТСО). Это средства обучения — носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятся: транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы и др. К группе технических средств (ТС) относится: - различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); - тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, - электронно-вычислительная техника, если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы, которая и является в строгом смысле слова средством обучения. Отдельно следует выделить различного рода информационные среды, такие, как, например, телекоммуникации (электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Internet, мультимедиа системы), которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.
Данная классификация разработана с учетом такого важного в теории классификаций фактора, как фактор развития, а потому дает возможность выделить те классификационные признаки, которые могут выявиться в связи с появлением новых видов СО. Так, появившиеся значительно позднее после опубликования данной классификации такие средства обучения, как видеозаписи, средства ЭВТ, тренажеры-имитаторы и др., нашли в ней свое место.
Формирование систем средств обучения предполагает не только знание классификационной отнесенности видов средств обучения по тем или иным признакам, но и знания их дидактических свойств и функций. Дидактические свойства — признаки, стороны средств обучения, отличающие его от других; особенности, проявляющиеся в дидактических функциях, отражают потенциальные возможности, присущие только данному типу СО. Дидактические возможности - рассматриваютсякак объективные тенденции применения средств в учебно-воспитательном процессе. Дидактические возможности - представляют собой связующее звено между дидактическими свойствами и дидактическими функциями. Вследствие близости понятий “дидактическое свойство” и “дидактическая возможность” их в педагогической литературе зачастую не различают. Как бы различны ни были дидактические функции СО, все они обладают общими функциями.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |