Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая роль конкуренции

Конкуренция и монополия

Лекция 24.10.12

 

Вопросы:

1. Экономическая роль конкуренции

2. Влияние монополии на рыночную эк-ку

 

 

 

Эффективность рыночной системы зависит от тех условий, в которых она действует. Условия формируют участники рынка. При взаимодействии между ними возникают партнерские или конкурентные отношения. Оптимальный вариант- сотрудничество с одновременным соперничеством. Выигрывает тот, кто при этом избегает открытой конфрантации, явной враждебности.

Конкуренция - это борьба участников рыночного хозяйства за наилучшие условия приобретения товаров производство и реализации созданных товаров.

Конкуренция вполне объективное явление, не зависимо от того по какой модели развивается экономика страны (либеральная или социально-ориентированная).

 

Неизбежность конкурентной борьбы объясняется следующими причинами:

• Хозяйственная обособленность каждого производителя

• Зависимость участников рынка от ее конъюнктуры.

В свою очередь конкуренция соответствует закону рынка, который определяет две цели: борьба за экономическое выживание; получение максимальной прибыли.

 

Конкуренция классифицируется:

По масштабам развития:

• Индивидуальная (борьба среди мелких товаропроизводителей)

• Отраслевая (конкуренция между предприятиями одной отрасли)

• Национальная(борьба производителей в рамках национальной экономики (макроэкономики) за выход на внешние рынки)

• Глобальная (борьба транснациональных промышленных производственных компаний (ТНК) за монопольно высокие прибыли на различных внешних рынках мировой экономики)

 

По характеру развития конкуренция подразделяется на свободную и регулируемую:

• Свободная конкуренция- действует, как правило, в пределах свободных рынков, где действует товаропроизводитель не подконтрольный государству без каких-либо официальных юридических прав. При этом на рынок не ограничен доступ новым субъектам, ни один из участников рынка не влияет на уровень цен. Свободная конкуренция полномасштабно действовала в период формирования классического капитализма (18-19 века) на этапе первоначального накопления капиталов. В современных условиях свободная конкуренция действует лишь на 2-х рынках: фондовом (при операциях с ценными бумагами) и на земельном рынке, где сложно установить правовые нормы скупки и продажи наиболее плодородных территорий.

• Регулируемая конкуренция- это государственный контроль, обеспечивающий защиту цивилизованной, открытой конкуренции. Основная цель: обеспечение рыночных условий для наибольшего числа предпринимателей при ограничении влияния со стороны монополий. В данных условиях уровень спроса и предложения не являются определяющими поскольку монополистические объединения формируют свои условия для получения монопольно высоких прибыль.

 

По своим методам конкуренция подразделяется:

Ценовая - характерна применением демпинга цен (явного занижения) демпинговые цены являются таковыми, если они ниже на 20% цен внутреннего рынка государства и на 8% ниже официальных мировых цен. Задачи демпинга: разорить конкурента.

Неценовая - наоборот способствует развития национальных экономик за счет применения передовых технологий, улучшения форм обслуживания покупателей, т. е. неценовая конкуренция соответствует понятию открытой цивилизованной борьбы.

 

Тем не менее поскольку конкурентная борьба имеет основной целью получение максимальной прибыли, следовательно в основе ее лежит контроль за ценами. В частности в условиях индивидуальной конкуренции частные мелкие товаропроизводители вынуждены ориентироваться на равновесную рыночную цену. Этот уровень является для них нормой.

Если продавец установил сравнительно высокую цену, то в ближайшее время спрос на его продукцию будет снижаться и цены так же придется снижать. Поэтому уровень рыночной цены заставляет предприятия постоянно снижать свои затраты для получения доходов, в условиях рыночного обмена. Поскольку продукция продается по равновесной рыночной цене, то индивидуальная стоимость создаваемых товаров должна быть ниже рыночной цены.

Для получения дополнительных доходов товаропроизводитель должен постоянно приобретать новую технику и технологии.

Таким образом, конкуренция прежде всего вынуждает к наиболее эффективной организации производства.

 

Несколько иные нормы и правила национальной конкуренции. Национальная конкуренция, как рыночный регулятор проявляется следующим образом:

• Воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями

• Конкуренция устраняет неравные соотношения спроса и предложения товаров в масштабах национального рынка

• Она приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

 

 

1. Равновесная цена нормальная соответствует совпадению интересов участников рынка. Цр-Р

2. Рыночная цена выше уровня равновесной. При этом резко снижается спрос на предлагаемые товары, предложение превышает уровень спроса. В данном случае формируется избыток товаров в секторе С2 Р П2. Данная ситуация создает условия конкуренции в среде продавцов. Выиграет из них тот, кто начнет продавать свои товары приближаясь к уровню равновесной цены.

3. Товары в сегменте рынка начинают продаваться по ценам, гораздо ниже равновесной цены. В этом случае спрос быстро насыщается и формируется дефицит продукции в секторе П1РС1. Данная ситуация вызывает соперничество среди покупателей. Желая в условиях дефицита товаров приобретать продукцию, покупатели будут вынуждены соглашаться на несколько высокие цены, по сравнению с теми, которые не стимулируют предложения со стороны продавцов. Только подобная ситуация позволит поднять на новый уровень спрос и предложение товаров.

Таким образом, подобные варианты способствуют усилению конкурентной борьбы в среде участников рынка и, постепенно насыщая его товарами, формировать на определенное время равновесную цену.

 

Вывод:

• Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на конъюнктуру рынка, чем законы спроса и предложения

• Конкуренция приводит чрезмерно высокие и очень низкие цены к единому равновесному уровню

• В процессе конкуренции формируются общественно-нормальные условия производства и сбыта продукции (трудовая теория стоимости)

• В условиях рыночной конкуренции постепенно осваиваются передовые технологии выпуска продукции более высокого качества, более конкуренто-способной

• Конкурентная борьба устраняет малоэффективные убыточные производства и способствует увеличению более совершенных предприятий. Экономика государств при более мощном развитии промышленного сектора постоянно повышает свой экономический потенциал.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология паники | Основной обмен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.