Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В структуре обучения

Психологическое содержание, место и функции оценки

Особенности педагогического оценивания школьников различных возрастов.

Условия эффективности педагогической оценки.

Виды педагогической оценки.

Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании.

Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения.

Вопросы

Тема 4.6. Психология педагогической оценки

Оценка является важной частью процесса обучения. В психолого-педагогической литературе общепризнано, что проверка знаний и умений и их оценка являются необходимой и важной частью процесса обучения. Ориентируя учащегося о состоянии его знаний и умений, оценка способствует осознанию им достигнутого уровня в соответствии с требуемым и оказывает стимулирующее влияние на его умственную работу.

Многие психологи подчеркивали важную роль оценки в учебной деятельности школьников. Б. Г. Ананьев подчеркивал, что педагогическая оценка является «фактом непосредственного руководства» учащимся и что знание учащимися своих возможностей и результатов учения – есть обязательное условие их дальнейшего психологического развития. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности». Одним из важнейших компонентов учебной деятельности учащегося считал оценку и Л. С. Выготский. Он писал: «всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих». Как «объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике» определяет оценку знаний Л. И. Божович.

Оценивание учебной деятельности предполагает оперирование такими понятиями, как «оценка» и «отметка». Нередко данные понятия отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических аспектов оценочной деятельности педагогов.

Оценка – оценочные суждения, осуществляемые педагогам с целью констатации уровня обученности учащихся и стимулирования их активности.

Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, используемых для стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

В отличие от оценки, отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.

Отметка результат процесса оценивания, часто выражаемый в баллах.

Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием. В американской педагогической психологии различают количественную и качественную оценку. Количественная оценка подразумевает наличие измерительного инструмента (шкалы, теста) для измерения определенного показателя. Количественная оценка более точная и более объективная процедура; качественная оценка – это менее точная и более субъективная процедура, заключающаяся в суждении о способностях ученика, его мотивации, упорстве и т. д. Термин оценивание используется для обобщения всех процедур оценки и измерения успеваемости ученика и включает как количественную, так и качественную оценку.

Успеваемость характеристика овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями учебной программы.

Показателями успеваемости учащихся (текущей, за текущую тему, по четвертям, по полугодиям, итоговой – по предмету в целом или за весь курс обучения) являются оценки (отметки) по десятибалльной системе, определяемые на основе критериев. Таким образом, успеваемость выступает результатом процесса оценивания учебной деятельности учащихся и полностью от него зависит.

В психолого-педагогических работах выделяются различные функции оценивания. Б. Г. Ананьев выделял ориентирующую и стимулирующую функции. Первая функция указывает, что педагогическая оценка выступает индикатором определенных результатов и уровня достижений, которых добился учащийся в учебной деятельности и отражает успеваемость учащегося. Стимулирующая функция связана с побудительным воздействием на эмоциональную сферу личности учащегося, изменения в которой вызывают существенные сдвиги в самооценке человека, в уровне его притязаний, в области мотивации, поведения, в способах учебной работы, в системе отношений между всеми участниками учебного процесса. Под влиянием этих сдвигов ускоряются или замедляются темпы психического развития, происходят качественные преобразования в структуре интеллекта, личности и познавательной деятельности учащегося.

Известный педагог Ш. А. Амонашвили считает, что оценка выполняет следующие функции: образовательную, воспитательную, развивающую, контролирующую, мотивационную, обратной связи. Иного мнения придерживается Е. B. Акопов, который рассматривает три функции педагогической оценки с их основными сферами приложения: ориентирующая – в познавательной сфере, стимулирующая – в эмоционально-волевой сфере, организующая – в деятельности и поведении.

К специфическим функциям отметки разные авторы относят: юридическую функцию (аттестат с отметками имеет значение при поступлении в высшие учебные заведения) (Н. А. Курдюкова); контролирующую, констатирующую, уведомляющую, карательную, регулирующую функции (Г. Ю. Ксензова); мотивационную функцию (А. К. Маркова, М. В. Матюхина и др.). Многие отмечают как положительные, так и отрицательные стороны влияния отметки на мотивацию учебной деятельности.

Таким образом, разнообразие оценочных воздействий, используемых педагогом, создает насыщенный эмоциональный, мотивационный и социально-психологический контекст, которым определяется общая психологическая ситуация всего образовательного процесса. Поэтому очень важно, чтобы оценочная деятельность педагога протекала и осуществлялась им в интересах психического развития человека, чтобы педагогическая оценка, результатом которой является успеваемость учащегося, была адекватной, справедливой и объективной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Інтелектуальна власність в системі господарської діяльності | В обучении и воспитании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.