КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнические группы. Межнациональные и этноконфессиональные конфликты. Социометрический метод исследования малых групп
Социометрический метод исследования малых групп Малые социальные группы. Понятие. Виды. Организация Этнические группы. Межнациональные и этноконфессиональные конфликты Лекция 2. Социальные общности и группы
•Раса- является одним из самых сложных понятий социологии, что в немалой степени связано с расхождением между его использованием в обыденной жизни и его научным обоснованием (или отсутствием оного). Многие люди в наши дни полагают, причем полагаю ошибочно, что людей можно легко разделить на биологически различающиеся расы: Граф Жозеф Артюрде Гобино (1816-1882), которого иногда называют отцом современного расизма, предложил различать три расы: белую (кавказскую), черную (негроидную) и желтею (монголоидную). Согласно Гобино, представители белой расы обладают наиболее высоким интеллектом, моральными убеждениями и силой воли. именно благодаря эти передаваемым по наследству качествам влияние запада распространилось по всему миру. Напротив, черные близки по своей природе к животным, не имеют моральных устоев. В годы, последовавшие за Второй мировой войной, «наука о расах- была полностью дискредитирована. С точки зрения биологии не существует четко отграниченных друг от друга рас существует только некоторый ряд физических разновидностей человеческих существ. Различия в физической типе между разными группами людей возникают из-за близкородственных браков среди населения, которые варьируют в зависимости от степени контактов между различными социальными и культурными группами. Население Земли представляет собой некую непрерывность. Генетическое разнообразие в группа людей, обладающих видимыми общими физическими чертами, столько же велико, ка и различие между самими этими группами. В силу указанных причин научное сообщество фактически отказалось от понятия расы. Многие представители социальных наук сходятся во мнении, что раса — это не что иное, как идеологический конструкт, использование которого в научных кругах способствует увековечиванию распространенного мнения, будто бы «раса» имеет биологическое обоснование (Miles 1993). Другие ученые не согласны с этим и утверждают, что раса как понятие имеет смысл для многих людей, пусть да-^ же оно утратило свою биологическую основу. Расу можно трактовать как совокупность социальных отношений, которые позволяют определить отдельных людей или их группы, исходя из признаков, имеющих биологическую основу, и приписать людям исходя из этого же, различные характеристики и особенности. Расовые различия представляют собой нечто большее, чем способы описания различий между людьми - они служат также важными факторами в воспроизводстве моделей власти и неравенства в обществе. Процесс, в ходе которого то или иное понимание расы используется для классификации отдельных людей или групп людей, называется установлением расовой принадлежности (racialization). Для существования расизма - предубеждения, основанного на социально значимых физических различиях, - принципиально важным является понятие расы. Расист — это человек, считающий, что некоторые люди стоят выше или ниже других в силу особенностей, связываемых с расой. Расизм обычно понимают как поведение или отношение, npnqmee определенным людям или группам людей. Так, отдельный человек может проповедовать расистские взгляды или он может присоединиться к группе, например, к организации сторонников превосходства белых, деятельность которой носит расистский характер. Подобно тому, как дискредитировало себя понятие биологической расы, в наши дни в обществе редко находит открытое выражение и 'биологический» расизм старого толка, основанный на различиях в физических свойствах людей. Откровенно расистские идеи редко высказываются сегодня, за исключением случаев преступлений на почве расовой ненависти или политических программ определенных экстремистских группировок. Но это вовсе не означает, что расистских взглядов в современных обществах больше не существует. Скорее, как утверждают некоторые ученые, на смену им пришел более изощренный новый расизм, который использует идею различий в культуре для изоляции определенных групп населения (Barker 1981).
Теоретическое обоснование» расизма во многом явилось ответом на практический социальный запрос, который был вызван реальной практикой колониализма, и отражал, прежде всего, интересы белых колонизаторов. Постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. Это движение также выдвинуло социальный запрос на собственное теоретическое «оправдание». В итоге формировались новые «теории» о расовой исключительности, но уже не белой расы, а прежде колонизируемых народов: появились идеи превосходства индийских, африканских, китайских народов и их культур над белой европейской расой. Борцы за равноправие негров в США выступали под девизом «черное — прекрасно», однако черные расисты преобразовали его значение в однозначно реакционном смысле: «белое — отвратительно». В Африке после освобождения в 60-х годах многочисленных стран этого континента от колониальной зависимости была сформирована афро-центристская концепция культуры, получившая название «негритюд», поскольку содержала идею превосходства негров над другими расами. Создание этой концепции обычно связывают с именем бывшего президента Сенегала Л.С. Сенгору.
Те, кто говорит о возникновении «нового расизма», указывают на то, что теперь вместо аргументов биологических для дискриминации определенных частей населения используются аргументы от культуры. Согласно этим взглядам, иерархии по шкале высший -низший строятся исходя из ценностей культуры большинства населения. Группы людей, стоящие обособленно от большинства, могут оттесняться на периферию общества или подвергаться очернению за отказ от ассимиляции. Высказывается предположение о том, что «новый расизм» имеет явную политическую окраску. В Великобритании это можно наблюдать в содержании учебных планов государственных школ, в котором упор делается на творчество «коренных» британских писателей и на британскую историю, а не на многообразие культур, а также в политике ограничения иммиграции, направленной на сокращение числа небелых иммигрантов. Другими очевидными примерами «нового расизма» являются попытки некоторых американских политиков проводить в области языка официальную политику «только английский», а также в конфликтах во Франции по поводу девушек, выражающих желание носить в школах исламский головной платок. Идеальное человечество может рисоваться по-разному. Как объединение истинно верующих, противостоящих «неверным». Как союз белых христиан против «черных» и «цветных». Как объединение "чернокожих», призванных доказать "белым» вырождениям первенство «черной» расы. Как объединение Азии, или «желтой» расы, призванное совершить реванш после многовекового господства «белых». Как сообщество «европейцев», необходимое Для защиты от «азиатчины». Но п каких бы образах это идеальное человечество ни представало, оно расселено на просторах, не вмещающихся в узкие границы национальных государств.Во всех этих случаях налицо один и тот же интеллектуальный жест - объединение людей по некоторому идеальному образцу. Ну и что из того что этому образцу не все соответствуют. Не все человечество идеально. Его дифференциация, конечно, неизбежна. Но в ее основе лежат отныне не тесные рамки «национальных» сообществ, а гигантские ареалы общих цивилизаций.
Расизм представляет собой одну из стратегий исключения. Расизм предлагает обоснование социальной дискриминации Этническая принадлежность. - это понятие по своему значению чисто социальное. ^этническая' принадлежность связана с культур ными обычаями и взглядами того или и иного сообщества людей, которые отличают его от других сообществ людей. Члены этнических групп считают, что они отличаются в отношении культуры от других групп в обществе и в свою очередь признаются другими группами как иные в области культуры. Особенности культуры, отличающие одни этнические группы от других, могут быть различными, но чаще всего это язык, история, предки (реальные или вымышленные), религия и стиль одежды или украшений. Для многих людей этническая принадлежность является центральной для идентификации индивида или группы. Она может служить важной связующей нитью с прошлым и часто сохраняется благодаря осуществлению культурных традиций. Во многих государствах мира в настоящее время существует многоэтническое население. В век глобализации и быстрых социальных перемен все возрастающее число государств сталкивается и с большими преимуществами, которые дает этническое разнообразие, и одновременно с серьезными проблемами, с которыми оно сопряжено. По мере дальнейшей интеграции мировой экономики ускоряются темпы международной миграции; по-видимому, можно с уверенностью сказать, что передвижение и смешение населения в последующие годы усилятся. Между тем, напряженность в межэтнических отношениях и конфликты продолжают вспыхивать в различных обществах по всему миру, угрожая привести к распаду некоторых многоэтнических государств и к возникновению в других государствах постоянных очагов насилия[9] Основным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические (межкультурные) контакты на групповом уровне, когда этнические мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры. Последствия межэтнических контактов на групповом уровне могут быть представлены в виде четырех максимально общих и взаимоисключающих категорий, данных в исторической перспективе: геноцид, ассимиляция, сегрегация и интеграция. Геноцид - это ситуация, когда одна этническая или культурная группа, обычно численно доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает членов другой этнической (или культурной) группы, с которыми она вступает в контакт. В оправдание обычно выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности группы, подвергающейся уничтожению. Это характерно для так называемых «великих завоеваний». В настоящее время геноцид может возникать как результат или следствие мировых и локальных войн, конфликтов! Ассимиляция - термин, используемый для описания поглощения одной культуры другой. Это происходит, когда этнокультурная группа добровольно или вынужденно адаптируется к обычаям, ценностям, жизненным стилям доминирующей культуры. После нескольких поколений такой ассимиляции члены группы меньшинства имеют тенденцию становиться культурно и даже физически неотличимыми от коренных жителей, что приводит к фактическому исчезновению этнической культуры меньшинства. Принуждение к ассимиляции может стать причиной чувства неполноценности, самоуничижения и даже ненависти к себе у представителей этнического меньшинства. В психологическом плане ассимиляция -это проявление более «мягкого» варианта нетерпимости к иной культуре, когда ее представители «принуждаются» жить по меркам доминирующей этнической культуры Сегрегация - пример изолированного, независимого существования этнических культур. Внутри одного общества сегрегация может происходить или по воле доминирующего большинства, добивающегося отстранения определенных групп меньшинств от ключевых позиций, или исходить от самих групп меньшинств, активно добивающихся отдельного положения, культурной независимости, национальных школ, земельных владений или других форм собственности на основе этнической принадлежности, санкций против межнациональных браков и т.д. (самосегрегация). На межгосударственном уровне это означает стремление групп к изоляции друг от друга\ [ Интеграция - такой принцип совместимости, когда разные группы сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, хотя в то же время объединяются в единое общество на другом, равно значимом для них оснований[10] Этнические конфликты всегда очень эмоциональны, алогичны, насквозь пронизаны символикой и базируются на мифах. В силу непредсказуемости и большой степени бессознательности процессов, этнические конфликты имеют специфику в общем ряду социальных конфликтов. Их можно классифицировать по ряду признаков. 1. В зависимости от территории проживания и установленных границ: • межгосударственные, внешние; • региональные в пределах единого государства (армяно-азербайджанский конфликт в СССР); • между центром и регионом (Российская Федерация и Чеченская республика); • местные конфликты в границах одной области или города (события в Кондопоге[11] в 2006 г. или Ставропольском крае в 2007 г.). 2. В зависимости от мотивов возникновения: • социально-экономические (борьба за перераспределение части общественного продукта в свою пользу, как это например у индейцев Латинской Америки, кот. требуют большей части дохода от полезных ископаемых, уповая, что это их земля) было между Москвой и Республикой Татарстан в 90-е годы XX в.); • культурно-языковые (защита родного языка и культуры, что демонстрирует русскоязычное население Литвы, Латвии и Эстонии); • территориальные (конфликт между Арменией и Азербайджаном, Индией и Пакистаном); • статусные (повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса, что демонстрируют Каталония или Шотландия); • сепаратистские (борьба за выход из состава федерации и образование независимого государства (Ю. Абхазия, Палестина)[12] Основные стадии развития социального конфликта — это 1) пред-конфликтная ситуация, 2) собственно конфликт, 3) разрешение конфликта, 4) послеконфликтная стадия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |