КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Системно-логическая модель обеспечения надежности лазерных комплексов
В соответствие с основными стадиями разработки конструкторской документации при проектировании МЛК, исходя из системного представления процесса проектирования, анализа программ обеспечения надежности, разработанных в смежных областях техники, имеющихся на сегодня ГОСТов по надежности, проведенного в работе анализа МЛК как объекта надежности, системно-логическую модель обеспечения надежности МЛК представлена ниже в виде блок-схемы.
Согласно этой блок-схеме на стадии анализа технического задания основными работами по обеспечению надежности МЛК определены: - уточнение номенклатуры основных показателей надежности конкретного создаваемого МЛК, - установление реально достижимого уровня основных показателей надежности.
При уточнении номенклатуры основных показателей надежности (ПН) предполагается исходить из совместного анализа системы ПН, представленного для оценки анализа надежности комплекса, типа МЛК, его конкретного назначения, особенностей эксплуатации и режимов работы. Для установления реально достижимого уровня принятой номенклатуры показателей надежности создаваемого МЛК предлагается использовать известные методы прогнозирования, в основе которых лежит сравнительный анализ данных по надежности, принятых в эксплуатацию МЛК, в том числе и зарубежных образцов-аналогов, имеющих достаточно близкие ТТХ, условия и режимы работы, систему технических обслуживании (ТО) и ремонтов, научно-технический потенциал отрасли, технологические возможности конкретного производства, последствия отказов, а также тенденции повышения основных характеристик МЛК.
Результатом этого этапа является выбор из предложенного множества возможных принципиальных схемных решений МЛК такого подмножества решений, которые, по мнению разработчика, обеспечивают заданный уровень надежности и позволяют осуществить постановку задачи структурной оптимизации комплекса на стадии технических предложений с учетом требований надежности.
На стадии разработки технических предложений основными работами по обеспечению надежности определены: - прогнозирование надежности МЛК, построенных на основе принципиальных решений конструктивных схем, отобранных на стадии анализа технического задания. Основные методы оценки на данном этапе - экспертные и по интенсивностям отказов; - оценка технологичности и компонуемости отобранных вариантов МЛК; - анализ и выбор рабочих вариантов конструктивно-схемных и компоновочных решений, в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям ТТХ, технологичности и надежности; - окончательный выбор основных показателей надежности; - предварительная проработка конструктивно-схемных решений отдельных подсистем и комплектующих МЛК; - распределение требований к надежности по комплектующим агрегатам и подсистемам в соответствии с общей структурно-функциональной схемой МЛК на основе экспертных методов; - выделение наименее надежных подсистем и комплектующих МЛК и проработка предложений о повышении их надежности; - сравнительный анализ значений показателей надежности, полученных в результате решения задачи распределения надежности, с уровнем показателей надежности, достигнутыми промышленностью в образцах-аналогах; - корректировка требований по надежности для МЛК и отдельных агрегатов, исходя из технических возможностей их достижения. На основе проведенного анализа для дальнейшей проработки выбираются один-три рациональных рабочих варианта принципиально конструктивно-схемных решения по комплексу, удовлетворяющих требованиям ТТХ, технологичности и надежности как в целом для МЛК, так и по основным его подсистемам и комплектующим.
На стадии разработки, эскизного проекта основными работами по обеспечению надежности определим: - выбор и обоснование исходной номенклатуры выходных эксплуатационных конструктивных параметров, характеризующих и определяющих принципы конструктивной схемы МЛК и особенности её устройства и функционирования; при возможности в первом приближении устанавливаются границы и законы распределения выходных параметров; - оценка и анализ корреляционной связи между выходными параметрами; выделение групп независимых подсистем с целью проведения в дальнейшем декомпозиции общей задачи оптимизации; - разработка математической модели функционирования МЛК на основе функциональных моделей подсистем и агрегатов; - формализованная постановка, подготовка и решение задачи оптимизации по сквозному критерию "стоимость-надежность" для окончательно выбранных рабочих вариантов конструктивно-схемных решений МЛК.
Данная задача оптимизации предполагает проведение ряда мероприятий, а именно: - распределение требований по надежности между независимыми элементами функционально-структурной схемы МЛК (его подсистемами) и установление рациональных границ значения критерия оптимальности, принимаемых решений по надежности; - уточнение номенклатуры неуправляемых параметров и характеристик законов их распределения; - преобразование неявного вида операторов математических моделей функционирования к явному для независимых подсистем; - оценка параметрической надежности по выходным параметрам, определяющим работоспособное состояние МЛК; - проверка соответствия оптимальности распределения надежности по узлам и агрегатам; в случае неудовлетворительного исхода предлагается провести корректировку границ значений критерия оптимальности принимаемых решений или разработать иные решения, обеспечивающие повышение надежности комплектующих и агрегатов, расчетная надежность которых оказалась ниже требуемой; - предварительная проработка вопросов обеспечения контроля работоспособного состояния и ремонтопригодности МЛК в процессе эксплуатации; - проработка вопросов защиты систем МЛК от разного рода вредных биологических воздействий и обеспечения безопасной эксплуатации; - предварительные расчеты и разработка системы ТО и регламентных работ по рассматриваемым вариантам конструктивных схем; - принятие окончательного решения о выборе конструктивной схемы МЛК и его основных агрегатов.
На данном этапе проектирования МЛК возможно повторение изложенного цикла работ по обеспечению надежности для подсистем более низкого уровня функционально-структурной схемы орудия. Для отдельных подсистем и агрегатов не исключена проверка и исследование работоспособности в условиях лабораторных и стендовых испытаний. Этап эскизного проектирования может быть завершен изготовлением упрощенного образца МЛК и его испытанием в лабораторных и полигонных условиях по предварительно составленному плану испытаний и контроля. В этом случае решения о дальнейших работах принимаются на основе результатов обработки данных испытаний.
На этапе разработки технического проекта МЛК в качестве основных работ по обеспечению надежности орудия определим: - построение полной номенклатуры выходных параметров работоспособного состояния МЛК и установление их границ; - оценка параметрической надежности МЛК по всей номенклатуре выходных параметров, определяющих работоспособное состояние объекта, на основе методов проектной оценки параметрической надежности, используя традиционный расчетный аппарат теории проектирования, - выделение наиболее ненадежных подсистем, комплектующих и агрегатов; анализ и выявление причин низкой надежности их и разработка конструктивно-технологических мероприятий по повышению надежности. В случае неудовлетворительного исхода принятых мер возможна корректировка конструктивно-схемных и структурных решений; - проработка вопросов технологичности для обеспечения заданной надежности комплектующих и агрегатов по комплексному показателю технологичности и оценка уровня стандартизации и унификации; - разработка методик контроля и диагностики неисправностей и предельных состояний на периоде производства и эксплуатации; - отработка вопросов ремонтопригодности.
На стадии испытаний и отработки опытного образца: - разработка методик и планов испытаний опытного образца; - проведение заводских и полигонных испытаний опытного образца МЛК; - оценка надежности МЛК по результатам испытаний опытного образца (если возможно при оценке надежности, не исключается использование комбинированных методов оценок надежности); - анализ отказов, причин и условий их возникновения; определение наиболее ненадежных подсистем, комплектующих и агрегатов, снижающих уровень надежности МЛК; разработка конструктивных (при необходимости - корректировка КД) и производственно-технологических мероприятий по повышению надежности МЛК; - повторение цикла испытаний; - при удовлетворительном исходе испытаний, подтвердивших достижение заданного уровня надежности, сдача документации заказчику и принятие решения о разработке рабочей документации с соответствующей литерой; - при неудовлетворительном исходе испытаний предусматривается комплекс мер по отработке, направленных на обеспечение заданных требований по надежности.
Основные из них: - выбор и обоснование критерия отработанности; - классификация и анализ информации об отказах, дефектах и их причинах; - уточнение структуры математической модели функционирования и, при необходимости, проведение идентификации; - вероятностный анализ уточненной математической модели; - уточненный анализ матриц коэффициентов влияния и решения задачи параметрической отработки; - планирование условий и планов натурных испытаний; - уточнение достигнутых значений показателей надежности всех комплектующих и агрегатов; - принятие решения о продолжении или окончании испытаний, при необходимости - проведение доработок.
По завершению этих работ рекомендуется провести окончательную отработку вопросов техники безопасности эксплуатации МЛК, в том числе, по санитарно-гигиеническим нормам и планированию ТО и ремонтов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |