КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опоры воздушных линий
Опоры ВЛ предназначены для подвески проводов и тросов на необходимой высоте над поверхностью земли или воды. Классификация опор производится по ряду признаков, основными из которых являются: тип (назначение) опоры, принципиальные особенности конструкции и материал. Основными частями любой опоры являются (см. рис. 1-1): вертикальные стойки, траверсы — горизонтальные части для крепления изоляторов подземные фундаменты, обеспечивающие устойчивость опоры в грунте. Требованиями являются удобства и экономичности транспортировки опор или их частей от мест изготовления к местам установки, а также удобства их монтажа и эксплуатации.
В зависимости от материала опоры могут быть деревянными, металлическими и железобетонными. Древесина — наиболее дешевый материал для изготовления опор, но она имеет существенный недостаток — подверженность гниению. Для увеличения срока службы деревянные опоры пропитывают антисептиками. Срок службы таких опор до 20 лет. Основным недостатком металлических опор является их подверженность коррозии. Для защиты от коррозии опоры либо оцинковывают, либо используют антикоррозионные лаки и краски. Опыт показывает, что оцинкованные металлические опоры начинают координировать через 25...30 лет, а окрашенные — через 5...6 лет. Срок службы металлических опор при правильной их эксплуатации достигает 40 лет и более. Металлические опоры получили широкое распространение ввиду: высокой механической прочности металлов, значительного срока их службы, возможности создания опоры практически любой высоты и прочности. К недостаткам металлических опор относятся: их высокая стоимость, большой вес и в некоторых случаях сложность доставки их частей на трассу линии. Как правило, металлические опоры изготавливаются из стали. При этом приходится принимать меры для предотвращения окисления их поверхности. До последнего времени это осуществлялось покрытием металлоизделий специальными битумными лаками с последующей окраской масляной краской, которую приходится обновлять в эксплуатации каждые 5—7 лет. Современной тенденцией является заводская горячая оцинковка всех стальных изделий или некрупных частей опоры с последующей сборкой опор непосредственно на трассе линии. В последнее десятилетие в отдельных случаях опоры выполнялись из сплавов алюминия. Малый вес таких опор делает их удобными для сооружения линий электропередач, в первую очередь, в условиях труднопроходимых трасс, когда затруднена доставка опор на места их установки. Существенным достоинством опор из алюминия является их стойкость в отношении окисления, в связи с чем отпадает необходимость в антикоррозийных покрытиях их поверхности. Железобетонные опоры не подвергаются гниению и коррозии и просты в эксплуатации. Однако в стволах бетонных опор возможно появление глубоких трещин, которые могут дойти до железной арматуры, что приведет к усилению нагрузок на арматуру, ее коррозии и снижению механической прочности опор. Железобетонные опоры изготавливаются со стойками из железобетона и со стальными оцинкованными (для линий 35—150 кв) или с железобетонными (для портальных опор линий 220—500 кв) траверсами. Железобетонные детали таких опор имеют продольную и поперечную стальную арматуру, замоноличенную в бетон. Положительными качествами железобетонных опор являются: меньший расход металла и меньшая стоимость по сравнению с металлическими опорами, практическое отсутствие коррозии деталей. К их отрицательным качествам относятся большой вес, относительная хрупкость поверхности бетона, что несколько затрудняет их транспортировку на трассу линии, а также малая прочность на поперечный изгиб. Последнее качество обуславливает целесообразность изготовления железобетонных частей опор с предварительно напряженной (растянутой) арматурой. Различают следующие типы опор: анкерные, промежуточные, угловые, концевые, ответвительные, транспозиционные и переходные. Анкерные опоры полностью воспринимают натяжение проводов и тросов в смежных с опорой пролетах. Они устанавливаются для жесткого закрепления проводов в особо ответственных точках ВЛ. Анкерные опоры в нормальных режимах работы линии выполняют те же функции, что и промежуточные. Но эти опоры рассчитываются также и на восприятие значительных тяжений по проводам и тросам при обрыве части из них в примыкающем пролете. При этом анкерные опоры не должны деформироваться. Поэтому опоры такого типа обычно выполняются в виде пространственных ферм Промежуточные опоры обладают несущей способностью в вертикальном направлении и при обрывах проводов могут деформироваться. Промежуточные опоры предназначены для поддержания проводов в нормальных режимах работы линии, когда действуют вертикальные силы веса всех элементов линии и гололедных отложений на них, а также давление ветра, перпендикулярное к направлению линии. Промежуточные опоры могут быть: портального типа, железобетонные свободностоящие, металлические свободностоящие(220 кв); металлические на растяжках (500 кв). В редких аварийных режимах обрывов проводов промежуточные опоры могут или должны (в зависимости от конструктивного Угловые опоры устанавливаются в точках поворота линий, а концевые — перед подстанциями или электрическими станциями. Разновидностью анкерных являются концевые опоры, устанавливаемые между собственно воздушной линией и конструкциями распределительных устройств электрических станций и подстанций. Назначением концевых опор является восприятие всех сил, обусловленных весом проводов, действием ветра на линию, сил, возникающих при обрывах проводов и т. п. Это позволяет конструкции распределительных устройств не рассчитывать на действие сил, связанных с работой воздушных линий. В силу целого ряда причин трассы линий непрямолинейны: линии сооружаются, с обходами населенных пунктов, аэродромов, труднопроходимых болот и т. п. Изменение направления трассы линии производится на угловых опорах. В точке поворота трассы линии постоянно действует равнодействующая сил тяжений по проводам, направленная по биссектрисе внутреннего угла поворота трассы. Для восприятия этой силы устанавливаются специальные (рис. 1-20) угловые анкерные опоры, которые могут быть: а — деревянными; б —металлическими свободностоящими; в — железобетонными на растяжках. Основной отличительной чертой угловых опор является наличие диагональных элементов — раскосов, работающих на сжатие или растяжение (рис. 1-20, а, б). В некоторых конструкциях угловых опор элементами, работающими на растяжение, являются стальные тросы — растяжки (рис. 1-20, в). Ответвительные опоры предназначены для присоединения и разведения проводов ответвления и основной линии. Транспозиционные опоры имеют дополнительные гирлянды изоляторов для изменения расположения проводов (для их транспозиции). В результате двухкратной транспозиции каждая фаза будет занимать последовательно все положения проводов на опоре равное количество километров. Переходные опоры служат для осуществления переходов через естественные преграды и инженерные сооружения (реки, озера, горные ущелья, мосты и т.п.).
По конструктивному выполнению опоры могут быть · свободностоящими · или укрепленными на растяжках. В первом случае устойчивость опоры по отношению к действию всех сил обеспечивается конструкциями стоек, траверс опоры и ее закреплением в земле. Во втором случае действие любых горизонтальных сил воспринимается растяжками и стойками, а действие всех вертикальных сил—только стойками опоры. Стойки опоры, как правило, опираются лишь на шарнирное основание, расположенное в верхней части фундамента. Конструкции опор различаются и по числу основных стоек. Характеристикой конструкции опор является также число «линий», несомых опорой: при монтаже на опоре проводов трех фаз одной линии опоры называют одноцепными, а при креплении трех фаз двух линий (т. е. в сумме — шести фаз) — двухцепными. Каждое из расположений проводов обладает достоинствами и недостатками по весовым, технико-экономическим показателям опор и удобству эксплуатации линий. Учитывая эти факторы, выбирают расположения проводов для конкретных опор и линий. В случаях так называемого «вертикального» расположения фаз, г. е. расположения проводов различных фаз одного под другим, им придается сдвиг по горизонтали с тем, чтобы избежать опасных сближений или схлестываний проводов между собой (или проводов и тросов) при подскоке проводов из-за внезапного сброса гололеда, при «пляске» проводов и тросов.
Элементы опор. В последние годы ведутся экспериментальные работы по выполнению траверс или верхней части — «головки» опоры — из синтетических материалов — стеклопластика, эпоксидных и полуэфирных смол. При соответствующей конструкции этих частей может отпасть необходимость в линейных изоляторах, функции которых в этих случаях выполняют траверсы или детали головки опоры. Эти синтетические материалы обеспечивают и механическую прочность, необходимую для деталей опор. Их достоинствами являются простота изготовления (отливки) и неподверженность окислению и коррозии. Устойчивость вертикального положения опор обеспечивается заглублением в грунте нижней части стоек опор (железобетонные, реже — деревянные) и таким же заглублением пасынков, составляющих продолжение стоек, или креплением стоек к специальным подземным фундаментам. Обычная глубина заложения в грунт фундаментов или заглубления стоек составляет 2,5—3,0 м, Имеется большое количество фундаментов, различных по типу, конструктивным формам и материалу. Их выбор производится на основании комплексных технико-экономических соображений в зависимости от типа и конструкции опор, от характера грунта, степени механизации работ по сооружению линии и др. На рис. 1-24 представлены наиболее распространенные типы фундаментов для закрепления металлических опор в грунте: а — монолитный бетонный с анкерными болтами; б — железобетонный грибовидный; в — железобетонная свая; г — набивной бетонный с анкерными болтами; д — металлический подножник. В настоящее время монолитные бетонные фундаменты выполняются относительно редко. Наиболее широко применяемыми являются железобетонные подножники, сваи различных конструкций и набивные фундаменты. Тросы опор на растяжках и оттяжках прикрепляются к специальным анкерным плитам. Рис. 1-24 обычно выполненным из железобетона и закладываемым в грунт на ту же примерно глубину, что и основания фундаментов.
Лекция 2. Конструктивные особенности кабельных линий.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |