Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2. Словообразование как главный путь развития словарного состава




Словообразование как главный путь развития словарного состава.

План лекции:

1. Словообразовательная структура слов. Словообразовательные аффиксы.

2. Словопроизводство.

3. Словосложение.

4. Образование сложнопроизводных слов.

5. Образование сокращенных слов.

 

1. Основные пути развития словарного состава немецкого языка:

- Словообразование, т.е. создание слов из имеющихся корней, основ, грамматических форм других слов при помощи особой словообразовательной техники.

- Заимствования из других языков (диалектов).

- Изменение значения уже существующих слов, что зачастую ведет к созданию омонимов, т.е. слов, получивших новое значение при сохранении прежней морфолого-фонетической оболочки.

- Образование новых фразеологизмов.

Перечисленные возможности обогащения словарного состава присущи не только немецкому языку, но и другим языкам германской группы. Между отдельными путями развития словаря существует постоянное взаимодействие. Не все пути одинаково продуктивны.

Словообразование является основным путем обогащения словарного состава языка. Оно заключается в том, что из готовых уже имеющихся в языке корней, основ, суффиксов и префиксов формируются новые слова с помощью определенных правил по установленным в языке словообразовательным моделям. Учение о словообразовании рассматривает все проблемы, которые связаны с развитием способов словообразования, средств словообразования и правил или законов словообразования.

Основными способами словообразования в немецком языке являются: словопроизводство (безаффиксное и аффиксальное, т.е. префиксация и суффиксация); словосложение; образование сложнопроизводных слов (сращений); образование сложносокращенных и усеченных слов.

Каждый способ словообразования имеет целый ряд словообразовательных моделей, по которым создаются слова. Например:

Способ – словосложение

Часть речи – существительное

Словообразовательная модель:

1. сущ. + сущ. Fenster+brett

2. прил. + сущ. Hoch+land

3. числит. + сущ. Zwei+kampf

4. предлог + сущ. Mit+mensch

 

Средствами словообразования служат словообразовательные (лексические) морфемы: префиксы и суффиксы, а также фонетическое изменение корня: аблаут, умлаут, преломление, значительно реже – чередование согласных.

Словообразовательная структура слов. Основой возникающих в результате словообразования слов являются корни и основы слов. Корень слова – это основная лексическая морфема, это морфологически и семантически неделимая единица, главный носитель значения слова. Корень может выступать как целое слово (Tisch, Dach, Haus, Vater, früh, grün, dort, nicht sechs usw.). Чтобы выделить корень слова, нужно освободить слово от всех словообразующих и формообразующих суффиксов и префиксов. Например:

Aufbau

Bauer

Gebäude корень: bau

аusbauen

verbaut

Лексическая (словообразовательная) основа – это весь корпус слова за исключением формообразующих суффиксов и грамматических флексий. Например:

Aufbau Bauer Gebäude аusbauen verbaut Aufbau Bauer Gebäude аusbau verbau

 

Так же, как и корни слова, основы слов используются для образования новых слов как цельнооформленные единицы.

В немецком языке форма словообразовательной основы совпадает с так называемой нулевой формой слова, т.е. с формой, в которой слова представлены в словаре. Нулевой формой существительного и местоимения служит именительный падеж единственного числа; прилагательного – краткая форма положительной степени; числительного – количественные числительные; наречие всегда употребляется в нулевой форме. Единственное исключение составляют глаголы, которые уже в форме инфинитива содержат грамматический (формообразующий) суффикс -en, который не относится к лексической основе.

Словообразовательные (лексические) аффиксы – префиксы и суффиксы – также строительный материал, который употребляется для образования слов. По сравнению с корнями и основами аффиксы не имеют самостоятельного значения. Они имеют служебное значение; присоединяются к корню (или к производной, или сложной основе), оформляя новую основу, но не могут образовывать новые слова сами по себе, независимо от корня.

В немецком языке различают следующие типы слов:

1. простые или корневые слова

2. производные

3. сложные

4. сложнопроизводные или сращения

5. сложносокращенные слова (аббревиатуры).

Первые три типа – основные, которые составляют большинство немецких слов.

Простое слово состоит только из корня. Простой глагол состоит из корня и формообразующего суффикса инфинитива –en (Wort, klein, gehen, schon, schön).

Производное слово состоит из корня и одного или нескольких аффиксов (Anfang, vergehen, arbeitslos).

Различают два основных типа производных слов: безаффиксные и аффиксальные образования. Аффиксальные производные слова делятся в свою очередь на префиксальные (образованные при помощи словообразовательной морфемы, предшествующей корню. Например: erblühen, Urwald, unschön) и суффиксальные (состоящие из корня и следующей за ним словообразовательной морфемы. Например: Lehrling, folgsam, kränklich).

Сложное слово состоит из двух или нескольких основ. Например: Unterrichtsstunde, grüngelb, dementsprechend, wiederholen.

Сложнопроизводные слова (сращения) – в их образовании участвуют как словосложение, так и безаффиксное словопроизводство (das Türöffnen, das Anderswerden) или суффиксация (der Besserwisser, rotbäckig). Их производящей основой следует считать синтаксическое соединение: anders werden, besser wissen, rote Backen.

Сложносокращенные слова состоят из букв, частей слов или сокращенных слов: BRD, vgl, bzw.

Слово может образоваться в результате не одного, а двух или нескольких словообразовательных процессов: для определения его словообразовательной формы и его мотивированности решающую роль играет последний из этих процессов: Eisenbahner, südöstlich, bemitleiden – производные слова, хотя они образованы от основ сложных слов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.