КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночное равновесие
График График P Q График Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, т.е. с повышением цен возрастает величина предложения, и наоборот. Тема 7.2.2. Теория предложения. Рыночное равновесие
Теория предложения. Другим важным инструментом рыночной экономики является предложение, выражающее желание и способность продавцов (производителей) предоставить товар для реализации на рынке. Как и спрос, предложение можно измерить количественно. Величина предложения (S) показывает количество предлагаемого на рынке товара при данном уровне цен. Взаимодействие между величиной предложения и ценой описывает закон предложения.
По закону предложения основным фактором, влияющим на предложение является цена. Изменение величины предложения происходит при изменении цены товара и выражается перемещением точки на кривой предложения (рис. 6.3).
Так, при увеличении цены с Р1 до Р2 объем предложения увеличился с Q1 до Q2. Зависимость величины предложения от цены характеризуется коэффициентом эластичности предложения (Es), который показывает процент изменения величины предложения при изменении цены на 1 %. Для расчета коэффициента эластичности предложения (Es) используется следующая формула: Q1-Q0/ Q0 (Es)= ------------ P1 - P0 / P0 где Q 0, Q 1 — количество предлагаемого товара при соответствующей цене; Ро, Р 1 — цены на товар. Если изменения величины предложения и цены выражены и процентах, то (Es)=------ Очевидно, что различные производители по-разному реагируют на изменения рыночного спроса и цен. Наиболее важными факторами, определяющими чувствительность производителя к изменению рыночных цен (ценовую эластичность предложения), являются ценовые и неценовые факторы или детерминанты.
Ценовые детерминанты предложения:
Рассматриваемый период времени: мгновенный, краткосрочный, долгосрочный. Чем более ограниченным промежутком времени располагает производитель для адаптации к изменяющейся цене, тем относительно ниже будет его эластичность предложения Характер технологий и продолжительность производственного периода. Чем длиннее производственный цикл, тем менее эластично предложение. Производители не имеют возможности быстро изменять объем производства в зависимости от изменения рыночной цены. В случае, когда производственный период непродолжителен, предложение эластичное, производители быстро реагируют на изменение цены. Помимо цены на решение производителя о продаже товара на рынке влияют неценовые факторы (детерминанты) предложения. Неценовые детерминанты смещают кривую предложения вправо или влево (без изменения угла ее наклона).
Цены на ресурсы. Уменьшение затрат на ресурсы приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения, и наоборот Технология производства. Совершенствование технологии снижает издержки производства и увеличивает предложение. Налоги и дотации. Рост налогов приводит к увеличению издержек, что влечет сокращение предложения, и наоборот, предоставление льгот по налогообложению приводит к его увеличению. Цены на другие товары. Увеличение цен на один товар может привести к снижению предложения на другой. Ожидаемое изменение цен. Ожидаемое снижение цены может привести к увеличению текущего предложения. Число продавцов на рынке. Чем больше продавцов конкретного товара, тем выше предложение. Увеличились налоги, возросли затраты и, при той же цене готовой продукции предложение становится меньше, кривая S сдвинута влево, график S2. Конечное изменение как спроса, так и предложения на конкретный товар определяется всей совокупностью ценовых и неценовых факторов. До сих пор мы рассматривали рынок односторонне: либо с точки зрения покупателя (изучение спроса), либо с точки зрения продавца (изучение предложения). Однако для исследования рыночного механизма в целом необходим комплексный подход. Ситуация, при которой интересы покупателей и производителей совпадают, и ни у кого не возникает желания нарушить существующе положение, называют рыночным равновесием. График равновесной цены и количества выглядит следующим образом:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |