КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности потребительского поведения
График Совместный анализ поведения покупателей и продавцов позволяет определить ситуацию экономического равновесия, при которой интересы и желания обоих экономических агентов совпадают. В точке равновесия спрос и предложение совпадают. Если линия D отражает рыночный спрос на товар, а линия S — его предложение, то состоянию равновесия соответствует точка их пересечения Е. Этой точке соответствуют равновесные цена Ре и количество Qe. Рыночное равновесие предполагает равенство цены спроса цене предложения и, соответственно, величины спроса величине предложения. При любой цене, отличной от цены равновесия, или при любом объеме производства, отличном от равновесного, рынок оказывается в разбалансированном состоянии, что неизбежно сказывается на объеме продаж. Если реальная цена выше цены равновесия, на рынке возникает избыток товарной массы (избыток предложения), что порождает тенденцию к понижению рыночной цены на товар. Напротив, если рыночная цена ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров (избыток спроса), что порождает тенденцию к повышению цены на товар. Только достижение равновесного состояния обеспечивает стабильность рынка и наибольший объем продаж. Фармацевтическая деятельность в сфере лекарственного обращения предполагает учет государственного вмешательства в его функционирование. Наиболее существенными с точки зрения анализа спроса и предложения направлениями государственного регулирования являются налоговая политика и политика регулирования цен на отдельные виды товаров.
В экономической теории поведение потребителя на рынке рассматривается в 3 этапа:
1. изучение предпочтений (вкусов); 2. изучение бюджетных ограничений; 3. потребительский выбор. Потребительские предпочтения (вкусы) описываются тремя предположениями; а) предпочтения сформировались; б) предпочтения транзитивны (если товар А лучше В, а В лучше С, то А лучше С); в) все товары хорошие, потребители всегда предпочитают большее количество товара меньшему. Однако, хорошая реклама может изменить предпочтение и повлиять на увеличение спроса, появление новых продуктов может изменить вкусы. Для рынка безрецептурного отпуска лекарств и ИМНв том случае, когда решение о покупке принимает сам покупатель, справедливы все три предположения. В остальных случаях, когда решение о назначении лекарства принимается врачом, его рассматривают как промежуточного потребителя, учитываются предпочтения врача. Но, без сомнения, предпочтения врача должны определяться особенностями организма больного, его возрастом, эффективностью действия лекарства, возможными побочными эффектами. На предпочтение оказывают влияние бюджетные ограничения, т.е. размер части бюджета, предназначенный для покупки данного товара. Влияние дохода на спрос описывается коэффициентом подоходной эластичности (Еi):
Q1-Q0/ Q0 Ei = ------------ I1 - I0 / I0
где 10, I 1, - доход, Qo, Q 1, - количество приобретаемых товаров.
Еi - показывает, как изменится спрос на товар при изменении дохода на 1%, при этом, если Еi > 0, то говорят, что товар высшей категории, т.е. при увеличении дохода потребители приобретают этот товар. Ei < 0, то товар низшей категории, т.е. при снижении дохода потребители приобретают больше данного товара. Итак, поведение потребителей определяется предпочтением и бюджетным ограничением. Как же осуществить выбор? Покупатель должен достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном ограничении бюджета. На выбор потребителя оказывают влияние ценовые факторы спроса, а также неценовые детерминанты.
Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Например, известие о предстоящем повышении цен или дефиците, влечет за собой ажиотажный спрос. Цены на сопряженные товары. Следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары. К взаимозаменяемым товарам относятся синонимы и аналоги ЛП. Например, валокордин и корвалол. Если товары взаимозаменяемые, то повышение цен на один товар, влечет за собой повышение спроса на другой. Существует прямая связь. Если товары взаимодополняющие, например, масло какао и свечи с маслом какао, то при повышении цены на масло какао, спрос на свечи с ним снизится. Существует обратная зависимость между спросом на один товар и ценой на другой. Рост цен на независимые товары (например, продукты питания) для отдельных групп населения может привести к снижению спроса на ЛП. Для измерения этих зависимостей существует коэффициент перекрестной эластичности (Еху), который показывает насколько чувствительна величина спроса на товар (X) к изменению цены на товар (Y):
Q1x-Q0x/ Q0x Exy= ----------------- P1y - P0y / P0y
где Q1x, Q0x, - количество приобретаемого товара X; P1y, P0y- цена на товар Y; или Exy = % изменения количества X % изменения цены Y
если Exy > 0, то товары взаимозаменяемые; Exy < 0, то товары взаимодополняющие; Exy = 0, то товары независимые.
ПРИМЕР Расчет коэффициента перекрестной эластичности. Цена на седуксен увеличилась на 15%. Спрос на реланиум повысился на 20%. Цена на но-шпу в таблетках возросла на 30%. Спрос на но-шпу в ампулах увеличился на 60%.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |