КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации для экономических субъектов наиболее существенным является четвертый (низший) уровень, который включает Рабочие документы экономического субъекта (организации), формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций). Учетная политика включает совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики аудируемого лица — установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности аудируемого лица. Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи: - установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям функционирования организации и управления предприятием; - охарактеризовать системы документации и документооборота; - дать оценку учетной политики организации и проверить порядок ее соблюдения. Основные нормативные документы, используемые при аудите учетной политики: 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в редакции изменений от 28.11.11.) 2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. 3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Министерства финансов РФ № 34н от 29 июля 1998 г.) (в редакции изменений от 24.12.10.) 4. ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в редакции изменений от 08.11.10.) 5. ПБУ 2/08 «Учет договоров строительного подряда», утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008. №116н (в редакции изменений от 08.11.10.) 6. ПБУ 3/06 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв. Приказом Минфина РФ №154н от 27.11.06. (в редакции изменений 24.12.10.) 7. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом Минфина РФ №43н от 06.07.99. (в редакции изменений 08.11.10.) 8. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ №44н от 09.06.01. (в редакции изменений 25.10.10.) 9. ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина РФ №26н от 30.03.01. (в редакции изменений 24.12.10.) 10.ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», утв. Приказом Минфина России №56н от 25.11. 98. (в редакции изменений 20.12.07.) 11.ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России №167н от 13.12.10. (в редакции изменений 14.02.12.) 12.ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина РФ №32н от 06.05.99. (в редакции изменений 08.11.10.) 13.ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ №33н от 06.05.99. (в редакции изменений 08.11.10.) 14.ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утв. Приказом Минфина РФ №48н от 29.04.08. 15.ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утв. Приказом Минфина РФ №143н от 08.11.2010. 16.ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. Приказом Минфина РФ №92н от 16.10.2000. (в редакции изменений 18.09.06.) 17.ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», утв. Приказом Минфина РФ №153н от 27.12.2007 №153н. (в редакции изменений 24.12.10.) 18.ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. Приказом Минфина РФ №107н от 06.10.08. (в редакции изменений 08.11.10.) 19.ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утв. Приказом Минфина РФ №66н от 02.07.02. (в редакции изменений 08.11.10.) 20.ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», утв. Приказом Минфина РФ №115н от 19.11.02. (в редакции изменений 18.09.06.) 21.ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом Минфина России №114н от 19.11.02. (в редакции изменений 24.12.10.) 22.ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утв. Приказом Минфина РФ №126н от 10.12.02. (в редакции изменений 08.11.10.) 23.ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», утв. Приказом Минфина РФ №105н от 24.11.03. (в редакции изменений 18.09.06.) 24.ПБУ 21/08 «Изменения оценочных значений» утв. Приказом Минфина РФ №106н от 06.10.2008. (в редакции изменений от 08.11.10.) 25.ПБУ 22/10 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. Приказом Минфин РФ №63н от 28.06.2010. (в редакции изменений от 08.11.10.) 26.ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утв. Приказом Минфин РФ №11н от 02.02.2011.; 27.ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утв. Приказом Минфина РФ №125н от 06.10.2011. 28.Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29.07.1983 №105 29. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Министерства финансов РФ № 94н от 31 октября 2000 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.) 30. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Министерства финансов РФ № 49 от 13 июня 1995 г.) (в редакции изменений от 08.11.10.). 31.Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве» (в редакции изменений 21.01.03. №7) 32.Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» 33.Постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в редакции изменений 03.05.2000 №36) 34.Постановление Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья» 35.Постановление Госкомстата России от 21.01.03. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» 36.Налоговый кодекс РФ ч 1, 2. Источниками информации для проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики выступают: Положение об учетной политике организации, Положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудников бухгалтерии, график документооборота, рабочий План счетов бухгалтерского учета, Положение об инвентаризациях, описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации, результаты анкетирования сотрудников бухгалтерии, пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности, раскрывающая сведения, относящиеся к учетной политике организации, все изменения учетной политики и их причины и др. Экспертиза учетной политики, как правило, должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Учетная политика должна быть сформирована в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом структуры аудируемого лица, отраслевой принадлежности и других особенностей его деятельности главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждена руководителем организации соответствующим организационно-распорядительным документом. Термин «учетная политика» встречается в основных документах по нормативному регулированию бухгалтерского учета, включая закон о бухгалтерском учете, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ «Учетная политика организации» и других документах. Основные положения учетной политики затрагивают различные аудиторские документы, и, прежде всего методики проведения аудиторской проверки и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые содержат прямые ссылки на учетную политику экономического субъекта (организации). Такие ссылки имеются в таких федеральные правилах (стандартах) аудиторской деятельности, как «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и др. Общим в отмеченных ссылках является прямое указание аудиторам обращать внимание на правильность формирования и использования экономическим субъектом положений по учетной политике. Следовательно, задача аудитора — проанализировать и оценить как общие, так и конкретные элементы учетной политики и отразить все это в аналитической части аудиторского заключения. Под основными элементами учетной политики понимают методические (способы оценки имущества и обязательств), технические (применяемые первичные документы, порядок проведения инвентаризации, график документооборота и т. д) и организационные (форма учета, организация бухгалтерской службы и т. д.). При этом в соответствии с ПБУ 1/08 «Учетная политика» учетной политикой утверждается: • рабочий план счетов, содержащий аналитические и синтетические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета; • формы первичных учетных документов, формы отчетности для внутренних пользователей; • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; • методы оценки активов и обязательств; • правила документооборота и обработки учетной информации; • порядок контроля за хозяйственными операциями; • другая информация, раскрывающая организацию и ведение бухгалтерского учета. Аудитор должен оценить, обеспечивает ли учетная политика экономического субъекта соблюдение следующих требований: 1) полнота; 2)своевременность; 3)осмотрительность (т.е. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов); 4) приоритет содержания перед формой (в бухгалтерском учете финансово-хозяйственные операции должны рассматриваться не только из правовой формы, но и из экономического содержания фактов); 5) непротиворечивость (должно соблюдаться тождество данных аналитического и синтетического учетов); 6) рациональность (ведение бухгалтерского учета должно быть организовано исходя из условий хозяйственной деятельности и величины аудируемого лица). Учетная политика должна быть сформирована исходя из допущений: —имущественной обособленности; —непрерывности деятельности; —последовательности принятия учетной политики; —времени определения фактов хозяйственной деятельности. Если в ходе проверки аудитор определил, что при формировании учетной политики использовались отличные от установленных законодательством Российской Федерации допущения, то они должны быть раскрыты в финансовой отчетности вместе с указанием причин. Принятая учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Аудитору также необходимо проверить, как раскрыты принятые в учетной политике способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей финансовой отчетности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся: —амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; —оценка производственных запасов, товара, незавершенного производства, готовой продукции; —признание доходов, расходов, прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг, прочих операций. Учетная политика должна быть сформирована исходя из допущений: —имущественной обособленности; —непрерывности деятельности; —последовательности принятия учетной политики; —времени определения фактов хозяйственной деятельности. Если в ходе проверки аудитор определил, что при формировании учетной политики использовались отличные от установленных законодательством Российской Федерации допущения, то они должны быть раскрыты в финансовой отчетности вместе с указанием причин. Принятая учетная политика должна применяться последовательно из года в год. При выявлении изменения положений в учетной политике аудитор должен проверить их обоснованность. Изменения вносятся в следующих случаях: а) изменения положений в нормативных актах; б) разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; в) существенное изменение условий деятельности (реорганизация, смена вида деятельности). Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января, года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к финансовой отчетности организации. Результаты экспертизы основных элементов учетной политики целесообразно отразить в специально разработанном типовом варианте рабочего документа (теста). В нем необходимо отразить сами положения учетной политики, которые, предусмотрены при ее формировании нормативными документами, ссылки на нормативные источники информации, определяющие порядок раскрытия элемента учетной политики, возможные варианты элемента учетной политики и вариант учетной политики, выбранный аудируемым лицом. В последующем этот документ можно использовать при аудите других участков учета аудируемого лица. После заполнения такого документа проводится анализ зафиксированных в ней данных и делаются соответствующие выводы об общем уровне применяемой экономическим субъектом учетной политики в целях ведения бухгалтерского учета: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Неудовлетворительный уровень свидетельствует о следующем: • учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в организации отсутствует; • положения учетной политики не соответствуют нормативным актам; • большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не приведено. В связи с введением в действие с 1 января 2002 г. гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль» в ст. 313 подчеркнуто, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, в учетной политике налогоплательщик должен выделить все важнейшие положения, которые он будет применять. В соответствии с положениями гл. 25 Н К РФ аудируемые лица могут оформить учетную политику в виде: • единого документа, включающего положения по ведению бухгалтерского учета и по налогообложению; • двух отдельных учетных политик. Одну — для целей ведения бухгалтерского учета, другую — для целей налогообложения. Независимо от используемых вариантов учетной политики аудитор должен проверить правомерность применения ее положений как в целях ведения бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения. В учетной политике по налоговому учету должны быть раскрыты положения по признанию доходов и расходов для целей налогообложения, а также утверждены налоговые регистры. Анализ положений учетной политики для целей налогообложения позволяет аудитору сделать выводы об уровне учетной политики в целях налогообложения: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Неудовлетворительный уровень свидетельствует о следующем: • учетная политика в целях налогообложения отсутствует; • положения учетной политики не соответствуют нормативным актам, зафиксированным в НК РФ, особенно в гл. 25; • большинство положений учетной политики в целях налогообложения отсутствует в учетной политике аудируемого лица. При формировании учетной политики встречаются следующие типичные ошибки и нарушения. 1. Содержание и оформление учетной политики: ■приказ об учетной политике содержит основные элементы, однако отсутствует их подробная характеристика, и как следствие неоднозначная их трактовка, применение; ■утверждение учетной политики после 1 января финансового года, а также внесение в нее изменений; ■отсутствие утвержденного рабочего плана счетов, разработанного и утвержденного графика документооборота, форм первичных учетных документов (отличных от унифицированных), используемых для оформления операций; ■отсутствие утвержденного круга лиц, которые имеют право оформлять, подписывать первичные учетные документы, проводить инвентаризацию, получать денежные средства в подотчет на хозяйственные нужды, по доверенности получать товарно-материальные ценности; ■отсутствие справочников по классификации активов; ■отсутствие распределения функций между отделами и их взаимоотношений по предоставлению информации, необходимой для организации и ведения учета (договоров, приказов и т.д.); ■отсутствие распределения функций и полномочий между бухгалтерским персоналом, что приводит к запущенности обработки информации; ■использование нелицензионных программ при обработке учетной информации. 2. Соблюдение учетной политики: ■ несоблюдение требований по оформлению первичных документов, учетных регистров, графика документооборота, в частности сроков предоставления документов и отчетов в бухгалтерию; ■несоблюдение требований по проведению инвентаризации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; ■отсутствие ограничения несанкционированного доступа к бланкам первичных документов, учетным регистрам, печатям, факсимильным подписям и т.д.; ■отсутствие контрольных функций со стороны работников бухгалтерии в отношении санкционирования операций, полноты предоставления первичных учетных документов в материальных отчетах, сохранности имущества; ■отражение операций на несоответствующих счетах бухгалтерского учета; ■отсутствие организации аналитического учета; ■нарушение сроков хранения документов, установленных законодательством Российской Федерации. Существенные недостатки, выявленные по результатам анализа и оценки учетной политики, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности. По результатам анализа учетной политики как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения аудитор делает общие выводы и вместе с субъектом принимает решение о дальнейшем ведении работы по проверке аудируемого лица. При аудите организации бухгалтерского учета и учетной политики встречаются следующие типичные ошибки: - отсутствие приказа по учетной политике организации; - неотражение отдельных аспектов учетной политики организацией; - отсутствие в учетной политике отдельных положений, регламентирующих организацию системы бухгалтерского учета; - совершение хозяйственных операций и наличие бухгалтерских записей, противоречащих законодательным, другим нормативным документам, регулирующим деятельность организации; - применение некорректных алгоритмов расчета основных учетных и отчетных показателей; - некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета; - приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован январем текущего года; - выделенные на отдельные балансы обособленные подразделения организации не придерживаются учетной политики организации; - в составе учетной политики организации отсутствуют обязательные элементы; - нарушение основных принципов и допущений, закрепленных в ПБУ 1/98; - учетная политика не раскрывается для внешних пользователей бухгалтерской информации; - несоответствие применяемых корреспонденций счетов, методик учета и т. д. основным элементам учетной политики, закрепленным в соответствующем приказе.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |