Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По организационным формам




По целям учительской проверки, по методам проверки,

Виды проверки по месту проверки в учебном процессе,

Структура КИМ ЕГЭ

Общее число заданий в экзаменационной работе – 32.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей. Часть 1 содержит 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, задания относятся ко всем тематическим блокам. В этой части имеются задания как базового, так и повышенного уровней сложности, однако, большинство заданий рассчитаны на небольшие временные затраты и базовый уровень знаний экзаменуемых.

Часть 2 содержит 15 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с кратким ответом, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности символов. Часть 2 включает задания по темам из всех блоков, кроме «Технология обработки графической и звуковой информации». В части 2 шесть заданий относится к базовому уровню, восемь заданий имеют повышенный уровень сложности, а также имеется одно задание высокого уровня, поэтому выполнение заданий части 2 в целом потребует большего времени и более глубокой подготовки, чем части 1.

Часть 3 содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные три задания – высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме. Задания части 3 направлены на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. Эти умения проверяются на повышенном и высоком уровне сложности. Также на высоком уровне сложности проверяются умения по теме «Технология программирования».

 

 

1. Структура деятельности учителя по проектированию проверочных мероприятий.

С точки зрения теории обучения учительская проверка должна осуществляться в соответствии с четырьмя основными принципами: целенаправленность, объективность, всесторонность и регулярность, которые получают свою конкретизацию и реализуются в процессе проектирования проверочных мероприятий.

Так как учительская проверка является составной частью учебного процесса, то ее проектирование осуществляется по тому же алгоритму, что и проектирование любых учебных ситуаций:

 
 

 

 


Специфика ситуации проверки результатов обучения проявляется в содержательном наполнении этапов алгоритма.

Задача удовлетворения принципу целенаправленности проверки требует выделения в качестве ведущего звена проектирования этапа постановки цели (Ц) проведения проверочного мероприятия. Как видно из алгоритма, она осуществляется на основе предварительного анализа педагогической ситуации (ПС), в которой будет осуществляться проверка, и содержания обучения, которое являлось предметом учебной деятельности и служило основой для развития содержания образования (Т).

Анализ педагогической ситуации (ПС) призван определить роль и место проверки в процессе обучения в соответствии с принципом регулярности, то есть установить причины ее необходимости и ожидаемый педагогический эффект от ее проведения, а также внешние условия в которых будет проходить сама проверка.

Пример 1. Роль и место проверки в представленных ниже педагогических ситуациях:

1). Учитель дал задание учащимся класса решать задачу, организовав работу над ней следующим образом: в ходе фронтальной беседы определяется план решения задачи и записывается на доске; для реализации пунктов плана учитель вызывает к доске по очереди учеников, которые работают под его руководством, остальные реализуют этот план самостоятельно. Место. Проверка самостоятельной деятельности учащихся по реализации каждого пункта плана. Роль. Контроль правильности действий учащихся.
2).На уроке изучения нового материала учитель вводит виды алгоритмов, которые ранее определялись через особенности выполнения действий, составляющих алгоритм, используя для этой цели метод эвристической беседы. Место. Предварение введения нового материала. Роль. Актуализация и корректировка базовых знаний.

 

Место проверки в учебном процессе существенным образом влияет на определение ее цели. Таким образом, классифицируя учительскую проверку по месту в процессе обучения, мы можем добиться и уточнения стоящих перед ней целей:

Виды проверки Характеристика
Места Цели
Текущая проверка Проводится в течение всего процесса обучения, на каждом его этапе. С целью получения обратной информации об его успешности, что позволяет осуществлять своевременную корректировку педагогических воздействий
Тематическая проверка Проводится после изучения тем и достаточно крупных разделов учебного курса. С целью получения информации об уровне учебных достижений учащихся, что позволит сделать выводы о степени соответствия результатов обучения поставленным целям.
Итоговая проверка Проводится в конце изучения курса С целью получения информации о достижении учащимися уровня обязательной подготовки, что позволяет принимать решение о предоставлении ученику права на продолжение образования или получения документа об образовании.

Задание 1. Пользуясь таблицей, определите к текущей, тематической или итоговой проверке относится данное проверочное мероприятие: экзамен, зачет, контрольная работа, тест, проверка тетрадей.

Анализ содержания обучения (Т) осуществляется в связи с необходимостью определения проверяемых компонентов содержания образования, то есть тех его элементов, на развитие которых и был направлен данный учебный материал.

В ходе проведения такого анализа весь учебный материал подразделяется на целевой и вспомогательный.

Def1: Целевым называется учебный материал, который несет в себе информацию, усвоение которой является целью обучения.

Def2: Вспомогательным называется учебный материал, который является средством усвоения целевого.

Среди целевого материала выделяется тот, усвоение которого входит в обязательные результаты обучения и в результаты обучения на продвинутом уровне.

Учитель определяет принадлежность того или иного целевого материала к обязательному или продвинутому уровню обучения, опираясь на требования государственного образовательного стандарта на каждой ступени обучения.

Результаты анализа учебного материала также оказывают решающее влияние на определение цели проверки. Эта связь может быть вновь представлена классификационной таблицей:

 

Виды проверки Характеристика
содержания цели
Терминологическая проверка Проверке подвергаются знания научных терминов, их условных обозначений, правильность речевого использования и написания. Получение информации о правильности употребления информатических терминов и символики, что позволяет сделать вывод об особенностях развития грамотной с точки зрения науки информатики речи учащихся.
Фактологическая проверка Проверке подвергаются знания научных фактов. Получение информации о степени закрепленности в памяти и специфике личностного осмысления знаний основных научных положений, что позволяет делать выводы о состоянии знаний учащихся.
Деятельностная проверка Проверке подвергаются умения и навыки осуществления основных действий (пользовательских, программистских) на основе имеющихся знаний   Получение информации об уровне сложности, степени самостоятельности и характере доступной учащимся деятельности, характере допускаемых учащимися ошибок, что позволяет делать выводы об уровне развития опыта деятельности в сфере использования средств компьютерной техники и применения изучаемых языков программирования.
Поведенческая проверка Проверке подвергаются поступки учащихся, совершаемые на основе знания о правовых нормах защиты интеллектуальной собственности, персональных данных Получение информации об уровне развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, о сформированности нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Задание 2. Пользуясь таблицей, определить к какому виду проверки относятся перечисленные ниже задания, предлагаемые учащимся.

1. Декодируйте текстовые сообщения.

1) Сообщение в кодировке ASCII: 01010011 01001111 01000110 01010100.
Декодированное сообщение: ____________________________________________.

2) Сообщение в кодировке КОИ-8: 1111000 11000001 11010000 11001011 11000001.
Декодированное сообщение: ____________________________________________.

 

2. В текстовом процессоре Word создайте документ по образцу, приведенному в левой части таблицы. Используйте информацию правого столбца таблицы.

 
 

 

 

Надпись (объект WordArt)
Фродо почувствовал, что продрог до костей, замерз смертельно, навсегда. А голос становился все различимее, и волосы Фродо встали дыбом, когда бормотание превратилось в заклинание: Абзацный отступ – 1 см. Шрифт – Times New Roman, размер – 12. Выравнивание – по ширине
Властелин колец Черный камень, черный лед Сердце холодом скует; Будет долог черный сон. Лишь тогда прервется он, Когда Солнце и Звезда Омертвеют навсегда. Абзацный отступ – 4 см. Шрифт – Arial, размер – 12. Выравнивание – по левому краю.
Откуда-то из-за головы послышался скребущий, царапающий звук. Опершись на руку, Фродо приподнялся и огляделся. Абзацный отступ – 1 см. Шрифт – Times New Roman, размер – 12. Выравнивание – по ширине
Д. Толкиен Шрифт – Times New Roman, размер – 12, курсив. Выравнивание – по правому краю

 

3. Закончите представленные ниже предложения:

1) Алгоритмом называется …

c нумерованный список

c маркированный список

c система команд исполнителя

c конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

2) Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются …

c рисунки

c списки

c геометрические фигуры

c формулы

3) Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется …

c линейным

c ветвлением

c циклическим

4. Вы создаете свою страничку на сайте ВКонтакте. Какие сведения о себе размещать, по Вашему мнению, недопустимо?

А) дата рождения,

В) домашний адрес,

С) номер школы, класс,

D) номер телефона (мобильный, домашний),

E) паспортные данные (или данные свидетельства о рождении),

F) область интересов,

G) другое (укажите хотя бы одно).

 

 

В процессе обучения учитель чаще всего осуществляет проверку в соответствии со следующими основными целями:

· Получение информации об уровне сформированности у учащихся класса ведущих компонентов содержания образования (знаний, опыта репродуктивной деятельности) для установления соответствия результатов обучения намеченным целям или фиксации особенностей динамики развития содержания образования у того или иного ученика или класса в целом.

· Получение информации об успешности самостоятельной учебной деятельности учащихся (домашней работы, самостоятельной работы в классе) для оценки соответствия ее предъявленным требованиям и определения направлений корректировки.

· Получение информации об индивидуальных отклонениях у учащихся состояния ведущих компонентов содержания образования для исследования их на типичность и причинность.

· Получения информации о содержании личного опыта учащихся с целью рационального использования его в процессе учебного познания.

 

Таким образом, можно утверждать, что символьная запись структурных требований к формулировке цели проверочных мероприятий имеет вид:

Ц= f(x)+Об+Пр,

где f(x) – функция проверки, Об. – объект проверки, Пр. – предмет проверки.

Задание 3. Установите, какие ошибки допущены при формулировке описанных ниже целей проверки и осуществите их корректировку:

а) Получить информацию о том, кто из учащихся класса не справился с домашним заданием.

б) Получить информацию о правильности понимания формулировки задачи.

в) Проверить знания учащихся по теме “Разложение многочленов на множители”.

Реализация принципов “объективности”, “всесторонности” и “индивидуальности” осуществляется на этапе выбора дидактического обеспечения (Д) учительской проверки. Оно представлено тремя основными компонентами: методами осуществления проверки, методами оценки ее результатов и формами ее организации.

Def3. Методом проверки называется способ сбора информации о процессе развития содержания образования в ходе обучения.

В связи с тем, что содержание обучения относится к субъективно-нематериальным явлениям, проверка его осуществляется путем создания специфических условий, по поведению в которых можно судить о состоянии изучаемых компонентов содержания образования у того или иного учащегося. Характер изучаемого компонента содержания образования существенным образом влияет на выбор метода проверки.

В методической литературе выделяются следующие основные методы проверки, которые классифицированы по выявляемым на основе их использования компонентам содержания образования:

 

Методы проверки Характеристика области использования
1. Наблюдение Позволяют получать комплексную информацию о содержании образования путем личного восприятия проверяющим поведения учащихся в естественных условиях.
2. Опросы Позволяют создавать условия проявления в суждениях знаний учащихся и эмоционально-ценностных отношений.
3. Тесты Позволяют создавать условия проявления знаний и элементарных умений в действиях, результаты которых фиксируются в виде ответов учащихся.
4. Письменно – графические работы Позволяют создавать условия комплексного проявления содержания образования в репродуктивной деятельности, результаты которой фиксируются в виде описаний процесса решения задач.
5. Практические работы Позволяют создавать условия комплексного проявления содержания образования путем моделирования реальной поведенческой ситуации и фиксации характера деятельности и ее результата в виде отчета учащихся.

Различные методы проверки реализуются через системы специфических средств - измерителей (задания, вопросы, ситуации).

Задание 4. Выяснить, к какому методу проверки относится каждый из перечисленных ниже измерителей:

а). Закончить предложение: «При форматировании текстового документа …»

1) происходит обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;

2) происходит обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

3) обработка информации не происходит.

 

б). Создайте в графическом редакторе Paint или средствами текстового процессора Word следующий фрагмент.

 

в). Информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке?

Какие устройства компьютера, предназначенные для обработки информации, Вы знаете?

 

В зависимости от целей проверки реализация ее методов может осуществляться на основе различных организационных форм, которые полностью согласуются с существующими формами организации обучения. В методической литературе выделяют следующие основные формы организации учительской проверки:

 

Виды Характеристика
1. Индивидуальная проверка Проверке подвергается один или несколько учеников, при этом как измерители, так и критерии оценки подбираются индивидуально.
2. Групповая проверка Учащиеся класса дифференцируются по одному или нескольким признакам, проверка осуществляется с учетом выделенных особенностей учащихся.
3. Фронтальная проверка Проверке подвергаются все учащиеся, при этом для ее проведения используются единые или сопоставимые измерители и критерии оценки.

Задание 5. Определите, какие формы организации учительской проверки результатов обучения представлены в описанных ниже ситуациях:

1. Учитель с целью проверки успешности выполнения учащимися домашнего задания вызывает к доске для воспроизведения решения задачи того учащегося, который давно не получал оценки за работу в классе и организует беседу с остальными учащимися класса по оценке предложенного решения.

2. Учитель для проверки знаний учащихся способов перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно “эстафету”. Он делит класс на три группы, каждой выдает одинаковые карточки-задания, требуя, чтобы они выполняли задания “по цепочке”. Побеждает та группа, которая быстрее и правильнее выполнила все задания.

 

Получаемая в процессе применения методов проверки информация о проявлении в деятельности состояния содержания образования подвергается анализу: качественному и количественному анализу.

Качественный анализ имеет целью осуществить оценку состояния содержания образования учащегося путем интерпретация данных проверки через выделение тех их особенностей, которые являются показателями состояния содержания образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.