Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Что такое неоромантизм?

Конспект лекции и задания

Термин достаточно размытый, употребляемый в разных значениях. Мы будем говорить о неоромантизме как о стилевой тенденции на рубеже веков, которой свойственны некие отличительные черты, позволяющие отделить ряд произведений и от натурализма и от символизма и от импрессионизма, хотя отдельные признаки всех этих течений будут присутствовать.

 

Необходимо помнить, что все стилевые течения на рубеже веков так или иначе связаны с романтизмом. Неоромантизм ничуть не более – и не менее – продолжает романтические традиции, чем импрессионизм, натурализм, символизм.

 

Термин употреблялся во Франции, но был очень популярен в Германии, и там он означал возрождение великого наследия немецких романтиков, популяризаторство его через «интересные» элементы – фольклор, фантастику, легенды, экзотичность, приключения, героизм исключительных личностей.

 

То значение, в котором собираюсь употреблять термин «неоромантизм» – более широкое и, так сказать, постфактуальное, как, например, реализм применительно к литературе 19 века. Есть целый ряд произведений писателей разных литератур, которые так или иначе укладываются в упомянутое немецкое представление о неоромантизме, и их анализ дает возможность сформулировать отличительные черты этого стилевого направления.

 

Упрощенно говоря, неоромантизм воспринял у романтизма наиболее наглядную, яркую, интересную, феерическую, жизнеутверждающую сторону. Стремление к «интересности» обусловило специфику сюжета – напряженная, насыщенная событиями фабула. Возможно, именно поэтому можно сказать, что массовая, популярная литература 20 века выросла именно из неоромантизма. Тогда как «высоколобая», интеллектуальная, «не для всех» литература – из символизма и импрессионизма.

 

К неоромантическому направлению могут быть отнесены следующие произведения:

 

Киплинг Р. Ким. Стихотворения

Конрад Д. Сердце тьмы. Тайфун. Лорд Джим.

Дойл А.К. Приключения Шерлока Холмса. Собака Баскервилей.

Стокер Б. Дракула

Стивенсон Р.-Л. Остров сокровищ. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Алмаз Раджи.

У.Коллинз. Женщина в белом. Лунный камень

Г. Уэллс. Машина времени. Человек-неведимка.

Джеймс Г. Поворот винта

Лондон Дж. Мартин Иден. Новеллы – Северные рассказы.

М.Твен. Принц и нищий. Приключения Тома Сойера и Геккельберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.

 

Неоромантизм – своеобразная реакция на натурализм и декадентство: утверждение человека разумного действия, с одной стороны (реакция на декадентское размышляющее бессилие), с другой – внесение необычного элемента – реакция на «трезвость» натурализма. Романтизм говорит о том, что необычное не значит неестественное, необычое – это новое, подлежащее освоению.

Как и декадентство, неоромантизм отвергает прозаическое существование обывателя, но противопоставляет ему иной, по сравнению с декадентским, образ жизни, воспевая культ мужества, подвига, героики – позитивного действия.

 

Таким же образом противопоставляется декадентскому сомнению в традиционной морали – культ моральных ценностей. Ведь и доктор Джекил в повести Стивенсона «Странная История…» занялся экспериментом над собой, потому что хотел освободиться от тёмных сторон своей натуры. Он создал эликсир, который ночью высвобождал все его аморальные составляющие в виде мерзкого мистера Хайда. Тот бродил по улицам и совершал преступления. А днем доктор Джекил наслаждался свое совершенно моральной, добропорядочной, освобожденной от нравственных метаний натурой.

 

Сугубо морализаторский жанр детектива (зло всегда наказано, причем зло понимается однозначно, в русле десяти заповедей) появился именно в неоромантизме – Дойль, Коллинз, позже – Честертон.

 

Неоромантизм ведет спор с декадансом об отношении к окружающему миру: мир интересен и постижим в активном действии и рациональном анализе, а не в бессильном размышлении и туманом разгадывании символов.

 

Неоромантический герой ищет смысл жизни в действии, в приключениях. У Дж. Конрада в «Негре с «Нарцисса» читаем: «Разве мы, плававшие все вместе по бессмертному морю, не добыли смысл из наших ужасных жизней?» В повести «Юность»: «Эти парни из Ливерпуля были хорошей закваски, я в этом убедился на опыте. Ее дает море — необъятный простор и одиночество, облекающее темную, стойкую душу».

 

Массовая литература XX века вышла именно из неоромантизма в силу установок на активизм, рационализм (в том числе и в постижении мистических тайн), сильную личность, интересность фабулы и сюжета. В неоромантизме зачастую нет гамлетизма, нет рассуждения, есть действие. Иногда рассуждение очень важно, но именно как действие, дающее осязаемые результаты: Шерлок и Майкрофт Холмсы, Майкрофт только рассуждает, Шерлок и рассуждает и действует, но они же не в шахматы играют, он людям помогают. Основу подобного сюжета заложил Эдгар По в образе Огюста Дюпена в рассказах «Похищенное письмо», «Убийство на улице Морг».

 

Романтические героика, фантастика, экзотика, авантюрность, активизм послужили источником развития нового литературного жанра – научной фантастики. Для активного действия в полном необычных явлений мире важны не только действия самого героя, но и научно-технический элемент – признак интересности и перспективности действительности. Научная фантастика делает основой сюжета активное действие по постижению окружающего мира при поддержке научно-технических средств.

 

Путь здесь таков:

1. Готический роман: необычное – мистическое, которое герой пытается постигнуть, преодолеть, спастись.

2. «Франкенштейн» Мэри Шелли – необычное, казалось бы, рождается в результате научного поиска, на самом деле научны поиск только выявляет необычное в окружающем мире, вскрывает его потенции – создать искусственного человека, например.

3. Уже в рамках неоромантизма Стивенсон в «Докторе Джекиле» разрабатывает те же мотивы: необычное в мире выявляется через научный писк.

4. «Поворот Винта» Г.Джеймса. В этом романе, несущем на себе все признаки готики – хронотоп, мистику, ужас и т.п. присутствуют явные признаки импрессионистического письма. Недоговоренность, полутень, намек, предположение, не пытающееся выдать себя за бесспорную истину. Поэтика версии, основанная на множественности точек зрения, по-разному интерпретирующих одно и то же событие. Рассмотрение разных версий событий – очень важная находка именно в русле неоромантического стремления к рационализации необычного. Эта рационализация происходит не как у А.Радклиф. у которой все загадочные мистические события в конце получают вполне приземленное объяснение, что вызывает у читателя разочарованность. Подача разных вариантов объяснения событий в «Повороте винта» и «Дракуле» близка научному исследованию, в котором взвешиваются различные гипотезы.

5. Роман Б.Стокера «Дракула» дает полную картину научного освоения необычного. Роман построен как синопсис различных свидетельств. Вампира удается победить, только собрав все материалы о нем и разработав план борьбы. Главный участник борьбы – врач, материалы собираются с помощью научно-технических новинок – фонографа, пишущей машинки. Когда Дракула пытается убежать и скрыться в своем замке, команда его противников догоняет его благодаря современным транспортным средствам.

 

Важно отметить, что «страшные» – то есть готические рассказы писали очень многие литераторы, так или иначе связанные с неоромантизмом: Киплинг, Конрад, Дойль, Стокер, Стивенсон, У.Коллинз, Джеймс, Д’Аннунцио. Объяснить это можно тем, что жанр «страшного» рассказа заостряет внимание на непознанных сторонах мира и, таким образом, дает повод для активного действия, порождая авантюрный сюжет.

 

Важным для неоромантизма становится мотив столкновения хаоса и порядка, идея чужого и чуждого. Как свое в этом мире мы воспринимаем порядок, привычное, родное, как чужое – непознанное, неосвоенное и в силу этого неупорядоченное, хаотичное. Хаос у неоромантиков нуждается в постижении и упорядочивании, интеллектуальном и материальном.

 

Идея чужого и чуждого развивается отлично от того, как это делали романтики. В романтизме чужим был герой для обыденного мира в силу своей исключительности. У неоромантиков чужим оказывается мир вокруг героя, причем чужим в силу своей экзотичности, расположенности на другом континенте, в море и т.п. Герой активно старается эту чуждость освоить – подчинить или хотя бы постичь.

Изначально чуждость «другого» мира у неоромантиков оформлялась как необычность колониально осваиваемой Африки (у Конрада – «Сердце тьмы», «Ностромо»), Индии («Знак четырех» Дойля, «Капитан Немо» Верна, «Книга Джунглей» Киплинга). В «Сердце тьмы»: ночная Африка: ослепительные звезды, дыхание реки Конго, зловещее уханье птиц в ночи, ритмы плясок аборигенов.

 

Но другой мир может быть вообще совсем иным, инопланетным, совсем необычным. Отсюда проистекают все необычные миры научной и ненаучной фантастики. Вся современная научная фантастика и фэнтези построены на идее чужого, которое необходимо сделать своим – то есть овладеть – либо не дать чужому овладеть собой. Наиболее ярко проблема столкновения своего и чужого в условиях освоения необычных миров разработана в русской научной фантастике у братьев Стругацких. Наиболее показательны романы «Пикник на обочине», «Улитка на склоне».

 

Детектив и научная фантастика вышли из готики через Шелли, Э. По и Дойля – от писателей, рационализировавших мистические сюжеты. В неоромантизме реальное и, казалось бы, нереальное переплетаются, но не так, как у символистов. У символистов нереальное подтверждает непостижимость мира, необходимость интуитивной догадки. У неоромантиков происходит попытка – и успешная – рационализировать иррациональное – зачинателем такого подхода можно считать Э. По. В рассказе «Сфинкс» страшное чудовище, спускающееся по холму, оказывается только мошкой, которую увидели на стекле на фоне холма. Мозг наблюдателя достроил пропорции. «Правда – странная штука, как вы знаете, более странная, чем сама фантазия», – говорит Эдгар По в рассказе «Как написать новеллу для журнала «Блеквуд». «Правда чуднее выдумки», – в рас­сказе «Тысяча вторая сказка Шехеразады». «Чудес­ное» и «непостижимое» совершается в рассказах Э. По, подчиняясь строгой логической последовательности, «таинственное» обрастает скрупулезно подобранными натуралисти­ческими деталями, а для «невозможного» устанавлива­ются закономерности. У Эдгара По может разрабатываться самый неправдоподобный сюжет, но происшествия, подкрепленные сотнями дета­лей реальной действительности, будут создавать впечат­ление подлинности. Сочетание фактографичности и фан­тастичности. – отличительная черта многих неоромантических произведений. В романе «Дракула» используются только свидетельства очевидцев, применяются новинки техники для борьбы с древним мистически злом.

 

Здесь очень показателен пример Конан Дойля. Он был доктором медицины и права, писал детективы – сугубо трезвый жанр, потом – научную фантастику. С другой стороны – он был спиритуалистом, написал несколько книг о контактах с духами умерших. Он не был иррационалистом, он был ученым, исследовавшим неизведанное, считал жизнь души после смерти физическим явлением, которое можно изучить и использовать. В русле неоромантизма и интересов Конан Дойля можно себе представить иной вариант собаки Баскервилей – не развенчание преступного замысла, котором не было ничего мистического, а изучение феномена призрака. Но этим бы занимался уже не Шерлок Холмс, поскольку он – сугубый прагматик, не допускающий существования подобного рода явлений.

 

Шерлок Холм представляет собой очень показательный пример некоторых ключевых черт неоромантизма. Мы говорили, что и рассуждение в неоромантизме может стать действием. Роль интеллекта как механизма освоения необычного для неоромантизма весьма важна. Холмс, Доктор Джекил, Ван Хельзинг действую, прежде всего, с помощью интеллекта.

 

Однако интеллект подается именно как инструмент взаимодействия с реальным, осязаемым миром, он очищен от книжности, он не замыкается на искусстве. Еще один пункт расхождения с декадансом. Неоромантиков волнуют сложные феномены окружающего мира, а культуры, не искусства. У неоромантиков нет идеи первичности искусства по отношению к жизни. Этот вопрос вообще не ставится. Есть жизнь с ее событиями. Поэтому у неоромантиков не наблюдается диалога произведений искусства, обилия аллюзий на произведения литературы, музыки, живописи в текстах произведений.

 

В неоромантизме формировались модернистские концепции личности. Неоромантическая героика была предчувствие некоторых размышлений экзистенциалистов: экзистенциализм говорит о постоянном пребывании человека на границе жизни и смерти, о заброшенности личности, бытийном одиночестве, человек не нужен ни богу, ни другим людям. Все эти вопрос так или иначе поднимаются в неоромантизме. Герой один не в силу своей исключительности, а потому что так устроен мир, он одинок экзистенциально, то есть – «по жизни». Шерлок Холмс, Ван Хельзинк, Дик Хелдар у Киплинга, все герои Конрада, Мартин Иден.

 

Проблема самопознания – зародыш экзистенциализма. Она возникает именно как проблема самопознания маленького человека в необычных обстоятельствах. Заявлена у Конрада в «Лорде Джиме», напрямую – в «Джекиле», в «Острове окровищ», у Томаса Манна (особенно – в Тонио Крёгере»), в «Портрете Дориана Грея».

 

В неоромантизме герой – пседво исключителен. Он вполне обычен и сер в обчнх обстоятельствах, но проявляет недюжинные способности и героизм в столкновении с обстоятельствами необычными. Холмс скучает в отсутствие преступлений, они нужны ему, чтобы быть, собственно, Холмсом. В неоромантизме также разрабатываются ситуации, в которых типичный маленький человек вынужден стать личностью. Например, герой «Острова Сокровищ» Стивенсона.

 

Неоромантический герой несет признаки романтического – демонизм, исключительность, одиночество. Но все это обусловлено не внутренними свойствами личности, но внешними обстоятельствами. Среда делает героя исключительным. Ван Хельзинг у Стокера. Исключительность может намеренно отрицаться, иронизироваться, пародироваться: в рассказах об отце Брауне – не заключивший с дьяволом сделку красавец, а серенький католический священник. Далее эта традиция разивается у Агаты Кристи.

 

Дж.Конрад говорит о своих героях-моряках: они обладают «воображением ровно настолько, чтобы пережить очередной день, и не более того». А ведь жизнь их полна приключений, необычных событий и пр. А они сами – вполне обычные люди.

 

Герой может быть изначально маленьким человеком, который становится героем под давлением обстоятельств, а не в силу каких-то особых черт личности. Старая советская песня хорошо выражает такого рода героизм: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой». В романе М.Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» «типичный» американец оказывается в необычных обстоятельствах путешествия во времени.

 

Примечательный вариант соотношения обычного-необычного-негероического в неоромантическом персонаже – в романе Конрада «Лорд Джим»: маленький человек в необычных обстоятельствах. Неспособный стать героем и тяжело переживающий эту свою неспособность, искупающий её. На протяжении почти всего романа о Лорде Джиме писатель исследует вопрос, способен ли Джим, мечтатель, идеалист, покинувший свой пост под влиянием минутной паники, искупить свой позор: ему показалось, что корабль тонет и он ушел с него с командой, а на корабле осталось много китайцев-рабочих, т.е. он, во-первых, не покинул корабль последним, как положено капитану, а во-вторых, бросил на произвол судьбы живых людей, от него полностью зависевших. По мнению иных персонажей, ему нет и не может быть прощения, ибо, нарушив долг, он навсегда лишился чести. Но Марлоу, от чьего лица ведется повествование и чьими устами говорит сам автор, совсем в этом не убежден. Не слишком ли просто сводить все на свете к слову «честь»? А может, Джим, несмотря или даже вследствие своей слабости, становится более сложной и глубокой личностью и лучше знает цену жизни и близости трагедии?

 

Тезис Ницше о сверхчеловеке в неоромантизме рассматривается через призму возможности маленького человека подняться до высот духа. Наиболее яркий пример – «Мартин Иден» Джека Лондона.

 

Разработка взаимодействия «малого» и «великого» в человеке перекликается в неоромантическим восприятием взаимодействия обычного и необычного. соотношения обычного-необычного. Всё, что делает сюжет неоромантического произведения захватывающим – героика, экзотика, фантастика – на определенном этапе осмысления и восприятия становится обычным, «встроенным» в логику действительности. Происходит примерно то же, что в «Робинзоне Крузо» Дефо – сугубо необычные обстоятельства становятся каждодневной рутинной реальностью, всё более привычной о мере освоения. Внутренняя логика действительности, описываемой неоромантиками подразумевает и героику и фантастику.

 

Задания: дается два варианта задания на выбор. Оценка за задание – от 3 до 5 баллов. Выполненные задания необходимо прислать на адрес [email protected] до 23 часов 59 минут 28 октября 2012 г. Задания, присланные позднее, оцениваться не будут.

I вар. Проанализируйте какое-либо произведение, относящее к направлению неоромантизма по признакам неоромантизма, освещенным в лекции (не очень пространно, объем – 1500 – 2000 печатных знаков с пробелами).

Или

II вар. Ответьте кратко на нижеследующие вопросы по лекции (распределение вопросов по начальным буквам фамилий указано):

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Их реализации в учебном процессе | Правовое регулировании информационных отношений в области архивов уникальных, либо создание тайных архивов, затрагивающих права и законные интересы граждан
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.