Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ординалистическая теория полезности

Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ.

Кривая безразличия (U) – представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D, E) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.

Карта кривых безразличия – множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень совокупной полезности.

Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность, приносимая набором товаров.

Бюджетная линия (BL) – показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход и существующие цены позволяют ему купить любой набор товаров X и Y.

Бюджетная линия:

- сдвигается вправо, когда доход потребителя увеличивается или цены товаров снижаются одинаково;

- сдвигается влево, когда доход потребителя уменьшается или цены товаров возрастают одинаково;

- меняет угол наклона, когда цены товаров изменяются непропорционально.

Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор товаров, соответствующий точке касания самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линии. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе.

Равновесное положение потребителя достигается в точке e, в которой бюджетная линия BL касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия - U2. Потребителю доступны комбинации товаров X и Y, лежащие на кривой безразличия U1 (точки a и b), однако, последние соответствуют меньшей совокупной полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия U3, обладают для потребителя большей полезностью, но недоступны ему в силу его бюджетного ограничения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кардиналистическая теория потребительского поведения | Учебно-материальное обеспечение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.