Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание последовательности процессов обработки информации

Итак, правое полушарие с помощью пока еще недостаточно изученного механизма интуиции в виде некоторого творческого озарения сформировало образ решения, идеи, гипотезы и т.д., т.е. то, что мы называем НЗ.

Что происходит далее?

Левое полушарие, получив информацию о НЗ от правого, начинает ее разбивать на части посредством выявления локальных (маркированных, выделенных, обособленных) факторов, готовя из них некоторую мозаичную основу для последующей переработки. При этом левое полушарие активно использует формальные штампы, то есть наиболее эффективные и операциональные гипотезы, регулярно закрепляемые в непосредственной практике и в соответствии со здравым смыслом.

Если целостное восприятие НЗ ничего не добавляет к анализу, опирающемуся на ограниченное число его свойств, то совсем другое дело — целостность мозаичной структуры НЗ, где каждый элемент (МЭЗ) интересен и сам по себе, и особенно во взаимоотношениях с другими элементами. Именно благодаря таким взаимоотношениям вся картина в целом воспринимается как многозначная.

Далее появляются такие элементы мозаичной картинки, как свойства и признаки, которые рассматриваются как метки, указатели и т.д. на определенные объекты.

После этого вступает в силу логико-знаковое мышление, которое вносит в получившуюся картинку искусственную упорядоченность, из которой формируется некоторая теория. Эта теория является упрощенной моделью анализируемого аспекта этой картинки, которая обычно конструируется с использованием формального, часто математического, языка.

После этого левое полушарие запоминает эти теории и модели и превращает их в штампы, вновь облегчая ежедневное взаимодействие с новой информацией от правого полушария в новых изменившихся внешних условиях.

Процесс познания и понимания состоит в установлении связи (тождества) между этими двумя альтернативными полушарными формами, в результате чего образуется то, что мы называем эмоциональной окраской, удовлетворением, практически всегда сопутствующих моменту наступления этого тождества (позиция №24 в таблице 1.1).

Здесь срабатывает принцип, названный принципом «новизны – рутины». В соответствии с этим принципом правое полушарие, как сказано выше, обеспечивает создание НЗ (новизны) в виде некоторого определенного умственного представления, которое после этого поступает в левое полушарие. А левое полушарие же, получив это умственное представление от правого полушария, на основе индуктивного метода (от частного к общему, от анализа к синтезу) вторично формирует представление об общей закономерности и разрабатывает соответствующую стратегию поведения, в результате реализации которой происходит рутинная аналитическая работа левого полушария, в течение которой левое полушарие начинает доминировать над правым.

Принцип новизны-рутины обеспечивает существенную вычислительную эффективность мозга, которая действительно повышается путем разбиения системы на две части, одна из которых занимается новыми входными данными, а другая — рутинными входными данными. Этот процесс полушарной специализации повторяется многократно и действует в течение всей жизни, что получает подтверждение не только в динамических лабораторных имитациях процесса обучения, но и элементарным наблюдением за данными процессами на бытовом уровне.

В соответствии с представлениями А. Пуанкаре, творчество есть двухкомпонентный процесс: посредством интуиции изобретают, т. е. усматривают нечто новое в окружающем мире, а посредством логики доказывают.

Относительно подтверждения высказываний о гибкости и эффективности использования принципа новизны-рутины можно указать на наличие его следующих важнейших свойств:

1. творческая деятельность правого полушария с точки зрения энергетических затрат мозга менее утомительна, чем рутинная работа левого полушария, поэтому правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое.

2. область приложения принципа не зависит от природы информации, т.е. является универсальной для любого вида деятельности: выращивание огурцов, игра в футбол, полет на Марс, управление государством, экономикой, фирмой и т.д.

3. понятия новизны и рутины относительны. То, что является новым сегодня, станет рутиной завтра, через месяц или через год. Поэтому отношения между двумя полушариями должны быть динамичными, характеризуемыми постепенным сдвигом центра когнитивного контроля задачи от правого полушария к левому. При этом следует отметить, что познавательный прогресс, однако, не строится на полном опровержении старых утверждений с появлением новых. Это действительно означало бы безнадежное движение по кругу. Более конструктивно, когда новая теория или открытие включает старое знание как специальный случай, подпадающий под более общее понятие. Из принципа новизны — рутины как основы полушарной специализации не следует, что неверны традиционные понятия.

Попутно отметим, что процессы мышления правого полушария невозможно описать логикой левого полушария. «Часть не может объять целое», хотя в работах А.С. Харитонова [13] утверждается, что обратное утверждение также возможно.

Если пользоваться понятиями теории информации, можно сказать, что левополушарное мышление уменьшает энтропию (уменьшает хаотичность, неопределенность ситуации), вот почему уменьшение энтропии требует от мозга дополнительных физиологических затрат (свойство 1), а также затрат времени, материальных затрат на использование аппаратуры, приборов, экспериментального оборудования и т.д. Правополушарное же мышление, наоборот, увеличивает энтропию, для чего таких затрат не требуется.

Процесс поиска и анализа новых знаний всегда был увлекательным, хотя и весьма трудоёмким занятием для человека. Но в то же самое время этот процесс угрожает стабильности уже установленных ранее знаний. Однако все же большая часть НЗ скорее расширяет и разрабатывает ранее накопленные знания, нежели опровергает их. Точки разрыва в потоке познавательного прогресса относительно редки. Когда же они случаются и старые утверждения отвергаются в пользу радикально отличающихся от них, мы говорим, что наступил «смена парадигмы».

Для проявления прогресса должен существовать механизм, гибко уравновешивающий тенденции консерватизма и новизны. Чрезмерный консерватизм в системе знаний приводит к её стагнации. Но другой стороны, излишнее присутствие новизны приводит систему к нестабильности. Поэтому в каждой системе знаний должен быть некоторый баланс путем установления явных или неявных правил, определяющих, сколь высокий барьер должна преодолеть каждое НЗ, чтобы получить признание.

С учетом известного факта, что НЗ накапливаются по экспоненциальной шкале, следует, что для полноценной обработки системы знаний необходима система семантического анализа этих знаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функциональная асимметрия полушарий | Топология генерации и формирования НЗ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.