КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Генезис стратегического управления
1. Стратегический менеджмент и его место в общей системе управления предприятием. 2. Преимущества стратегического подхода к управлению. 3. Предпосылки стратегического управления на предприятиях Республики Беларусь.
Если хочешь достичь вершины, ты сам должен построить лестницу. К. Мацушита
Ежегодно в мире открываются сотни тысяч новых компаний и примерно столько же объявляют о своем банкротстве. До пятилетнего рубежа доживают лишь некоторые из них, и только единицы преодолевают десятилетний порог. Происходит так называемый естественный отбор. Мировая статистика говорит о том, что основными причинами банкротств чаще всего являлись следующие факторы: • форс-мажорные обстоятельства – 2%; • невыполнение обязательств, обман и т.п. – 6%; • недостаток опыта в производстве данной продукции – 9%; • недостаток управленческого опыта у руководителей и владельцев предприятий – 18%; • узкий профессионализм лиц, принимающих решения, – 20%; • несоответствие системы управления требованиям, диктуемым внешней средой, – 45%. Таким образом, главное, что определяет успешность делового предприятия в условиях рынка, – это способность его управленцев адаптировать свой бизнес к требованиям «внешней среды». Основная сложность заключается в том, что внешняя среда бизнеса характеризуется такими признаками как нестабильность и неопределенность. Чем выше нестабильность и неопределенность внешней среды, тем сложнее выработать адекватные стратегические решения, направленные на устойчивое функционирование предприятия. Признаками нестабильности среды являются: - привычность изменений (привычные, в пределах опыта, неожиданные); - темп изменений (медленный, сравнимый с реакцией предприятия, быстрый); - предсказуемость изменений (по аналогии с прошлым, путем экстраполяции, частично предсказуемая, непредсказуемая). В этой связи, для оценки степени нестабильности внешней среды определяют наиболее уязвимые направления и условия деятельности предприятия ("узкие места"), после чего для уже выбранных проблемных направлений определяют: уровень привычности и допустимости изменений во внешней среде организации; темп их изменения; предсказуемость, а также пороговое значение индикаторов, превышение которых препятствует нормальному ходу развития и ведет к формированию негативных, разрушительных тенденций. Помимо нестабильности любой хозяйствующий субъект в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Даже обладая достаточными данными о своем настоящем и будущем, он не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование же, являясь способом прояснения внутренних и внешних условий деятельности, не устраняет, а лишь сокращает неопределенность. Именно поэтому устранить неопределенность в рыночных условиях – значит устранить сам рынок, т.е. разнообразие несовпадающих интересов и действий его субъектов. Возникновение стратегического менеджмента связано с новыми условиями хозяйствования крупных компаний, которые сложились к началу 60-х годов прошлого столетия. Эти условия определялись: во-первых, быстрыми изменениями и нестабильностью внешней среды этих компаний; во-вторых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией и обусловившими производственно-технологические прорывы в будущем; в-третьих, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-четвертых, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Следует отметить, что на первых этапах индустриального общества, основу которого составляла промышленность, а главными структурами являлись корпорации и фирмы, имея капитал, практически всегда можно было организовать массовое производство какого-либо товара и занять соответствующую нишу на рынке. С развитием конкуренции, особенно международной, размер капитала уже не гарантирует защиту от провала и банкротства. Для успеха обязательно нужна инновация, так как капитал сам по себе не может автоматически обеспечить появление ноу-хау, необходимых для экономического успеха. С другой стороны, наличие ноу-хау позволяет легко привлечь необходимый капитал даже без наличия собственного. Именно поэтому в 60-е годы прошлого века назрела необходимость перехода к постиндустриа́льному о́бществу – обществу, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл преимущественно от производства товаров к производству услуг. Ключевыми производственными ресурсами, в данном случае, являются информация и знания, а научные разработки становятся главной движущей силой экономики. При этом наиболее ценными качествами выступают уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. В этих условиях возникает потребность в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее, которую призван удовлетворить стратегический менеджмент. Сущность концепции стратегического менеджмента раскрывается в ответе на вопрос: как следует осуществлять управление предприятием в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды? Основными задачами стратегического менеджмента являются не только проведение анализа и оценки внешней среды, определение и формулировка долгосрочных стратегий развития предприятия, но и указание способов их практической реализации — создания такой системы управления, которая постоянно поддерживала бы соответствие между непрерывно изменяющейся внешней средой и деятельностью предприятия. Стержнем стратегического управления является стратегия компании. Слово «стратегия» в переводе с греческого языка означает «искусство развертывания войск в бою». Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Стратегию можно рассматривать, как основное связующее звено между тем, чего организация хочет достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, но до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. По этой причине в научной и методической литературе существует достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации): 1-й подход акцентирует внимание на анализе организационного окружения. В соответствии с ним, стратегический менеджмент – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения. 2-й подход предполагает определение целей и средств их достижения. При этом, стратегический менеджмент – это процесс формулирования долгосрочных целей и намерений предприятия, выбор надлежащих направлений деятельности и распределение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей; 3-й подход(деятельностный) – во главу угла ставит деятельность по реализации стратегии. Процесс стратегического управления при этом сводится к постановке целей и задач предприятия, поддержанию взаимоотношений между предприятием и его окружением, которые позволяют добиваться поставленных целей, соответствуют его внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к внешним изменениям. В дальнейшем мы будем опираться на первое определение, т.е. рассматривать с тратегическое управление как процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Традиционно стратегический менеджмент связан с решениями, принятие которых находится исключительно в компетенции менеджеров высшего уровня управления. При этом, к наиболее значимым стратегическим вопросам, лежащим в основе принятия стратегических решений можно отнести следующие: 1) определение характера, миссии и целей предприятия (что представляет собой предприятие и каким его хотят видеть в будущем); 2) определение стратегических возможностей и сильных сторон предприятия (в какой сфере предприятие может принести больше пользы, в какой области предприятие наиболее конкурентоспособно); 3) оценка внутреннего потенциала предприятия относительно окружающей среды (что представляет собой сфера деятельности предприятия сегодня и какую форму она может приобрести завтра); 4) сопоставление внутреннего потенциала и стратегических возможностей предприятия; 5) совершенствование системы управления предприятием; 6) проектирование организационной структуры, соответствующей выбранному варианту рыночной стратегии 7) добавление новых видов и удаление неэффективных видов коммерческой деятельности в бизнес-портфеле предприятия; 8) расширение или сужение сфер деятельности предприятия (вертикальная интеграция или дифференциация). Концепция стратегического менеджмента раскрывает организацию, содержание и состав мероприятий по решению перечисленных выше вопросов. Стратегический менеджмент позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной научной дисциплины прошло четыре этапа: На первом этапе, который датируетсяпервой четвертью ХХ-го столетия, в качестве отдельных управленческие функцийоформились бюджетирование и контроль. Существующие в то время условия деятельности фирм (например, технологии, конкуренты, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) воспринимались всеми как нечто стабильное. В настоящее время бюджетирование и контроль успешно применяются при решении так называемых «жестких» проблем, которые характеризуются определенностью задач и средств для их решения, применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Второй этап становления стратегического менеджмента связан с разработкой и использованием метода долгосрочного планирования, который сформировался в 50-е годы прошлого столетия. Данный метод основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций на будущие периоды.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |