Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Генезис стратегического управления




1. Стратегический менеджмент и его место в общей системе управления предприятием.

2. Преимущества стратегического подхода к управлению.

3. Предпосылки стратегического управления на предприятиях Республики Беларусь.

 

 

Если хочешь достичь вершины, ты сам должен

построить лестницу.

К. Мацушита

 

Ежегодно в мире открываются сотни тысяч новых компаний и примерно столько же объявляют о сво­ем банкротстве. До пятилетнего рубежа доживают лишь некоторые из них, и только единицы преодолевают десятилетний порог. Происходит так называемый естественный отбор.

Мировая статистика говорит о том, что основными причинами банкротств чаще всего являлись следующие факторы:

• форс-мажорные обстоятельства – 2%;

• невыполнение обязательств, обман и т.п. – 6%;

• недостаток опыта в производстве данной продукции – 9%;

• недостаток управленческого опыта у руководителей и вла­дельцев предприятий – 18%;

• узкий профессионализм лиц, принимающих решения, – 20%;

• несоответствие системы управления требованиям, диктуе­мым внешней средой, – 45%.

Таким образом, главное, что определяет успешность дело­вого предприятия в условиях рынка, – это способность его уп­равленцев адаптировать свой бизнес к требованиям «внешней среды».

Основная сложность заключается в том, что внешняя среда бизнеса характеризуется такими признаками как нестабильность и неопределенность.

Чем выше нестабильность и неопределенность внешней среды, тем сложнее выработать адекватные стратегические решения, направленные на устойчивое функционирование предприятия.

Признаками нестабильности среды являются:

- привычность изменений (привычные, в пределах опыта, неожиданные);

- темп изменений (медленный, сравнимый с реакцией предприятия, быстрый);

- предсказуемость изменений (по аналогии с прошлым, путем экстраполяции, частично предсказуемая, непредсказуемая).

В этой связи, для оценки степени нестабильности внешней среды определяют наиболее уязвимые направления и условия деятельности предприятия ("узкие места"), после чего для уже выбранных проблемных направлений определяют: уровень привычности и допустимости изменений во внешней среде организации; темп их изменения; предсказуемость, а также пороговое значение индикаторов, превышение которых препятствует нормальному ходу развития и ведет к формированию негативных, разрушительных тенденций.

Помимо нестабильности любой хозяйствующий субъект в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Даже обладая достаточными данными о своем настоящем и будущем, он не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование же, являясь способом прояснения внутренних и внешних условий деятельности, не устраняет, а лишь сокращает неопределенность. Именно поэтому устранить неопределенность в рыночных условиях – значит устранить сам рынок, т.е. разнообразие несовпадающих интересов и действий его субъектов.

Возникновение стратегического менеджмента связано с новыми условиями хозяйствования крупных компаний, которые сложились к началу 60-х годов прошлого столетия. Эти условия определялись:

во-первых, быстрыми изменениями и нестабильностью внешней среды этих компаний;

во-вторых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией и обусловившими производственно-технологические прорывы в будущем;

в-третьих, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции;

в-четвертых, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса.

Следует отметить, что на первых этапах индустриального общества, основу которого составляла промышленность, а главными структурами являлись корпорации и фирмы, имея капитал, практически всегда можно было организовать массовое производство какого-либо товара и занять соответствующую нишу на рынке.

С развитием конкуренции, особенно международной, размер капитала уже не гарантирует защиту от провала и банкротства. Для успеха обязательно нужна инновация, так как капитал сам по себе не может автоматически обеспечить появление ноу-хау, необходимых для экономического успеха. С другой стороны, наличие ноу-хау позволяет легко привлечь необходимый капитал даже без наличия собственного.

Именно поэтому в 60-е годы прошлого века назрела необходимость перехода к постиндустриа́льному о́бществу – обществу, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл преимущественно от производства товаров к производству услуг. Ключевыми производственными ресурсами, в данном случае, являются информация и знания, а научные разработки становятся главной движущей силой экономики. При этом наиболее ценными качествами выступают уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

В этих условиях возникает потребность в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее, которую призван удовлетворить стратегический менеджмент.

Сущность концепции стратегического ме­неджмента раскрывается в ответе на вопрос: как следует осущест­влять управление предприятием в условиях динамичной, измен­чивой и неопределенной среды?

Основными задачами стратегического менеджмента являются не только проведение анализа и оценки внешней среды, определе­ние и формулировка долгосрочных стратегий развития предприя­тия, но и указание способов их практической реализации — со­здания такой системы управления, которая постоянно поддержи­вала бы соответствие между непрерывно изменяющейся внешней средой и деятельностью предприятия.

Стержнем стратегического управления является стратегия компании. Слово «стратегия» в переводе с греческого языка означает «искусство развертывания войск в бою».

Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Стратегию можно рассматривать, как основное связующее звено между тем, чего организация хочет достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

Как научная дисциплина страте­гический менеджмент постоянно развивается, но до сих пор нет одно­значного взгляда на многие его составляющие. По этой причине в научной и методической литературе существует достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):

1-й подход акцентирует внимание на анализе организационного окружения. В соответствии с ним, стратегический менеджмент – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопос­тавлении собственного ресурсного потенциала предприятия с воз­можностями и угрозами внешнего окружения.

2-й подход предполагает определение целей и средств их достижения. При этом, стратегический менеджмент – это процесс формулирова­ния долгосрочных целей и намерений предприятия, выбор над­лежащих направлений деятельности и распределение ресурсов, необходимых для достижения постав­ленных целей;

3-й подход(деятельностный) – во главу угла ставит деятельность по реализации стратегии. Процесс стратегического управления при этом сводится к постановке целей и задач предприятия, поддержанию взаимоотношений между предприятием и его окружением, которые позволяют добиваться поставленных целей, соответствуют его внутрен­ним возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к внешним изменениям.

В дальнейшем мы будем опираться на первое определение, т.е. рассматривать с тратегическое управление как процесс принятия и осуществ­ления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ре­сурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

Традиционно стратегический менеджмент связан с решениями, принятие которых находится исключительно в компетенции ме­неджеров высшего уровня управления.

При этом, к наиболее значимым стратегическим вопро­сам, лежащим в основе принятия стратегических решений можно отнести следующие:

1) определение характера, миссии и целей предприятия (что представляет собой предприятие и каким его хотят ви­деть в будущем);

2) определение стратегических возможностей и сильных сто­рон предприятия (в какой сфере предприятие может принести больше пользы, в какой области предприятие наиболее конкурен­тоспособно);

3) оценка внутреннего потенциала предприятия относительно окружаю­щей среды (что представляет собой сфера деятельности предприя­тия сегодня и какую форму она может приобрести завтра);

4) сопоставление внутреннего потенциала и стра­тегических возможностей предприятия;

5) совершенствование системы управления предприятием;

6) проектирование организационной структуры, соответству­ющей выбранному варианту рыночной стратегии

7) добавление новых видов и удаление неэффективных видов коммерческой деятельности в бизнес-портфеле предприятия;

8) расширение или сужение сфер деятельности предприятия (вертикальная интеграция или дифференциация).

Концепция стратегического менеджмента раскрывает органи­зацию, содержание и состав мероприятий по решению перечис­ленных выше вопросов.

Стратегический менеджмент позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкрот­ство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной научной дисциплины прошло четыре этапа:

На первом этапе, который датируетсяпервой четвертью ХХ-го столетия, в качестве отдельных управленческие функцийоформились бюджетирование и контроль. Существующие в то время условия деятельности фирм (например, технологии, конкуренты, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) воспринимались всеми как нечто стабильное.

В настоящее время бюджетирование и контроль успешно применяются при решении так называемых «жестких» проблем, которые характеризуются определенностью задач и средств для их решения, применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками.

Второй этап становления стратегического менеджмента связан с разработкой и использованием метода долгосрочного планирования, который сформировался в 50-е годы прошлого столетия. Данный метод основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций на будущие периоды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.