КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9. Социальный работник как субъект социальной работы
Основные понятия: профессиограмма социального работника, квалификационные характеристики социального работника, профессиональные роли социального работника
План лекции: 1. Характеристика социального работника как субъекта социальной работы. 2. Документы, фиксирующие требования к профессионально-личностным качествам социального работника (профессиограмма, квалификационная характеристика). 3. Ролевой репертуар социального работника 4. Современные тенденции в подготовке социальных работников в России
Основное содержание лекции
1. Характеристика социального работника как субъекта социальной работы
Как таковые, социальные работники являются агентами перемен в обществе и в жизни индивидуумов, семей и сообществ, которым они служат. Профессиональная социальная работа задает определенные личностные параметры е субъекта, объективно отражающие функциональную структуру деятельности и создающие субъективные предпосылки для ее продуктивной реализации. Учитывая внутреннюю неделимость процесса формирования личностных и деятельностных характеристик социального работника, Н.Б.Шмелева выделила следующие аспекты, необходимые для реализации данного процесса: личность есть субъект профессиональной деятельности, включенный в конкретные социокультурные условия и функционирующий в системе отношений «человек-человек»; личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной деятельности; личность социального работника формируется, развивается, самореализуется, самосовершенствуется в деятельности по решению профессиональных задач, и как активный субъект этой деятельности, изменяет себя в деятельности. Социальный работник должен удовлетворять требованиям профессионализма. Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов. Профессионализм специалиста характеризуется наличием у него (по Л.В.Топчему): профессионального призвания; глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях; духовно-нравственных качеств, склонности и предрасположенности к работе с людьми; профессионального мастерства; объективно-критического отношения к своей деятельности; профессиональных знаний и умений; стремления к саморазвитию и самосовершенствованию; профессиональной гордости. Эти требования, с учетом конкретного места работы, фиксируются в квалификационных характеристиках социального работника. Профессионализм социального работника определяется как: – яркое развитие способностей, глубокие и широкие знания в области социальной работы, а также нестандартное владение умениями, необходимыми для успешного выполнения этой деятельности (А.А.Бодалев); – специфическая норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности (социального работника) определенные обязательства и задающая стиль его деятельности, в целом способствующий самореализации личности (В.Г.Зазыкин); – высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющих достигать наибольшего эффекта в деятельности А.И.Ляшенко); – деятельность, нормированную принципами научной объективности и непредвзятости (Т.Шанин); – высокий стандарт профессиональной деятельности, обеспечивающий ее стабильность и результативность (Н.Б.Шмелева). Обобщив предлагаемые трактовки, будем понимать под профессионализмом специфическую норму регуляции деятельности, основанную на устойчивых внутренних мотивах участия в ней, на развитых способностях социального работника, высоком уровне его научных знаний, профессиональных умений и навыков, в совокупности обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных обязанностей. Профессионализм субъекта деятельности выражается в его готовности к этой деятельности с учетом всего многообразия ее функциональных проявлений и ролевого репертуара (С.Беличева, В.Г.Бочарова, И.А.Зимняя, В.Н.Келасьев, Р.М.Куличенко, А.И.Ляшенко, Н.Б.Шмелева и др.). В личностно-деятельностном аспекте готовность рассматривается как целостное проявление в деятельности всех сторон личности, обеспечивающее социальным работникам возможность успешно выполнять их профессиональные обязанности и профессиональные роли (их около 30). Большой вклад в изучение и разработку профессионально-личностных качеств социального работника внесли работы С.А.Беличевой, В.И.Бочаровой, С.И.Григорьева, Л.Г.Гусляковой, Л.Д.Деминой, И.А.Зимней, В.Н.Келасьева, Р.М.Куличенко, Л.В.Топчего, Т.Д.Шевеленковой, Л.Т.Шинелевой, Н.Б.Шмелевой и других ученых. В научной литературе рассматривается широкий спектр качеств, которые должны быть присущи социальному работнику, в том числе, компетентность по широкому кругу значимых проблем, высокий уровень общего образования и культуры, владение смежными специальностями и знаниями в смежных областях наук; доброта, любовь к людям, душевность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия; коммуникабельность, общительность, умение правильно понять человека, гибкость, способность поддержать другого и стимулировать его на развитие собственных сил, организационные способности и др. Большой вклад в анализ профессионально-личностных качеств социального работника внесен Е.И.Холостовой [279; 311]. Автором выделены следующие группы качеств: – психофизиологические – от них зависят способности к данному виду деятельности – (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность); – психологические качества, характеризующие социального работника как личность (самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков), а также стрессоустойчивые качества (физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями); – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния (коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность; красноречие и др.); - психолого-педагогическая грамотность (педагогическая наблюдательность, проявляющаяся в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны; предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие; педагогическое предвидение как умение увидеть конечный результат предпринимаемых действий; умение провести интервьюирование; создать обстановку безопасности и доверия). Успех профессиональной социальной работы зависит от социальной ориентированности кадров – обобщающего показателя, характеризующего слитность социально-политического мышления с навыками непосредственного, практического управления социальными процессами на всех уровнях (от федерального до трудовых коллективов). Это предполагает высокое чувство ответственности работников за реализацию мер социальной политики, утверждение принципа социальной справедливости в общественной жизни. Социальная ориентированность кадров социальной работы включает: - широкий социально-политический кругозор и социальную направленность мышления как сущностной характеристики их политической культуры; - навыки социально-политического анализа ситуации и умение на его основе обоснованно выбирать эффективные средства реализации социальной политики, формы и методы социальной работы с различными категориями населения; - умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятельности; - коммуникабельность, навыки работы с людьми, способность приводить в действие и активизировать внутренние резервы физического, интеллектуального, психологического и нравственного потенциала клиента. Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законом и подзаконными актами, разделением труда в сфере социальной защиты населения. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов. 2. Документы, фиксирующие требования к профессионально-личностным качествам социального работника (профессиограмма, квалификационная характеристика). Спектр требуемых качеств отражен в профессиограмме социального работника (специалиста по социальной работе). Применительно к российской модели социального работника разработка профессиограммы интенсивно осуществлялась с начала 90-х гг. – момента признания социальной работы как профессии и включения ее в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (Постановление Госкомтруда СССР от 23.04.1991 г. № 92). Значимость профессионально-личностных качеств специалиста для профессии подтверждается тем, что их перечень зафиксирован также в основополагающих документах, признаваемых профессиональным сообществом социальных работников всех стран: Международной Декларации этических принципов социальной работы, Международных этических стандартах социальной работы, этическом Кодексе Национальной Ассоциации социальных работников США, отечественном Кодексе этики социального работника. Одна из первых в России профессиограмм была создана в 1991 г. научным коллективом под руководством С.И.Григорьева. Одним из важнейших нормативных документов, своего рода эталоном качества подготовленности социальной работы является квалификационная характеристика. В настоящее в научной литературе представлено несколько квалификационных характеристик. Разные варианты характеристик имеют между собой различия (в теоретико-методологических основаниях, выборе типологических признаков и др.). Рассмотрим одни из наиболее проработанный, на наш вариант, кавлификационных характеристик социального работника. Они разработаны научным коллективом под руководством И.А.Зимней. Основные требования к социальному работнику, зафиксированные в квалификационных характеристиках: - системно-деятельностный подход к определению конечных целей подготовки специалиста определенного профиля, ориентирующий на формирование умений выпускников учебного заведения успешно решать совокупность общественно необходимых профессиональных социально-профессиональных задач деятельности; - отражение опережающего, по сравнению с общественной практикой, характера квалификационных требований к выпускникам вузов по каждой специальности; - двухкомпонентность квалификационной характеристики объединение в едином документе двух составляющих в требованиях к специалисту: государственной и вузовской, причем государственная часть выполняет функцию государственного стандар та качества подготовки специалиста и гарантирует уровень его подготовки, а вузовская, дополняя государственную, отражает специфику регионально-отраслевого заказа данному учебному заведению от учреждений и организаций. По требованию квалификационной характеристики, обязанностями социального работника являются: - обеспечение педагогического компонента в социальной работе, педагогической целесообразности содержания, форм и методов, используемых в службах социальной защиты клиента, содействие в формировании гуманных отношений в социуме; - изучение медико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды, интересов и потребностей клиента, условий его жизни, его социальной истории, сбор информации, связанной с нуждами клиентов, выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, их семей, взрослого населения; - организация социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей, содействие в развитии социальных инициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи; - оказание профессиональной помощи клиентам в решении их личных и социальных проблем, работа по предотвращению правонарушений, реабилитации клиентов, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждение отклонений в поведении людей; - представление и защита интересов клиентов, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами, содействие в повышении социального статуса семьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путем обеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственных учреждений и организаций. В соответствии с разработанной коллективом И.А.Зимней Квалификационной характеристикой, социальный работник должны обладать следующими взаимосвязанными группами профессионально-личностных качеств: 1) собственно личностными качествами, отражающими соответствие гуманистического потенциала его личности данному роду деятельности; 2) компетентностью, включающей социальные знания и умения в конкретной области работы и в тех ее сферах, которые прямо или косвенно с ней связаны; 3) умением устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения, выражающимся во владении культурой межличностного общения; фасилитативных умениях; навыках оптимизации общения с клиентами, представителями различных социальных групп; умении координировать социальные связи и отношения; координировать взаимодействия с разными клиентами на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой информации.
3. Ролевой репертуар социального работника
Следует согласиться с И.А.Зимней, что совершенствование процесса подготовки социальных работников невозможно без определения их ролевого репертуара, соотнесенного с функционалом каждой роли и спроецированного на конкретные условия работы – с детьми, подростками, пенсионерами, безработными, инвалидами и так далее. Важнейшей доминантой, раскрывающей понятие «социальная работа» в контексте профессиональной деятельности являются профессиональные роли социального работника. Ролевой репертуар социального работника (перечень и содержание ролей) в литературе представлены в трактовке ряда ученых. Большее распространение в России получил следующий ролевой репертуар социального работника (по Р.Поппли, Л.Лейнингеру): - определитель клиента – социальный работник, который устанавливает индивидов, или группы людей, испытывающих трудности или находящихся в опасности быть подвергнутыми насилию; - брокер – социальный работник, направляющий клиентов в необходимые им службы, ведомства, организации; - посредник ("буфер") социальный работник, помогающий двум людям, человеку и группе или двум группам преодолеть различия и вести совместную работу; - адвокат (защитник) – его деятельность предполагает помощь отдельным людям, группам, общностям (защита, работа в ситуации), борьбу за изменение в законе или действующей практике с позиции определенного класса людей или части общества; - оцениватель – социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп, сообществ; помогает принять решение для действия - учитель - социальный работник, который передает информацию и знания, помогает людям развить умения; - корректор поведения – вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятие людей или групп; - консультант – помогает в решении проблем клиентов; - проектант сообществ – социальный работник, планирующий развитие программ их деятельности; - менеджер информации – собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде; - администратор – социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (проектом) или социальной службой; - практик – обеспечивает конкретную постоянную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на месте (в сообществе).
4. Современные тенденции в подготовке социальных работников в России
Подготовка социальных работников для благотворительных организаций (в рамках краткосрочных курсов) в нескольких странах мира началась в конце 19 в. (1896 г. – Великобритания, Германия; 1897 г. – США). В РФ организация подготовки специалистов и социальных работников (осуществляется с 1991 г.) осуществляется в рамках социального образования (подсистема профессионального образования), сориентированного на подготовку специалистов, чья трудовая деятельность будет связана с учреждениями системы социальной защиты населения. Функции социального образования (по Г.П.Медведевой, В.А.Никитину, Л.И.Старовойтовой): социально-преобразующая и социально-стабилизирующая; воспитательная; образовательно-развивающая; культуросберегающая; поисково-исследовательская; гуманизирующая. До 2008 г. в РФ подготовка названных кадров проводилась на следующих уровнях: довузовский; начальное, среднее и высшее профессиональное образование; поствузовская подготовка (аспирантура, докторантура), переподготовка и повышение квалификации. Для каждого из них существуют образовательные стандарты, выполняющие нормативную роль для образовательных учреждений. На их основе разработаны учебные планы, учебные программы, а также необходимые научно-методические средства, обеспечивающие требуемое качество образования (как системы и процесса). С 2008 г. Россия (страна-участница Болонского процесса) переходит на двухуровневую систему подготовки кадров для социальной работы, включающую бакалавриат и магистратуру. Отметим, что государственные образовательные стандарты этих уровней подготовки специалистов по своей основе принципиально отличаются от действовавших ранее: теоретико-методологической основой их является компетентностный подход.
Вставка к п.1. основные (обязательные) качества и умения социального работника: - эмпатийность; - психологическая компетентность; - деликатность и тактичность; - человечность и гуманность, милосердие; - организаторские и коммуникативные способности, экстравертность; - высокая духовная культура и нравственность; - социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей); - умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом; - направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента; - умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента; - стремление к постоянному повышению профессиональных знаний; - честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этических норм при взаимоотношениях с другими людьми.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |