Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование

В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.

Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генераль­ной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Имен­но этот вид анкетирования является наиболее распространенным.

В зависимости от способа общения исследователя с респонден­том различают личное и заочное анкетирование.

Личное анкетирование предусматривает непосредственный кон­такт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимуще­ства: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения. Лич­ный опрос может носить групповой и индивидуальный характер.

Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.

Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассыла­ются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Пре­имущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности при­влечь к опросу одновременно большое количество людей, прожи­вающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недо­статком почтового анкетирования является низкий процент воз­врата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверен­ности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напомина­ний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.

Прессовое анкетирование — это вид анкетирования, при кото­ром анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования ха­рактеризуется также низким процентом возврата анкет и практи­чески исключает возможности исследователя влиять на формиро­вание выборочной совокупности.

Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, который повышает заинтересован­ность последнего в исследовании, дает возможность проконсуль­тировать респондента о правилах заполнения анкеты, оценить со­ответствие респондента намеченной выборке. Недостатки разда­точного анкетирования заключаются в сравнительно низком про­центе возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом опросе), в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.

Интервью — один из основных видов опроса, использу­ющий непосредственное социально-психологическое взаимо­действие между исследователем и респондентом в соответ­ствии с поставленной целью.

Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью активно используется в социологии, психологии, педагогике и других областях деятельности. Не яв­ляется исключением и физическая культура. В данном случае ин­тервью применяется для получения информации о ценностных ориентациях респондентов относительно физической культуры, их взглядах, интересах, отношений в этой сфере деятельности. Особую ценность представляет информация о причинах негативного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Интервью как метод сбора социологической информации имеет ряд преимуществ, основу которых составляет, прежде всего, возможность более глубокого проникновения в соци­ально-психологические механизмы исследуемых процессов путем получения всесторонней информации о мнениях, мо­тивах поведения, представлениях респондентов. Это связано с тем, что в интервью как бы объединяются два метода: опрос и наблюдение. Их сочетание позволяет интервьюеру наблю­дать за психологическими реакциями респондента и при не­обходимости корректировать план беседы.

Указанная выше особенность обусловливает и другие по­ложительные стороны интервью:

а) наличие обратной свя­зи между объектом и субъектом, что допускает некоторое раз­нообразие линии поведения последнего при проведении ин­тервью;

б) обеспечение максимальной полноты ответов респондентов (в анкете отдельные вопросы могут быть про­пущены):

в) получение более конкретной и образной инфор­мации:

г) возможность создания непринужденной обстанов­ки при беседе; возможность установления большей степени искренности ответов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эксперименты различаются как по характеру эксперимен­тальной ситуации, так и по логической структуре | По форме интервью делятся на две группы: свободное (нестандартизированное) и стандартизированное (форма­лизованное)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.