Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и сущность информации

Одним из эффективных методов исследования является социологическое моделирование - разработка моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Несмотря на то, что многие модели исследуемых социально-экономических систем настолько сложны, что без компьютера обойтись зачастую невозможно, концепция моделирования проста. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные устраняются, модель повышает способность человека разрешать встающие перед ним проблемы. В этом смысле написанная ситуация представляет собой модель реальной жизненной ситуации.

Структурные элементы программы КСИ.

Социальная проблема - это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине.

Цель всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

Объект КСИ - это социальный факт, т.е. любое социальное явление или процесс. Предмет КСИ - стороны или свойства объекта, наиболее полно выражающие проблему.

Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами.

Генеральная совокупность (N) - это все люди, территориально и по времени причастные к изучаемому объекту. Выборочная совокупность (n) - микромодель генеральной совокупности. Ее составляют респонденты, отобранные для обследования с помощью того или иного метода выборки. Отбор респондентов осуществляется по социальным формулам, с помощью таблицы случайных чисел, методами механической, серийной, гнездовой, стихийной выборки, методами «снежного кома» и основного массива. Наиболее точен метод квотной выборки.

В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение и др.).

Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также порядок расположения вопросов.

Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа социологических данных.

 

Ряд причин обусловливает использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром:

- сложность многих организационных ситуаций: поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, то постичь его можно, упростив реальный мир с помощью моделирования;

- трудности, связанные с проведением экспериментов в реальной жизни, в частности, необходимость значительных затрат, в том числе и материальных; - ориентация управления на будущее: невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, может быть, никогда не состоится; моделирование

- единственный в настоящее время систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений.

Модель - это система, располагающаяся между исследователем и предметом его исследования.

Существуют следующие виды моделей: физические, математические, логические, модели общественно-экономических формаций, модели структур, методов и т.п.

Основные этапы процесса построения моделей:

- постановка задачи;

- построение модели;

- проверка модели на достоверность;

- применение модели.

 

 

Информация (от лат. informatio – «разъяснение, изложение») первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с середины XX в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.

Основное свойство информации – способность вызывать изменения. Узнавая новое, человечество изменяется, меняются его потребности в информационных услугах. Движение общества в одном месте, за счет информации активизирует (тормозит) движение всего общества.

Практическая ценность информации определяется её ролью, которую она играет в принятии решений. Ценность определяется и тем, сколько стоит данное решение, каковы его последствия.

Информация обеспечивает принятие решений. Она становится фактором производства и, подобно труду, материалам и капиталу, формирует доход и устойчивость организации. Эта функция информация является необходимым элементом конкурентоспособности.

Информация состоит из объективных фактов и предположений. Факты и предположения влияют на восприятие проблемы человеком, который принимает решение в степени неопределенностей, связанных с данной проблемой. Все, что потенциально позволит снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи или слухи, должно считаться информацией.

Существуют различные типы информации, используемые менеджерами в социальном управлении: факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи, слухи.

Факт – это событие или условие, которое возможно увидеть, пронаблюдать (простейший вид информации). Факт можно увидеть только в существующей системе понятий. Меняется система понятий, меняются факты.

Оценки – информация, отличающаяся от фактов тем, что базируются не на умозаключениях и предположениях, а на не прямом наблюдении и подсчете. Такая оценка может отличаться от действительного факта по двум причинам: базируется на выборке, т. е. большое влияние оказывает ошибка выборки, основана не на непосредственном наблюдении – воздействие ошибки измерения. Последствия обеих ошибок могут быть сведены к минимуму: первая – путем увеличения размера выборки, вторая – при помощи более точных методов измерения.

Слух отличается от факта менее надежным источником информации, поэтому использование его в интересах управления нецелесообразно. Но в ситуациях риска и неопределенности слух может быть единственным доступным источником отдельных видов информации, например планов конкурентов.

Управленческую деятельность можно условно разделить на три основные категории, которые определяют и характеризуют преобладающие по важности, по распространению виды управленческой информации:

1. Информация по стратегическому планированию позволяет высшему управлению нести ответственность за установление долгосрочных целей, накопление ресурсов для достижения этих целей и формулирование политики их достижения. Такая информация может включать перспективные оценки среды, экономические прогнозы и демографические тенденции.

2. Контрольная управленческая информация используется управляющими среднего уровня для координации различных подконтрольных им действий, приведения ресурсов в соответствии с задачами и разработки согласованных оперативных планов. Информация, которая необходима этим управляющим, может включать производственные сводки и действия, предпринимаемые другими управляющими среднего уровня.

3. Оперативная информация помогает управляющему нижнего уровня выполнять обычные и повседневные операции, такие как расчет заработной платы и финансовые расчеты, составление табелей и управление запасами. Это информация о деятельности структурных, подразделений.

Общее требование к ИУС – производить больше полезной информации для недопустимости плохих или слабых решений.

ИУС – это встроенный механизм контроля качества. Контроль качества с помощью ИУС должен поощрять обучение сотрудников на собственном опыте с использованием знаний для совершенствования мастерства и исполнения работы.

Среди наиболее важных видов источников информации выделяют:

- внутренние источники учреждения (специализированная группа; доклады, периодические отчеты, информационные связи между отделами);

- внешние публикуемые источники (отчеты министерств, научные публикации, журналы, справочники и т. д.);

- иные источники информационной индустрии (рекламные агентства и средства массовой информации, конкуренты, клиенты).

В большинстве учреждений большую долю используемой менеджерами информации обеспечивают внутренние источники.

Специализированная группа работников занята информационным обеспечением, включающим такие отделы, как: маркетинговые исследования, анализ оказания услуг, планирование, экономический анализ.

Кроме создания подобных специализированных групп, каждое учреждение практикует регулярные отчеты линейных руководителей и служащих, такие как отчеты на планерках, доклады по телефону.

Полезность информации оценивается внутренними и внешними пользователями, которые предъявляют к ее качеству следующие требования:

- уместность и своевременность информации – способность повлиять на принятие решения пользователем и удовлетворить его интересы в нужный момент или к определенному сроку;

- достоверность информации – гарантия объективности и правдивости представляемых данных, что предполагает необходимость указания методов сбора, учета и обработки информации, чтобы пользователи могли правильно понимать назначение представляемой информации и проверить ее;

- сопоставимость информации – возможность сравнения показателей с данными по другим учреждениям, регионам, государствам, что требует применения определенных стандартов в предоставлении информации;

- доступность и понятность информации – представление информации в ясной для понимания форме, чтобы пользователь мог применять ее для принятия решения, не боясь допустить ошибку. Для ясного понимания информации необходимо, чтобы формы ее представления отражали существо вопросов, были четкими, без излишней детализации, правильно переведенные на иностранные языки;

- конфиденциальность информации – строгий учет и контроль за распространением информации среди внешних пользователей, а также за ее содержанием и характером.

Таким образом, информация должна быть целенаправленной и ориентированной на соответствующие уровни управления.

Существуют информационные ограничения.

Информация является дорогим продуктом современного общества.

В ее стоимость включается время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор данных, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т. п.

Получить необходимую информацию по приемлемой цене непросто, но такая возможность появляется, если отложить принятие решения по времени. Это возможно, когда время не является критическим фактором и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации. Выгода и издержки оцениваются руководителем по отношения к оценке стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решения позитивных изменений.

Существует три варианта обстоятельств, с которыми может столкнуться руководитель, оценивая затраты и выгоду от дополнительной информации.

1. Выгода от каждой дополнительной единицы информации равна затратам на ее получение в той мере, в какой руководство готово платить за нее. Однако ограничения временных и интеллектуальных возможностей менеджера в процессе усвоения и использования все большего количества информации должны, в конечном счете, сделать покупку дополнительной информации экономически нецелесообразной.

2. Расходы на получение дополнительной информации перекрываются выгодами до определенной точки, за пределами которой руководству не следует стремиться к получению дополнительной информации, поскольку даже при улучшении решения с ее помощью расходы превысят выгоду.

3. Выгоды от получения дополнительной информации превосходят затраты на нее. В такой ситуации получение дополнительной информации желательно в силу того, что временные и интеллектуальные ограничения в конечном счете резко снизят пользу от приобретения информации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По форме интервью делятся на две группы: свободное (нестандартизированное) и стандартизированное (форма­лизованное) | Информационное обеспечение управления социальной сферой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.