Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера

Г. Тэджфел, его сотрудники и последователи (М. Биллиг, Дж. Тернер и др.) провели серию лабораторных экспериментов, получивших в социальной психологии название «эксперимен­ты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по минималь­ной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах ис­пытуемые – студенты – случайным образом делились на две группы, при этом отнесение их к той или иной группе прово­дилось на основе частных, незначимых критериев (например, предпочтение одного из двух художников-абстракционистов или тенденция к переоценке или недооценке количества то­чек при их кратковременном предъявлении на тахистоскопе и т.д.). Исследователи специально исключали из ситуации экс­перимента все факторы, которые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д.

На втором этапе экспериментов испытуемые индивидуаль­но распределяли плату за участие в эксперименте между двумя другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп те принадлежали. Определение сум­мы, причитающейся другим участникам, производилось с по­мощью специально разработанных таблиц, в которых фикси­ровались в различных вариантах абсолютные размеры сумм, причитающихся представителю «своей» и «другой» группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными вариантами стратегий распределения:

- уравнительное (справедливое),

- максимальная сумма для обо­их участников,

- максимальная выгода для представителя своей группы (абсолютный ингрупповой фаворитизм),

- максималь­ное различие в пользу представителя своей группы (относи­тельный ингрупповой фаворитизм),

- интеграль­ный ингрупповой фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий.

В результате этих экспериментов было зафиксировано пре­обладание у испытуемых стратегии, связанной с установлени­ем максимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другой группы, в пользу первых. Причем эта стратегия выбиралась даже в тех случаях, когда абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше максимально возможного. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различий между группами в пользу своей группы. Это явле­ние, связанное с тенденцией оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило на­звание внутригрупповой фаворитизм (от лат. благо­склонность). Тенденция к установлению различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получи­ла название межгрупповой дискриминации (в данном случае в форме внешнегрупповой дискриминации). По мнению Г. Тэджфела внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дис­криминация являются универсальными феноменами психоло­гии мсжгрупповых отношений.

Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внеш­негрупповой дискриминации как результат серии когнитив­ных процессов, связанных с установлением сходства и разли­чий между представителями различных социальных групп. Основу данной теории составляют следующие понятия:

1) социальная категоризация – когнитивный процесс упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе – окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для ин­дивида критериям;

2) социальная идентификация – процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности;

3) социальное сравнение – процесс соотнесения каче­ственных признаков различных социальных групп, ре­зультатом которого является установление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискри­минация являются заключительным звеном в серии когнитив­ных процессов, их неизбежность диктуется потребностью лич­ности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».

Исходя из такого, по преимуществу когнитивного, пони­мания природы межгрупповой предубежденности и враждеб­ности, по-новому ставится и вопрос о предотвращении или уменьшении межгруппового конфликта. Так, С. Уорчел (1979) считает, что для улучшения межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на коопера­тивное, но устранение или уменьшение воспринимаемых раз­личий между группами и максимизация сходства между пред­ставителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы.

Теория социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно подойти к проблеме межгрупповой диф­ференциации и внутригрупповой интеграции в условиях со­циально-экономических изменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями в социальной страти­фикации. Она, в частности, предполагает возможность несоот­ветствия реальной, объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кри­зиса социальной идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность (принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к пред­ставителям своей и других групп.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Полевые эксперименты М. Шерифа | Исследования межгрупповых отношений в отечественной социальной психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.