Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 1 Разработка целей организации

Лекция №15 цели как основной компонент стратегического планирования

Основными компонентами стратегического планирования выступают цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования. Первым и, вероятно, главным плановым решением является выбор целей для организации - ее миссии и конкретных мер, обеспечивающих ее выполнение.

Современное общество - организованное общество. Само появление организаций связывается с наличи­ем у людей общих целей, что превращает управление организа­цией в целенаправленную деятельность. Если нет целей в орга­низации, то и нет управления ею.

Люди определяют цель с чем-то, увязанным во времени и измеряемом в смысле состояния. Отсюда, цель представляет собой описание будущего состояния объекта управления, в нашем случае, — организации.

Содержание цели включает объективный и субъективный аспекты.

1. с одной стороны, цели отражают требования объек­тивных законов жизни человека и общества (закон экономии времени, закон стоимости и тому подобное),

2. с другой стороны — цели являются продуктом сознания и формулируются людьми, отражая их интересы.

Таким образом, цель —

1. один из элементов поведения и сознательной дея­тельности человека,

2. выступает как способ интегра­ции различных действий человека, а для организации — дейст­вий различных людей, в некоторую упорядоченность или систе­му.

3. исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления

4. выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность — как процесс достижения цели.

Средства достижения цели — это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации — ее струк­тура и процессы), включенные в систему целенаправленной дея­тельности и обеспечивающие получение определенного резуль­тата. Взаимоотношения цели и средства носят характер двусто­ронней предопределенности.

В управленческой практике очень важно отделять цель от средства. Обычно в

организации то, что является целью объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта — средство достижения его цели.


 
 


МИССИЯ

•Для чего организация существует? Зачем мы находимся в ней?

Почему мы делаем то, что делаем?

ЦЕЛЬ

Чего мы хотим достичь? Куда мы движемся? Что нас ждет?

СТРАТЕГИЯ

Что нужно для этого делать?Как лучше использовать имеющиеся силы

и средства? Каковы этапы достижения цели?

ЗАДАЧА

Что конкретно нужно выполнить? Кому? Когда? Где? Сколько? Как?

 
 


ПОЛИТИКА

На каком уровне ожидается выполнение задачи? Каким образом выпол

няется работа?

Рис. 1. Взаимосвязь понятий «миссия», «цель», «стратегия», «задача», «политика»

Миссией обычно называют очень большую цель, вызываю­щую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Формулирование миссии — есть ни что иное, как ответ на во­прос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Однако это нечто большее, чем определение роли организации. Миссия — есть удовлетворение членов общества, их потребностей в том или ином товаре или услуге.. Компания, те­ряющая видение миссии, рискует потерять своих потребителей. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов.

На основе миссии формулируются долгосрочные (более 1 года) цели орган изации или качественные результаты, которые не будут достигнуты и за пределами планового периода, но к которым организация собирается приблизиться в рамках этого периода. Эти цели указывают на то, что организация хочет по­лучить и чего достичь в будущем.

В рассматриваемом контексте стратегияэто способ или средство достижения долгосрочных целей. Стратегия отвечает на вопрос о том, какие у организации есть альтернативные вариан­ты использования имеющихся ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей.

Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), или задачи, представляют собой результаты, которые предпола­гается получить в пределах планового периода. Они являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели и формули­руют задачи, которые конкретно надо решить в плановый период?

Заключительным в данной цепочке является термин «поли­тика». Политика также как и стратегия, относится к категории средств достижения краткосрочных целей или поставленных за­дач. Политика включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий ее членов по достиже­нию плановых целей. Политика создает каркас для принятия решений в рутинных ситуациях, определяет каким образом должны выполняться задачи.

Взаимосвязь понятий «миссия - цель - стратегия - задача -политика» представлена на рис.2.

Также в данном аспекте следует рассмотреть еще одну взаимосвязь понятий «индивид - организация — общество»

Цели индивида — это единственные цели, которые сущест­вуют в объективном мире, так как они строятся на его неудовле­творенных потребностях. Все остальные цели являются органи­зационной или общественной трансформацией целей индивида. Такое преобразование целей индивида в цели организации и цели общества возможно потому, что по цепочке «индивид - организация — общество» протекает процесс приспособления индивидуальных целей в качестве мотивирующей силы.

 

Выбор между индивидуальной и организационной целью играет очень важную роль при анализе управления организаци­ей. Организация становится ареной, где люди пытаются удовле­творить свои потребности в успехе, в средствах существования. С этой точки зрения эффективность -не то, как успешно дос­тигнуты цели организации, а то, как члены организации достиг­ли свои личные цели внутри организации.

Цели организации - это цели, общие для всех ее членов. Цели успешных организаций обычно согласуются с целями, ко­торые имеют значение для общества. Максимизация прибыли -главная цель деловой организации, достижение которой означа­ет, что организация получает максимум от рынка, а это, в свою очередь, позволяет компании больше платить своим работни­кам, требуя от них взамен соответствующей отдачи.

 

Вопрос № 2 Цели как инструмент управления организацией

 

Цели выполняют ряд практических и полезных функций, помогая управлению организаций и пониманию того, зачем суще­ствует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе. Цели предприятия выполняют специальные функции

  1. оправдывают существование организации,
  2. помогают организации приспосабливаться к окружающей действительности
  3. законность организации как для работающих в ней людей, так и для обще­ства.
  4. определяют направление бизнеса
  5. концентрируют усилия в конкретной среде
  6. предопределяют действия
  7. определяют приоритет задач бизнеса
  8. обеспечивают основу для конструирования орга­низации.
  9. определяют значимость служб предприятия Цель - укрепить позицию компании на рынке ведет организацию к созданию нового подразделения (например, НИОКР, маркетинг и т.п.).
  10. задают уровни для оценки результата.
  11. Способствуют пониманию людей о пригодности организации для них, а именно
    • привлекают людей в организа­цию
    • ограничивают деятельность членов организации
    • ре­гулируют их поведение членов организации.
    • определяют природу организации для ее членов и, тем самым, заставляют их брать на себя соответствующие обязательства.
    • создают мотивационный механизм Так, выход предприятия на лиди­рующие позиции в отрасли удовлетворяет и материальные (мак­симальная прибыль), и моральные (гордость за организацию) потребности работников.
    • уменьшают неопределенность, разъясняя людям, что организация преследует в своей деятель­ности.
    • являются стандартом для оценки работы членов организации. Выполнение плана на высоком ка­чественном уровне обычно связывается с получением вознагра­ждения.

Различают три типа организационных целей:

1. официальные,

2. оперативные,

3. операционные.

 

Официальные цели определяют об­щее назначение организации. Они абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах, оправдывая существова­ние организации перед обществом. Однако по этим целям труд­но определить, чем на самом деле занимается организация.

Оперативные цели исходят из действительной политики и ука­зывают, что организация на самом деле пытается делать. Они имеют внутреннюю направленность, важны для членов органи­зации.

Операционные цели еще более специфичны и более из­меряемы, чем оперативные. Они направляют поведение и по ним дают оценку работе; они разрабатываются до деталей и вы­ражаются в количественных терминах.

Знание различий между этими тремя типами целей дает цен­ную информацию для понимания логики управления организацией.

Цели становятся инструментом управления, когда они опре­делены и сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению. Формулирование целей - процесс весьма сложный, к нему предъявляются определенные требования.

Основные характеристики целей

  1. Важная характеристика цели - ее достижимость и реали­стичность. Недостижимые, нереалистичные цели не мотивиру­ют исполнителей, могут отбить желание что-либо делать для их достижения. Слабой мотивацией обладают и легко достижимые цели.
  2. Цели должны быть понятны для исполнителя недвусмысленно сформулированы. Те, от кого ожидается их выполнение, Должны четко знать, чего от них ждут. Понятная цель обеспечивает видение и того, что обеспечивает ее выполнение.
  3. максимально качественное описание (в терминах - лучше, совершеннее, эффективнее, гибче и т.п
  4. иметь требуемое количественное оформление. Цель должна быть измерима. Чтобы управлять, нужно уметь измерять. Неизмеримость цели не позволяет исполнителю определить степень прогресса на пути к ее достижению.
  5. иметь сроки исполнения, цель без срока будет все время возвращать исполнителя к начальной точке действий.
  6. должна мотивировать действия исполнителя в правильном направлении и вести к удовлетворению главного требования потребителя.
  7. должна быть формулируема и формализуема. Это уси­ливает ее воздействие и повышает обязательства по отношению к ней. Только устная постановка цели не оставляет следов и лег­ко забывается.
  8. Цели индивидов, групп и организации в целом должны быть совместимы. Это помогает избежать конфликтов между людьми и подразделениями. Неприемлемость цели ведет к ее невыполнению, волоките, возмущению.
  9. должны иметь возможность для проверки и корректировки. Этого требуют постоянно меняющиеся внеш­ние факторы и обстоятельства. Знание того, что цель является предметом изменения в свете новых реальностей, помогает лю­дям преодолевать нежелание установить их и посвятить себя их выполнению.
  10. наличием системы обратной связи. Своевременное и полное информиро­вание людей о ходе ее выполнения помогает держать цель в ви­ду, в поле зрения.
  11. Должна быть связана с системой вознаграждения. Они должны быть ценимы. Знание того, что цель будет стоить для работника, помогает поддерживать ее эффективность.

Вопрос №3 Классификация целей

В отечественной науке и практике управления предлагается классификация целей по следующим признакам:

По степени важности – стратегические и тактические

По содержанию – экономические, научно-технические, социальные

По сфере реализации – административные, производственные, финансовые

По характеру формулировки – качественные, количественные

По ориентированности (законченности) – промежуточные, конечные, (финишные)

По уровню иерархии – общие (корпоративные), частные (локальные)

 

 

 
 
Миссия предприятия


 

 


Рис. 2 Иерархия и виды целей


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №3 Принципы планирования | Вопрос №4 Формирование и ранжирование целей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.