КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос № 1 Разработка целей организации
Лекция №15 цели как основной компонент стратегического планирования Основными компонентами стратегического планирования выступают цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования. Первым и, вероятно, главным плановым решением является выбор целей для организации - ее миссии и конкретных мер, обеспечивающих ее выполнение. Современное общество - организованное общество. Само появление организаций связывается с наличием у людей общих целей, что превращает управление организацией в целенаправленную деятельность. Если нет целей в организации, то и нет управления ею. Люди определяют цель с чем-то, увязанным во времени и измеряемом в смысле состояния. Отсюда, цель представляет собой описание будущего состояния объекта управления, в нашем случае, — организации. Содержание цели включает объективный и субъективный аспекты. 1. с одной стороны, цели отражают требования объективных законов жизни человека и общества (закон экономии времени, закон стоимости и тому подобное), 2. с другой стороны — цели являются продуктом сознания и формулируются людьми, отражая их интересы. Таким образом, цель — 1. один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, 2. выступает как способ интеграции различных действий человека, а для организации — действий различных людей, в некоторую упорядоченность или систему. 3. исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления 4. выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность — как процесс достижения цели. Средства достижения цели — это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации — ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Взаимоотношения цели и средства носят характер двусторонней предопределенности. В управленческой практике очень важно отделять цель от средства. Обычно в организации то, что является целью объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта — средство достижения его цели. МИССИЯ •Для чего организация существует? Зачем мы находимся в ней? Почему мы делаем то, что делаем? ЦЕЛЬ Чего мы хотим достичь? Куда мы движемся? Что нас ждет? СТРАТЕГИЯ Что нужно для этого делать?Как лучше использовать имеющиеся силы и средства? Каковы этапы достижения цели? ЗАДАЧА Что конкретно нужно выполнить? Кому? Когда? Где? Сколько? Как? ПОЛИТИКА На каком уровне ожидается выполнение задачи? Каким образом выпол няется работа? Рис. 1. Взаимосвязь понятий «миссия», «цель», «стратегия», «задача», «политика» Миссией обычно называют очень большую цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Формулирование миссии — есть ни что иное, как ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Однако это нечто большее, чем определение роли организации. Миссия — есть удовлетворение членов общества, их потребностей в том или ином товаре или услуге.. Компания, теряющая видение миссии, рискует потерять своих потребителей. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов. На основе миссии формулируются долгосрочные (более 1 года) цели орган изации или качественные результаты, которые не будут достигнуты и за пределами планового периода, но к которым организация собирается приблизиться в рамках этого периода. Эти цели указывают на то, что организация хочет получить и чего достичь в будущем. В рассматриваемом контексте стратегия — это способ или средство достижения долгосрочных целей. Стратегия отвечает на вопрос о том, какие у организации есть альтернативные варианты использования имеющихся ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей. Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), или задачи, представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели и формулируют задачи, которые конкретно надо решить в плановый период? Заключительным в данной цепочке является термин «политика». Политика также как и стратегия, относится к категории средств достижения краткосрочных целей или поставленных задач. Политика включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий ее членов по достижению плановых целей. Политика создает каркас для принятия решений в рутинных ситуациях, определяет каким образом должны выполняться задачи. Взаимосвязь понятий «миссия - цель - стратегия - задача -политика» представлена на рис.2. Также в данном аспекте следует рассмотреть еще одну взаимосвязь понятий «индивид - организация — общество» Цели индивида — это единственные цели, которые существуют в объективном мире, так как они строятся на его неудовлетворенных потребностях. Все остальные цели являются организационной или общественной трансформацией целей индивида. Такое преобразование целей индивида в цели организации и цели общества возможно потому, что по цепочке «индивид - организация — общество» протекает процесс приспособления индивидуальных целей в качестве мотивирующей силы.
Выбор между индивидуальной и организационной целью играет очень важную роль при анализе управления организацией. Организация становится ареной, где люди пытаются удовлетворить свои потребности в успехе, в средствах существования. С этой точки зрения эффективность -не то, как успешно достигнуты цели организации, а то, как члены организации достигли свои личные цели внутри организации. Цели организации - это цели, общие для всех ее членов. Цели успешных организаций обычно согласуются с целями, которые имеют значение для общества. Максимизация прибыли -главная цель деловой организации, достижение которой означает, что организация получает максимум от рынка, а это, в свою очередь, позволяет компании больше платить своим работникам, требуя от них взамен соответствующей отдачи.
Вопрос № 2 Цели как инструмент управления организацией
Цели выполняют ряд практических и полезных функций, помогая управлению организаций и пониманию того, зачем существует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе. Цели предприятия выполняют специальные функции
Различают три типа организационных целей: 1. официальные, 2. оперативные, 3. операционные.
Официальные цели определяют общее назначение организации. Они абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах, оправдывая существование организации перед обществом. Однако по этим целям трудно определить, чем на самом деле занимается организация. Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать. Они имеют внутреннюю направленность, важны для членов организации. Операционные цели еще более специфичны и более измеряемы, чем оперативные. Они направляют поведение и по ним дают оценку работе; они разрабатываются до деталей и выражаются в количественных терминах. Знание различий между этими тремя типами целей дает ценную информацию для понимания логики управления организацией. Цели становятся инструментом управления, когда они определены и сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению. Формулирование целей - процесс весьма сложный, к нему предъявляются определенные требования. Основные характеристики целей
Вопрос №3 Классификация целей В отечественной науке и практике управления предлагается классификация целей по следующим признакам: По степени важности – стратегические и тактические По содержанию – экономические, научно-технические, социальные По сфере реализации – административные, производственные, финансовые По характеру формулировки – качественные, количественные По ориентированности (законченности) – промежуточные, конечные, (финишные) По уровню иерархии – общие (корпоративные), частные (локальные)
Рис. 2 Иерархия и виды целей
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |