КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировое экономическое, политическое и культурное пространство: проблемы глобализации
Мировое экономическое, политическое и культурное пространство: проблемы глобализации. Тема: Мировое сообщество в начале XXI века: Место России в новой системе международных отношений. Лекция №14 Вопросы: 2. Российская Федерация на рубеже веков: - становление суверенного государства и начало радикальных реформ; - политические процессы: власть и общество. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция, концентрация, в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Этот процесс охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства передают всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация (ВТО), Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние крупных транснациональных корпораций. Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам. Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры. В последнее время в мировом научном сообществе становится всё более популярной концепция глобального общества, с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм. В 90-е гг. интеграционные процессы в Европе получили дальнейшее развитие. С начала 90-х гг. начался процесс расширения ЕЭС (европейского экономического сообщества) на восток. Были заключены соглашения, которые предусматривали создание зон свободной торговли промышленными товарами, ослабление ограничений для движения услуг, капиталов, расширение сотрудничества в политической и культурной областях. С 1 ноября 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, по которому страны ЕЭС, превратились в валютный, экономический и политический Союз (ЕС). В 1995 г. к ЕС присоединилась Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 г. произошло расширение ЕС на восток. Бывшие социалистические страны Восточной Европы: Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, а также некоторые бывшие республики СССР: Эстония, Латвия и Литва вошли в состав ЕС. В 2007 г. к ЕС присоединились бывшие социалистические страны Восточной Европы – Болгария и Румыния. В настоящий момент Европейский Союз это экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах так называемой «Шенгенской зоны», в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в ООН и Большой восьмёрке. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС. В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства затронула и другие регионы планеты. Так в 1989 г. США заключили Соглашение с Канадой о зоне свободной торговли, положив начало интеграции государств Америк. В 1990 г., президент США Дж. Буш в ответ на углубление западноевропейской интеграции выдвинул доктрину, предусматривающую создание режима зоны свободной торговли на территории от Аляски до Огненной Земли. В результате в 1991 г. к Соглашению США и Канады присоединилась Мексика. В 1992 г. было подписано соглашение о свободной торговле, «так называемое соглашение НАФТА» между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Союза. Подписанное трехстороннее соглашение предусматривало ликвидацию всех таможенных пошлин, поэтапное упразднение барьеров в торговле товарами и услугами, смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике, урегулирование вопросов, связанных с правами на интеллектуальную собственность и создание трехсторонней арбитражной комиссии. Мексика в 90-е гг. подписала соглашения о свободной торговле с Чили, Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором, Никарагуа и Коста-Рикой. Таким образом, Мексика стала инициатором интеграции латиноамериканских стран. Аналогичные интеграционные процессы были в Азиатско-тихоокеанском регионе, центром и инициатором которых явилась Япония. В 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокеанских государств (АТЭС). В ее состав, помимо Японии, США, Австралии, Новой Зеландии, к 1999 г. вступило 21 государство. Цели этой организации создание зоны свободной торговли с одновременным развитием интеграции в других сферах сотрудничества. Интеграционные тенденции также затронули молодые, развивающиеся государства. К объединению их подталкивали необходимость защиты национальных интересов на рынках сырья, продовольствия, энергетических ресурсов и рабочей силы. Примерами могут служить организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индией), экспортеров меди (Заир, Замбия, Перу, Чили). Таким образом, глобализация вовлекла в свою орбиту все развитые страны мира и большинство стран со средним уровнем развития. Особенностью мирового развития последних 20 лет стало становление Китая – как новой супердержавы. В декабре 1978 г. III пленум ЦК КПК провозгласил задачу модернизации экономики страны. Этот пленум рассматривается в КНР как «великий переломный момент», с которого началось становление Китая на путь быстрого экономического развития. В 80-90-е гг. были проведены рыночные реформы. В результат, вначале XXI в. была решена продовольственная проблема, валовой национальный продукт этой страны достиг американского уровня. По производству ряда товаров народного потребления Китай вышел на первое место в мире, по производству электроэнергии на второе. Китай вошел в число десяти наиболее крупных производителей мира. Наряду с традиционными производствами получили развитие электронная промышленность, аэрокосмическая, автомобилестроение. Хозяйство КНР характеризуется устойчиво высокими темпами развития. Китай занимает одно из ведущих мест в мировой торговле. В декабре 2001 г. Китай вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). Чтобы способствовать развитию экономики, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии и здравоохранение. В районе севернее Пекина, создана китайская «Силиконовая долина». В настоящий момент Китай является мощной космической и ядерной державой. Элементом менталитета китайцев становится мысль о постеленном превращении Китая в ведущую экономическую державу XXI в. 2. Российская Федерация на рубеже веков: - становление суверенного государства и начало радикальных реформ; - политические процессы: власть и общество. В конце 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия (Российская Федерация). В его составе было 89 субъектов Федерации, включая 21 автономные республики. Перед правительством стояли сложные задачи: 1). Продолжить демократические преобразования в обществе. 2). Создать новые органы управления народным хозяйством. 3). Выйти из экономического и политического кризиса. 4). Сформировать российскую государственность. В конце 1991 г. правительство РФ возглавил ученый – экономист Егор Тимурович Гайдар, который разработал программу радикальных реформ «шоковой терапии». Она имела цель - перевести экономику на рыночные методы хозяйственной деятельности. Предполагалось: 1). Провести либерализацию – то есть освобождение из под государственного контроля цен. 2). Провести приватизацию (разгосударствление) собственности. 3). Развивать новые формы хозяйствования в аграрном секторе. Переход на рыночные цены был начат с января 1992 г. Государство сохранило регулирование цен лишь на некоторые товары. Либерализация вызвала резкий скачок инфляции. За 1992 г. потребительские цены выросли в 26 раз. Обесценились и были прекращены выплаты денежных сбережений, хранившихся в Государственном банке. Резко снизился уровень жизни населения, в 1994 г. он составил 50 % от уровня начала 90–х гг. Правительство пыталось остановить инфляцию за счет сокращения социальных программ и задержки зарплат. Эти меры в свою очередь привели к социальной напряженности в обществе. Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации. Руководил приватизацией Анатолий Борисович Чубайс. Планировалось, что в результате частный сектор станет преобладающим в экономике. В ходе ваучерной приватизации 1992-1994 гг. – государственный сектор потерял ведущую роль в экономике страны. Ваучеры – приватизационные чеки, удостоверяющие право их владельцев на долю государственной собственности. Каждый гражданин РФ получил на руки ваучер. На эти ваучеры граждане могли получить часть бывшей государственной собственности в виде акций предприятий. Однако механизм обмена ваучеров на эти ценные бумаги не был продуман. Поэтому некоторая часть граждан продала свои ваучеры за бесценок. Другие, поверив обещаниям многочисленным мошенникам и дельцам, обменять их ваучеры на акции предприятий, отдали им свои ваучеры. В результате большая часть граждан РФ была обманута, она не получила никакой собственности в свои руки. В то же время появились предприимчивые люди, которые смогли приобрести большое количество ваучеров и обменять их на акции предприятий. Таким образом, в руках частных предпринимателей оказалось до 110 тыс. промышленных предприятий. Однако это не повысило эффективность экономики. В 1993-1994 гг. падение промышленного производства составило 21 %. Более половины товаров российского рынка приходилось на импорт. К причинам падения промышленного производства относится неправильная налоговая политика государства. Государство, стремясь к сокращению дефицита госбюджета, повысило налоги до 70 – 80 % на производителей и предпринимателей. Это делало не выгодным производить товары в стране. Поэтому большая часть предпринимателей была незаинтересованная работать на внутренний рынок. Во второй половине 90-х гг. большинство предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли частные банки, торговые дома и фондовые биржи. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять экономикой страны с помощью прежних административно – командных методов. Теперь государство могло управлять с помощью рыночных механизмов, а именно: в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик. Программа экономических реформ включала и преобразования в сельском хозяйстве. В аграрном секторе вводились новые формы хозяйств. Ведущую роль стали играть открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. К 1999 г. их вес составил 65,8 %. Однако экономический кризис отразился и на состоянии агросектора. К 1995 г. сельскохозяйственное производство упало до 70% в сравнении с началом 90-х гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупнорогатого скота. Произошло падение урожайности. К причинам падения агросектора можно отнести: нехватку удобрений, сельхозтехники, автомашин и перестройку форм хозяйствования. В целом, за счет потерь в экономике, снижения уровня жизни населения, за чертой бедности оказалось более 65%, к концу 90-х. гг. были созданы рыночные механизмы управления, было покончено с дефицитом, наполнились прилавки магазинов. 21 апреля 1992 г. РСФСР переименовали в РФ. Однако в РФ действовала еще советская Конституция 1978 г. и сохранялись прежние структуры власти и управления в лице советов всех уровней. Кроме того, после распада СССР не изменились взаимоотношения между исполнительной властью во главе с президентом РФ Борисом Николаевичем Ельциным и законодательной во главе со Съездом народных депутатов и Верховным Советом (т.е. парламентом). В декабре 1992 г. Ельцин заявил о превращении парламента в «реакционную силу», так как многие депутаты выступали за возвращение страны на прежний путь развития и восстановление СССР. Эти депутаты в период тяжелейшего экономического кризиса нашли поддержку у части населения страны. В декабре 1992 г. под их давлением вынуждено было уйти в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьер-министром (главой правительства) стал, бывший советский хозяйственный деятель Виктор Степанович Черномырдин. Однако назначение его на пост премьер-министра не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента и парламента. В апреле 1993 г. по инициативе Съезда был проведен референдум о доверии президенту, и о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. чел., более половины поддержали президента и проводимую им внутреннюю политику. Однако этот референдум не снял напряженности в обществе. Внутриполитический кризис углубился, усилилось противостояние между президентом Ельциным и парламентом. Противостояние достигло наивысшей точки осенью 1993 г. К этому времени президентом был подготовлен проект Конституции РФ, где президент наделялся большими властными полномочиями. Однако, вице-президент Александр Владимирович Руцкой и основная часть депутатов Съезда народных депутатов и Верховного Совета во главе с Русланом Имрановичем Хасбулатовым стремясь ограничить власть президента, откладывали принятие Конституции. 21 сентября 1993 г. Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и на 12 декабря 1993 г. назначил выборы нового парламента, часть депутатов не подчинились и заявили об отстранении Б.Н. Ельцина от власти. Вице-президент РФ Руцкой был избран этой частью депутатов новым президентом. В Москве были организованы демонстрации и митинги в поддержку парламента. Милиция разогнала эти манифестации. После этого были возведены баррикады и осуществлена попытка штурма телецентра Останкино. В ходе октябрьских событий президенту с помощью войск удалось подавить сопротивление оппозиции, при этом несколько сот участников оппозиции погибли. Таким образом, установилась окончательное единовластие президента, начался слом действовавшей системы Советов. Были приняты указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В результате прекратилась деятельность Советов всех ступеней, их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных Дум. 12 декабря 1993 г. была предпринята Конституция РФ. Она действует правда, с некоторыми изменениями, до настоящего времени. По ней Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входило: 21 республика и 6 краев, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города Федерального значения (Москва и СПб) и 49 областей. Законодательно закреплена двухпалатная структура Федерального Собрания – то есть законодательного органа, который состоял из Совета Федерации и Государственной Думы. Подчеркивалась самостоятельность 3 ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Конституция разграничивала полномочия между органами власти РФ и ее субъектами. Законодательно закреплялась политическая многопартийность, право свободного труда, частной собственности. По - существу конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости. В результате выборов в I Государственную думу, наибольшее число мест получили Выбор России, ЛДПР, КПРФ и Аграрная партия. Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко. Государственную думу возглавил И.П. Рыбкин. К моменту выборов в I Гос. думу к концу 1993 г. уже существовали следующие политические партии и блоки «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» (Яблоко), КПРФ, ЛДПР, Аграрная партия. Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения. Однако в вопросах национально – государственного строительства их позиции расходились. Блок Яблоко выступал за конституционную федерацию, КПРФ – восстановление СССР на новой основе, ЛДПР – возрождение Российского государства в рамках до 1977 г. В течение 1993 – 1995 гг. было принято более 320 законов. В 1995 г. прошли выборы во II Государственную Думу. В состав II Государственной Думы вошло 450 депутатов. В основном работники законодательных и исполнительных органов власти, в том числе и многие члены I Государственной Думы. 36 % - представители КПРФ, 12 % «Наш дом Россия», 11 % - ЛДПР, 10 % блок Явлинского, 17 % независимые и 14 % остальные. Депутаты от КПРФ требовали восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые ущемляли интересы страны. Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Состав Гос. Думы предопределил борьбу между сторонниками нового пути развития страны, куда входили представители от «Наш дом Россия» и оппозицией, то есть КПРФ, ЛДПР и Яблоком. Оппозиция пыталась выступить единым фронтом на выборах нового президента летом 1996 г. На этот пост претендовало 11 человек: Ельцин, Зюганов, Жириновский, Горбачев, Явлинский и др. В результате выборов победил Ельцин. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Все шансы выиграть их были у лидера коммунистов Геннадия Андреевича Зюганова, который предлагал возврат к ценностям советского периода. На прошедших в декабре 1995 г. выборах в Государственную Думу компартия получила больше всех голосов. Для победы на выборах Ельцину требовалось завоевать поддержку элиты. Средством нового сплочения элиты стала приватизация. Начался новый этап приватизации. Чтобы привлечь инвестиции в экономику, правительство стимулировало создание финансово-промышленных групп, предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему. Однако вместо инвестиций в экономику финансово-промышленные группировки занялись спекулятивными операциями. Правительство стало выпускать государственные казначейские обязательства (ГКО) - официальные заемные бумаги под высокие проценты, пытаясь компенсировать дефицитный бюджет. Одновременно для привлечения средств из-за рубежа правительство стало гарантировать валютные займы, сделанные российскими банками для закупки ГКО. Именно скупкой и продажей этих ценных бумаг занимались финансово-промышленные группы и банки. В период президентства Б.Н. Ельцина системообразующим фактором нового социального строя стали олигархи. Под олигархами понимался чрезвычайно узкий круг лиц, всего один-два десятка человек. Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влияющие на принятие государственных решений. Они осуществляли своего рода узурпацию власти. Возникновение олигархов тесно связано с двумя событиями - залоговыми аукционами 1995 г. и приватизационными сделками 1996-1997 гг. Финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось. Так фактически в обход действующего законодательства происходила приватизация предприятий. Это и называлось залоговыми аукционами. Идея залоговых аукционов была выдвинута руководителем ОНЭКСИМ-банка В.О. Потаниным. Фактически путем залоговых аукционов власть приобретала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами. Первый залоговый аукцион прошел 3 ноября 1995 г. в городе Сургуте. Право прокредитовать правительство под залог пакета акций нефтяной компании «Сургутнефтегаз» получил негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз», заплатив 8,9 млн. долларов. Последний аукцион прошел 28 декабря 1995 г. в Москве, когда ЗАО «Финансовая нефтяная компания» (Б. Березовский, А. Смоленский и Р. Абрамович) заплатило за контрольный пакет акций НК «Сибнефть» 100,3 млн. долларов. Всего состоялось 12 залоговых аукционов. Большинство выставленных на залоговые аукционы предприятий отошли к крупнейшим банкам, владельцы которых вскоре и стали называться олигархами. Все участники залоговых аукционов активно финансировали предвыборную кампанию Б.Н. Ельцина в 1996 г.В марте 1996 г., когда опросы показали, что за Ельцина готовы проголосовать не больше 4% избирателей, а победа руководителя КПРФ Зюганова казалась делом практически решенным, Ельцин провел встречу с семью руководителями крупнейших банковских структур России. На встрече присутствовали В. Виноградов (Инкомбанк), В. Гусинский (Мост-банк), Б. Березовский (группа компаний), М. Фридман (Альфа-банк), В. Потанин (ОНЭКСИМ-банк), А. Смоленский (СБС-банк), М. Ходорковский (ЮКОС). Были достигнуты договоренности о взаимной поддержке. На предвыборную кампанию Ельцина бросили огромные ресурсы. Немедленно было привлечено большое количество политтехнологов, певцов, музыкантов, артистов, журналистов. Были задействованы радио и телевидение. В результате рейтинг Президента стремительно взлетел. Активная избирательная кампания, проведенная с напряжением всех сил государственного аппарата и с привлечением колоссальных ресурсов созданного благодаря приватизации крупного капитала, позволила выиграть выборы. Довершила дело комбинация с переходом на сторону Б.Н. Ельцина получившего почти 15% голосов в первом туре выборов популярного генерала А.И. Лебедя, занявшего пост секретаря Совета безопасности. Кроме того, думская фракция КПРФ получила подтверждение готовности Б.Н. Ельцина пойти на силовые меры в случае победы КПРФ. В аппарате Президента были подготовлены указы о роспуске Думы, запрете КПРФ и переносе президентских выборов на 1998 г. Поэтому оппозиция в лице главы КПРФ Зюганова позволила Ельцину победить на выборах. После избрания Ельцина президентом было обновлено правительство РФ. Это правительство стало проводить курс на форсированное проведение экономических реформ. В 1996-1997 гг. совершилась новая серия приватизационных сделок. Теперь власти расплатились государственным имуществом с теми, кто способствовал переизбранию Ельцина. При всей скандальности приватизационных сделок середины 1990-х гг. в них был крайне важный положительный момент. Стратегически важные предприятия приобретались российскими, а не иностранными бизнесменами. Политическая оппозиция в государственной Думе критиковало правительство за усилившийся социальный и экономический кризис, вследствие этого Дума неоднократно ставила вопрос о недоверии правительству. Таким образом, противостояние Думы и правительства продолжились с 1997 г. по 1999 г. Запущенный в 1996 г. государством механизм заимствований через систему ГКО к 1998 г. привели к экономическому и политическому кризисам. Приобретая ГКО, банки кредитовали государство. Однако объемы заимствований росли, уверенность в их возврате таяла, и потому государству приходилось соглашаться на все большие и большие проценты. Из-за внешнего долга возникла зависимость России от кредиторов, прежде всего от Международного валютного фонда (МВФ), который фактически контролировался США. Каждый год государственный бюджет приходилось утверждать в МВФ. При любой попытке проводить самостоятельную политику, не вполне согласующуюся с рекомендациями Запада, перед страной возникала угроза банкротства. Уступая давлению Думы, в правительстве прошли перестановки. Однако новый кабинет правительства не принес улучшение положения простого народа. Произошла очередная смена правительства. Новым главой правительства РФ стал возглавлявший до этого органы ФСБ и одновременно бывший секретарь Совета безопасности Владимир Владимирович Путин. 31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей добровольной отставке. В соответствии с Конституцией РФ исполнение обязанностей Президента России принял на себя Председатель Правительства В.В. Путин, а выборы нового президента согласно Конституции состоялись в марте, то есть через 3 месяца. В результате 52,94 % избирателей отдали свои голоса В.В. Путину. В целом за 90-е гг. объем Внутреннего Валового Продукта (ВВП) России сократился в 2 раза, уступая США в 10 раз, Китаю в 5 раз. Огромные масштабы приобрела бедность. На протяжении всех лет реформ шло снижение реальных денежных доходов населения. Резко упал уровень жизни населения, сократилась средняя продолжительность жизни. В 1991-1997 гг. было приватизировано около 130 тыс. предприятий, благодаря ваучерной системе и залоговым аукционам значительная часть крупных государственных активов оказалась в руках узкой группы лиц («олигархов»). Посредством скупки ваучеров за бесценок у обедневшего в условиях реформ и кризиса потерявшего сбережения и плохо информированного населения, перераспределения через финансовые пирамиды, реализации коррупционных схем залоговых аукционов крупная государственная собственность была сконцентрирована у «олигархов». В 1991 – 1992 гг. произошло становление внешней политики РФ. Россия стала приемником СССР в международных делах. Она взяла на себя обязательства по долгам бывшего СССР. В то же время бывшие посольства и представительства СССР за рубежом перешли под её юрисдикцию, т.е. стали её собственностью. Во внешней политике РФ выделилось два направления: 1. «западное» - установление новых отношений «с дальним зарубежьем», прежде всего, со странами Запада. 2. установление новых отношений с бывшими республиками СССР т.е. «с ближнем зарубежьем». Приоритетными направлениями во внешней политике стали: курс на мир и разоружение, на добрососедские и взаимовыгодные отношения, отказ от конфронтации и идеологии «холодной войны». Главным направлением стало «западное» - стремление наладить добрососедские и взаимовыгодные отношения с США и странами Запада. Ельцин совершил поездки в США, Францию, ФРГ. В выступлении в Совете безопасности ООН, а также во встречах с американским президентом Джорджем Бушем (старшим) было заявлено, что «холодная война» закончилась и теперь две страны «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Более того, в последних заявлениях при встречах с американским президентом Биллом Клинтоном, Ельцин подчеркнул, что Россия рассматривает западные страны в качестве союзников. В 1994 г. Ельцин и Клинтон заявили о перенацеливании, направленных друг на друга ядерных ракет. Однако отношения между РФ и США оставались, по-прежнему, сложными. США в ответ на решение России продать Индии ракетные двигатели ввели против нее санкции. В отличие от России США сокращало ядерное оружие только на подводках и самолетах, а Россия по договору была вынуждена сокращать тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты. Таким образом, США пытались вынудить Россию пойти по пути все большему одностороннему разоружению. В целом, до 1994 г., российская внешняя политика развивалась, ориентируясь на западные страны. И только в связи с Югославскими событиями, российское руководство стало более твердо подчеркивать особую позицию России, что вызвало возмущение Запада. Россия показывала свое недовольство стремлению Запада расширить НАТО за счет государств Восточной Европы и Прибалтики. Изменение внешнеполитического курса произошли в 1996 г., когда на пост министра иностранных дел был назначен Евгений Максимович Примаков. Россия заняла отрицательную позицию по вопросу расширения НАТО на Восток. Запад стал активно вмешиваться во внутренние дела стран членов СНГ, привлекая их к участию в системе «Партнерство ради мира», способствую сближению этих стран с НАТО. При этом Запад преследовал геополитические и экономические цели: добиться перекачки нефти Казахстана и Азербайджана не через российскую территорию, а через Турцию и Грузию. Россия в свою очередь также в 1997 г. присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира». При этом, был достигнут временный компромисс. США отказались от немедленного включения в НАТО бывших стран ОВД, а Россия согласилась на определенные формы военного сотрудничества государств Центральной и Восточной Европы с НАТО. Однако весной 1999 г. в члены НАТО были приняты Польша, Венгрия и Чехословакия. И в настоящий момент в российско-американских отношениях продолжают сохраняться противоречия: экономические, геополитические, стратегические. Хорошие отношения установились с ФРГ, которая стремилась к развитию с Россией торговых связей. ФРГ стала одним из лидеров стран Запада в вопросе предоставления кредитования Российской экономике. Отношения с Японией не претерпели серьезных изменений. Длительный переговорный процесс по вопросу возвращения Японии Курильских островов решен не был. Были налажены отношения с Южной Кореей, был заключен ряд соглашений, в тоже время наступило охлаждение в отношениях с КНДР, договор о дружбе и взаимопомощи продлен не был. После посещения Ельциным Китая в 1993 г. были восстановлены с ним нормальные добрососедские отношения. Однако отношения с другим традиционным партнером - Кубой охладели. Более того, в Югославском вопросе, когда образовалась СРЮ (Союзная Республика Югославия, состоявшая из Сербии и Черногории – традиционного союзника России), то Россия долго колебалась с ее признанием, а независимость Хорватии и Словении, Боснии и Герцеговины была быстро признана. Кроме того, Россия присоединялась к санкциям против Сербии, предложенными США. Что касается стран африканских и арабских. То и здесь Россия значительно ослабило свою линию. Россия переориентировалась на Израиль, ЮАР, отойдя от бывших арабских союзников. Россия потеряла свое влияние на страны Центральной и Восточной Европы, они оказались втянуты в сферу интересов Запада. Таким образом, несмотря на установление партнерских и добрососедских отношений со многими странами мира, Россия не смогла сохранить дружеские отношения со своими бывшими союзниками и традиционными партнерами и теряла свой авторитет на международной арене. Россия была вынуждена участвовать в прекращении вооруженных конфликтов в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, а также была втянута в гражданскую войну в Таджикистане. Сложными оставались отношения с Украиной по вопросу Черноморского флота и Крыма. Не удавалось защитить интересы 25 млн. русских, оказавшихся за пределами России. В итоге за 1992-1995 гг. несколько миллионов русскоязычного населения оказались беженцами. Примаковым было заявлено, что приоритетом во внешней политике станут отношения со странами СНГ. И уже в 1996 г. был подписан договор с участием России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии об укреплении всесторонних отношений в рамках СНГ. Между Россией и Белоруссией был подписан Договор о Сотрудничестве, согласно которому предполагалось воссоздать в 1996-1997 гг. единое экономическое и финансовое пространство. Государства СНГ на протяжении 1992-1999 гг. заключили много договоров и соглашений, направленных на поддержание единства. В рамках СНГ был создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который до сих пор является постоянно действующим координационным органом. В 1996 г. между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией был заключен договор об углублении интеграции в экономических и гуманитарных областях. Однако Российским руководством были допущены серьезные ошибки просчеты в отношениях с рядом стран СНГ, прежде всего, Средней Азии и Закавказьем. Потому что, руководство РФ было убеждено, что страны Средней Азии и Закавказья не смогут существовать без экономической и оборонной помощи России, что США не будут проявлять активность в тех регионах СНГ, где существует нестабильность и что США не захотят осложнять отношения с Россией. Однако США, Великобритания, Турция и Иран, в конце XX – начале XXI вв., стали активно вмешиваться в дела этих регионов. Они инвестировали нефтяную промышленность Азербайджана и Казахстана, золотодобывающую Узбекистана и газовую промышленность Туркмении. Таким образом, США постепенно пытались вытеснить РФ из этих регионов. Национальные отношения в РФ 90 – е гг. оставались сложными. Из 89 субъектов РФ только в 9 доля русского населения не превышала половину жителей. Используя предложения Ельцина, «глотать» столько суверенитета, сколько автономии смогут «переварить», власть оказалась в руках местной бюрократии. Для сохранения своей власти и контроля над выручкой от продажи сырья и энергоносителей, они стали активно отстаивать права своих территорий. По существу многим автономиям удалось добиться заключения договора с федеральной властью, по которому они получили больше прав в сравнении с российскими областями, например – Якутия и Татарстан. Резко активизировался национализм, ухудшилось положение русского населения. Особенно это проявилось на Северном Кавказе в Чечне. В 1991 г. после разгона законно избранных органов власти во главе Чечни оказался бывший советский генерал Джохар Дудаев. Он провозгласил независимость Чечни от РФ и превратил Чечню в анклав криминала. До середины 1994 г. РФ не признавала независимость Чечни и активно не боролась с криминальным режимом Дудаева. В самой Чечне началась борьба за власть, которая переросла в 1994 г. в гражданскую войну. В результате были перерезаны нефтепровод и железная дорога Баку – Новороссийск. Это создавало угрозу экономическим интересам РФ. Дудаев отказался договариваться с руководством РФ. После этого в конфликт в Чечне вмешались федеральные войска. Началась полномасштабная война. До июня 1995 г. сопротивление сторонников Дудаева практически было подавлено. Однако после нападения на город Буденновск Басаева – начались мирные переговоры. Которые не дали фактически никаких результатов. Более того, пока шли переговоры, сторонники Дудаева восстановили свои силы. В феврале – марте 1996 г. обстановка накалилась. С 6 по 9 марта в Грозный просочились боевики, начались уличные бои с федеральными войсками. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 100 тыс. человек – это мирные жители, военнослужащие, вооруженные сепаратисты. Понимая бесперспективность военного выхода из этой проблемы, и поддаваясь давлению, руководство РФ пошло на подписание с сепаратистами 31 августа 1996 г. документов: «Совместное заявление» и «Принципы определения основ взаимоотношений между РФ и Чеченской Республикой». Фактически Чечня становилась независимой, а определение статуса отодвинулось на срок до 31 декабря 2001 г. К середине лета 1997 г. территорию Чечни покинули все федеральные войска. Параллельно этим событиям нарастал поток беженцев, хлынувший в Россию с Северного Кавказа, из Закавказья, Средней Азии и Казахстана. В целом с 1991 г. их численность была выше 2 млн. человек, 70 % из них составляли русские. В 1999 г. опять резко обострилась военнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Отряды исламских боевиков из Чечни вторглись на территорию Дагестана для создания «Исламской республики Дагестан». Причем президент Чечни Аслан Масхадов заявил, что он и его правительство к данному факту никакого отношения не имеет. Были осуществлены террористические акты в Буйнакске, Москве, Волгодонске и Пятигорске. Правительство В. Путина объявило о готовности вести борьбу до полного уничтожения террористов и освобождение от них территории Дагестана. После разгрома боевиков в Дагестане, войска приступили к проведению антитеррористической операции в Чечне. К маю 2000 г. в результате операции в Чечне практически вся территория республики была освобождена. В Чечне стали формироваться новые органы власти и управления.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |