Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 23

Ценовая система. виды цен, их классификация

Ценовая система — это единая, упорядоченная совокупность раз­личных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономичес­кие отношения между различными участниками национального и мирового рынков.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания эконо­мики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:

- оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по кото­рым промышленная продукция реализуется всем категориям по­требителей, кроме населения, независимо от форм собственности;

- закупочные цены на продукцию сельского хозяйства — это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхоза­ми, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);

- цены на строительную продукцию представляют собой либо смет­ную стоимость объекта (предельный размер затрат на строитель­ство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость еди­ницы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.);

- тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

- цены на потребительские товары используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

- тарифы на услуги — система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;

- внешнеторговые цены — это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Фор­мирование цен этой группы принципиально отличается от опреде­ления национальных цен, которые подразделяются на экспортные и импортные;

- экспортные цены — это цены, по которым российские произво­дители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке;

- импортные цены — это цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости им­портного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валют­ного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занима­ют косвенные налоги — акциз и налог на добавленную стоимость.

При дифференциации цен по степени участия государства в про­цессе ценообразования цены подразделяются на рыночные и регу­лируемые.

Рыночная цена товара, работ, услуг — цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фон­дирования подразделяются на свободные, монопольные и демпин­говые.

Регулируемая цена — цена, складывающаяся на рынке в процес­се прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает ко­личественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движе­ния товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является со­ставным элементом цены последующей стадии. Они подразделяют­ся на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, опто­вые цены закупки и розничные цены.

Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществ­ляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Фран­ко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.

Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете специфики этой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

Ценовые индексы — это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделя­ются на ценовые индивидуальные индексы и ценовые сводные индексы.

 

3. Методы ценообразования: определение, классификация

Методы ценообразования могут быть представлены в виде систе­мы:

 

 

Затратные методы ценообразования основаны преимуществен­но на учете издержек производства и реализации продукции, пара­метрические методы ценообразования — на учете технико-эконо­мических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование всей совокупности ценовых методов.

Метод полных издержек — это способ формирования цен на ос­нове всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Основой оп­ределения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантиро­ван.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактичес­ких затрат от нормативных. Этот метод в отличие от простого отра­жения затрат дает возможность проведения пофакторного анализа. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми ре­зультатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек яв­ляется определение стандартов затрат. Для формирования эконо­мически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогич­ной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке, и т.п.

Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные зат­раты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматривают­ся как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом фор­мирования цен по сокращенным затратам.

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных преде­лах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные из­делия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимуще­ства методов стандартных и прямых затрат. Он позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям и требует про­ведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе ко­торого можно определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению их рентабельности.

К параметрическим методам ценообразования относятся метод удельной цены, метод баллов и метод регрессии.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитыва­ется как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование бал­льного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму:

1. Отбор основных параметров

2. Начисление баллов по каждому параметру

3. Суммирование баллов по базовому и искомому товарам

4. Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов

Цена на искомый (новый) товар (Цн) балльным методом рас­считывается по формуле

 

где Цб — цена базисного товара;

Бнi — балльная оценка i-го параметра нового товара;

Ббi — балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона).

Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, ди­зайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины несколь­ких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров:

 

Ц= f( Х12, Х3,..., Ха),

 

где X), Х2, Х3,..., Хя — основные параметры качества товара.

Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависи­мости от совокупности их параметров, строго определять анали­тическую форму связи, а также использовать уравнения регрес­сии для определения цен товаров, входящих в данный параметри­ческий ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль цен в управлении предприятием. Ценовые стратегии | Дисперсия света
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.