КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и типологизация политических идеологий
План. 1. Понятие и типологизация политических идеологий.. 2 2. Структура политической идеологии.. 6
Литература.
1. Бебик В.М. Базові засади політології: історія, теорія, методологія, практика. – К., 2001. 2. Бердяев Н. Истоки русского коммунизма. — 3. Бодуен Ж. Вступ до політології. — К., 1995. 4. Гелей С. Консервативна течія в політичній думці України XIX ст. — Львів, 1996. 5. Геллер д. Нации и национализм. — М., 1991. 6. Желев Ж. Фашизм: Тоталитарное государство. — М., 1991. 7. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца". – М., 1995. 8. Конституція України. – К., 1996. 9. Шляхтун П.П. Політологія. – К.: "Либідь", 2002.
Изучение политических идеологий – одно из направлений политической науки XX в. При этом изучается содержание политических идеологий с момента их возникновения, отличие одних идеологий от других, их отношения между собой, отношения между идеологией и политикой, идеологией и экономикой на разных этапах развития общества, а также и сам феномен идеологий, идеологического сознания, его структура и уровни, функции в обществе. Понятие “идеология” (как учение об идеях) ввел в философский оборот Дестют де Траси, принадлежащий к группе “Идеологии” времен Великой французской революции. В сочинении “Элементы идеологии” он рассматривал “идеологию” как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, на главные принципы которой должна опираться политика, этика. Слово “идеология” впервые получило уничижительное значение, когда Наполеон пренебрежительно назвал представителей этой школы, выступавших против его цезаристских устремлений, “идеологами”, т.е. людьми, проповедовавшими оторванные от реальной политики взгляды. С этого времени вопрос о соотношении идей и действительности, теории и практики стал уже не чисто академическим вопросом, решаемым в ученой среде, а вопросом практической политики. Идеология – система политических, правовых, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, отражающих отношения людей к действительности и друг к другу, способы освоения этой действительности и трансформации с позиций целей, идеалов, принятых различными социальными субъектами; социальные программы деятельности, направленной на изменение или закрепление (упрочение, усиление) существующей системы общественных отношений. Политическая идеология представляет собой конкретно-историческое системное отображение важных аспектов политической действительности и выступает формой классового, группового, сословного политического сознания и самосознания, системой идей, гипотез, концепций, идеалов, лозунгов, программ, в которых отображенные коренные политические и экономические интересы социальных общностей и групп, их практические позиции в политической сфере относительно других социальных общностей, групп и государства, оценка места данных субъектов политики в общественной жизни, а также взгляды на ход политического развития и на отображение этого развития в политических идеологиях других субъектов политики. Данная характеристика сути политической идеологии предоставляет возможность выделить три аспекта её рассмотрения: · как специфического участка формирования и функционирование социального знания; · как средства группового и классового осознания и преобразования политической реальности; · как идеологического стимула политической активности. Особенность организации структурных компонентов политической идеологии определяется ее объективными основами — общественной необходимостью, потребностями, интересом и структурой идеологии как системной целостности. Существуют разные критерии классификации политических идеологий. Марксизм взял за основу классификации классовый критерий. И тогда современные политические идеологии делились на буржуазные, мелкобуржуазные и пролетарские. Существует классификация по мировоззренческому критерию – материалистические, идеалистические, религиозные, марксистские и неомарксистские. Иногда применяется критерий партийности – коммунистические, социал-демократические, христианско-демократические, консервативные, либеральные. Могут быть и другие классификации, если в их основе находятся другие критерии – формационные, цивилизационные.
Рассмотрим одну из существующих классификаций. В современном западном мире можно выделить пять основных политических идеологий: 1) коммунистическую, 2) социал-демократическую, 3) либеральную, 4) консервативную, 5) фашистскую. 1. Коммунистическая идеология базируется на утопических идеях Т. Кампанелли, Т. Мора, К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина о таком общественном порядке, где не будет частной собственности, классового неравенства, государства, а люди будут получать за свою работу по потребностям. Коммунизм отвергает либерально-демократический порядок как такой, который не заботится о социальных правах "трудящихся" и призывает к революционному свержению этого порядка. Основой коммунистической идеологии есть пролетарский интернационализм, объединение людей по классовым признакам. Современный коммунизм (неокоммунизм) признает конституционные средства достижения власти и национальный идеал государства (а в некоторых случаях становится на позиции интернационализма), однако идеи национализации, перераспределения национального богатства для поддержания социального равенства остаются ведущими для этой идеологии и на современном этапе. 2. Социал-демократическая идеология возникла на идеях Э.Бернштейна о классовом сотрудничестве и социальных реформах как едином пути улучшения социального положения рабочего класса. Если в 60-х годах социал-демократия предоставляла преимущество государственному регулированию экономики, государственной форме собственности, как наиболее эффективным средствам социальной защиты беднейших слоев населения, то на современном этапе она признает экономическую эффективность частной собственности, однако старается поддерживать социальную равновесомую за счет увеличения бюджетных расходов на социальную сферу. Современная социал-демократия ориентирована не только на рабочий класс, а и на широкие категории представителей нанимаемой работы. 3. Либеральная идеология прошла сложный путь эволюции и приобрела другие черты по сравнению с предшествующей своей парадигмой. Либерализм условно можно разделить на следующие направления: · Классический либерализм зародился в недрах идеологии просвещения и отстаивал идеи: абсолютной ценности человека, его прав и свобод, правового государства и гражданского общества, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы, свободного рынка и космополитизма. · Социальный либерализм возник в 20-30-х годах в Америке, базировался на экономических идеях Кейнса и понимании государства как института всеобщего благоденствия Это направление близко к европейской социал-демократии. · Неолиберализм базировался на учениях М.Фридмана и Ф.Хайека. Представители этого направления подвергают критике государственное регламентирование экономики как экономически неэффективное, которое порождает беспорядок и коррупцию, отстаивает идеи полной приватизации и рыночных саморегуляторов. 4. Консервативная идеология направлена на сохранение вечных ценностей, таких как частная собственность, семья, религия, мораль, нация, государство, и их приспособление к современных модернизационным процессам. Консерватизм в отличие от либерализма, который акцентирует внимание на ценностях индивидуализма и прагматизма, старается соединить эти ценности с ценностями таких сообществ, как семья, церковь, надежда и государство. Консерватизм разделяют на следующие направления: · Традиционалисты, (Э.Берн, Ж.де Местр) возражали против идей революции и конституционализма как разрушительных для существующего монархического порядка, основанного на христианской религии и морали. · Элитарные теории (Б.Парето, Г.Моска, Р.Михельс, Хосе Ортега-и-Гассет) противопоставляли активную элиту как движущую силу прогресса и инертную массу как объект политических манипуляций; выход масс на историческую арену рассматривался ними как опасность порождения фашизма и коммунизма. · Современный неоконсерватизм является более модернизационным, чем традиционным, его условно можно разделить на англосаксонский, который больше смыкается с неолиберализмом в социально-экономической политике, и христианско-демократический — близкий в социально-экономической сфере к социал-демократии. Однако в других сферах общественной жизни эти два вида неоконсерватизма отстаивают идеи твердого правового и морального порядка, умного ограничения человека во имя сохранения здоровых начал национального бытия, аристократического государственного управления. 5. Идеология фашизма объединяет все праворадикальные течения, для которых характерны такие признаки: расовое понимание нации как антропо-биологического сообщества, которое имеет унаследованную от природы социальную ступень, укрепление нации за счет расширения территории, признание иерархического строения общества, его деления на высшие и низшие касты, отстаивание расовой чистоты, поиск общественного идеала в прошлом, интерпретация исторического зла как мирового заговора (жидов-масонов), понимание нации, государства и вождя как органического единства, социальная защита населения по этническим признакам. Современный неофашизм немного смягчил расовые и имперские претензии своих предшественников, однако сохраняет враждебность к всему чужеземному, старается защищать национальную самобытность любыми средствами. Таблица. Современные политические идеологии
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |