Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и техника в средневековой Западной Европе

Социокультурная ситуация средневековой Западной Европы, Восприятие инокультурных инноваций. Пер­вая «агрокультурная революция», «Малая» промыш­ленная революция. «Транспортная революция». «Информационная революция». Революция в военном деле. Формирование научной культуры средневековой Западной Европы. Система образования. Проповеди и рациональное знание. Схоластика. Своеобразие сред­невековой науки. Ограниченный характер средневеко­вой науки. Достижения периода средневековья Запад­ной Европы.

Характеризуя роль науки в средневековой За­падной Европе, Дж.Бернал подчеркивает ее ориентированность на христианскую рели­гию, на обслуживание потребностей последней: «...даже самые небольшие научные исследования того времени предпринимались почти исключительно для религиоз­ных целей и представителями духовенства - священни­ками, монахами или членами какого-либо ордена», хотя они «...были вполне компетентны в научных рассужде­ниях, замыслах и выполнении опытов. Эти эксперимен­ты были, однако, изолированными и, подобно араб­ским и греческим, продолжали оставаться в основном демонстрациями, не ведущими к каким-либо научным революциям». Наука в средние века, как и в любой другой период своей истории, существовала одновременно в двух ипостасях: в виде безличной системы знаний о мире и как одна из сфер духовной жизни общества. В силу этого она зависела от существовавшей тогда социо­культурной ситуации, что и определило ее особенности.

Говоря о социокультурном влиянии на науку, следу­ет различать влияние двоякого рода. Изменения в спо­собах производства, технические усовершенствования, сдвиги в социальной структуре, рост народонаселения, развитие коммуникаций, политические и идеологиче­ские движения оказывают сильнейшее воздействие на науку, поставляя ей проблемы для исследования, фоку­сируя внимание ученых на решении тех или иных задач и одновременно предопределяя социальную организа­цию научных исследований, предпосылки и условия научной работы. Особенность социокультурной ситуа­ции в средневековой Западной Европе заключается в том, что наука была детерминирована господствующей религиозной идеологией и техническими инновациями и практически не влияла на технологическое развитие.

Высокий уровень технического и технологического развития средневекового западноевропейского общест­ва констатируют современные исследователи средневе­ковой культуры. «Главным достижением средневековья были не его соборы, не его этика или схоластика, а по­строение, впервые в истории, сложной цивилизации, не основанной на использовании тяжелого труда рабов или кули», - утверждает американский историк техни­ки Л.Уайт в статье «Техника и изобретения в средние века». Французский историк средневековой науки П.Божуан считает несомненным факт технической револю­ции в эпоху средневековья, суть которой он видит в овладении силами природы, силой животных, силами воды и ветра. Со средневековья начинается опираю­щийся на все возрастающую мощь техники новый этап в истории человечества, проходящий под знаком «покорения природы», который продолжается вплоть до настоящего времени.

Технические успехи средневековья стали возможны­ми в результате использования и развития изобретений и открытий, которые взятые вместе раскрыли перед европейцами большие возможности управления и, в конечном счете, понимания мира, чем они могли полу­чить от классического наследства. Выше уже отмеча­лось, что наиболее важные изобретения - хомут лоша­ди, часы, компас, рулевая стойка ахтерштевня, порох, бумага и книгопечатание и другие - пришли с Востока, причем большая их часть в конечном счете из Китая. Трансферт знаний, технологий, культурных ценностей, потребительских стереотипов интенсифицировался в результате межцивилизационных контактов, в ходе реконкисты, крестовых походов, а также расширения евразийской сухопутной торговли вследствие установ­ления Pax Mongolica в 1240-1340 гг. Западная Европа быстро впитывала нововведения, ибо ее социально-экономическая система в силу гетерогенности (и конку­рентного начала), а также сравнительно низкой эффек­тивности испытывала в них постоянную потребность (В.А. Мельянцев). Все эти инокультурные и собствен­ные инновации привели к тому, что средневековая за­падноевропейская цивилизация по уровню развития сравнялась с китайской. Ведь прогресс техники харак­теризуется значительными успехами, несмотря на от­сутствие влияния на него науки того времени.

Все это в целом дало основание Дж.Берналу под­вергнуть критике европоцентристский подход к роли Запада в мировой истории: «Уже того, что нам извест­но, достаточно, чтобы показать, что вся концепция пре­восходства западной христианской цивилизации зиж­дется на высокомерном игнорировании остальной час­ти земного шара». Новые изобретения, по мере того как они стали использоваться, вызвали революцию в техни­ке, которая благодаря возросшей производительности труда и росту торговли способствовала падению запад­ноевропейского феодализма и генезису современной техногенной цивилизации.

Именно в западноевропейском средневековье про­изошел целый ряд экономико-технологических сдвигов, которые во многих работах по истории средневековой техники квалифицирую гея как «революции», чтобы акцентировать внимание на далеко идущие последствия этих сдвигов для последующего развития научно-технической цивилизации Запада. Историки цивилиза­ций Р.Лернер, С.Мичэм и Э.Берне в своем исследовании «Западные цивилизации» подчеркивают, что в Запад­ной Европе на протяжении двух столетий (1050-1250 гг.) произошла первая на европейской части евроазиатского континента «агрокультурная революция». Они выделя­ют следующие условия, необходимые для свершения этой революции: 1) увеличение площади возделываемых земель; 2) улучшение климата; 3) использование новой технологии в сочетании с благоприятными условиями. К числу крупнейших инноваций в сельском хозяйстве можно отнести применение в Северо-Западной Европе тяжелого плуга (с VII в., заимствован, вероятно, у сла­вян), позволившего сократить число многократных перепашек земли; введение трехпольной системы (с VIII в.), интенсифицировавшей использование живого труда, земли и скота; подковы (с IX в., ранее применя­лась кельтами); хомута (с IX в., вероятно, заимствован из Китая), увеличившего к.п.д. лошади в 4-5 раз (К.Чиполла, Д.Норс, Р.Томас), применение мельниц, новой конской упряжи и пр.

Две из перечисленных инноваций - хомут и мельни­ца - были наиболее эффективными способами передачи энергии. Из них первое дало наиболее непосредствен­ные результаты: для пахоты вместо волов стало воз­можным применять лошадей, и в дополнение к этому могли быть обработаны участки зещш, которые нельзя было вспахать на волах; в то же время конная повозка заняла место воловьей. Одновременно введение подко­вывания лошадей сделало возможным их исполь­зование для вьючных и фургонных перевозок по доро­гам, что улучшило транспортное сообщение в Западной Европе.

Промышленная, транспортная и информационная «революции» средневековья связаны, как показали в своих исследованиях Ж.Дюби, Д.Ландес, СЛилли и др., с появлением усовершенствованного ткацкого станка (середина XI в., Фландрия), повысившего качество продукции и увеличившего производительность труда в 3-5 раз; изобретением компаса (1090), очков (1285, Италия), механических часов (XIV в.), ставших, по-видимому, катализатором технологических и организационных изменений в европейском обществе; с широким приме­нением тачки, строительством каналов; с достижениями в области кораблестроения, навигации, многими инно­вациями в горном деле, металлургии; с развитием кни­гопечатания.

«Малая» промышленная революция в средневековой Западной Европе связана прежде всего с усовершенст­вованием ткацкого станка. Действительно, на старой текстильной машине ручной прялке процессы пряде­ния и наматывания пряжи на шпулю вели поочередно. Введение так называемой рогульки (ее в усовершенст­вованном варианте эскиз принадлежит Леонардо да Винчи), вращавшейся вокруг веретена с другой скоро­стью, позволило совместить две эти операции. Приме­нение рогульки позволяло пряхе сидеть за работой, чего нельзя было делать на прялке старой конструкции. А сидячий характер работы позволил снабдить прядиль­ную машину педальным приводом, вошедшим в обиход еще в начале XVI в.

Лентоткацкий станок особая разновидность ткац­кого станка, приспособленная для одновременного тка­нья нескольких лент, на котором осуществляемая тка­чом операция над одной лентой воспроизводится на
всех лентах. «Это довольно сложная машина, ознамено­вавшая большой шаг вперед в области текстильного
машиностроения» (С.Билли). По свидетельству одного
венецианского писателя от 1629 года, станок был изо­бретен в Данциге в 1579 году, но муниципальный совет,
опасаясь безработицы среди ткачей, скрыл это изобре­тение, а самого изобретателя тайно задушили. Вязаль­ный станок изобрел в 1589 году Уильям Ли, приходский
священник из деревни близ Ноттингэма. Вязальный
станок весьма замечательное изобретение, если учесть большую сложность выполняемых им операций по сравнению с ткацким станком. Даже в своем перво­начальном виде операции этой машины были автоматизированы гораздо больше (хотя и не полностью), чем у любой другой машины такой же сложности.

Для совершенствования орудий труда решающее значение имело улучшение плавки и обработки железа. Вначале основным способом получения железа был сыродутный процесс, при котором происходит прямое восстановление железа из руды. Потом впоследствии сыродутный процесс стал постепенно вытесняться двух­ступенчатым способом получения стали: сначала полу­чали чугун, потом, при вторичной переплавке в горне, сталь. Первая стадия называется доменным процессом, а печь, где производится этот чугун, - доменной печью. Вторая стадия получила название кричного передела. Первые доменные печи, появление которых в Западной Европе относится к середине XIV в., по своим размерам мало отличались от домниц, но постепенно конструк­ция их совершенствуется.

Улучшение и увеличение выплавки и обработки ме­таллов вызвали изменение техники горного дела, кото­рое превращалось в особую сферу трудовой деятельно­сти, отличную от сельскохозяйственной. Больше того, вследствие особенностей, свойственных добыче полез­ных ископаемых, горное дело значительно отличалось от всех других ремесел. Появились специалисты - ре­месленники-горняки, опыт и знания которых по добыче руд передавались из поколения в поколение. Это при­водило к возникновению горных городов - центров ремесленной деятельности горняков, своеобразных гор­ных районов. Население этих городов в основном зани­малось добычей полезных ископаемых и производством из них орудий труда, оружия, украшений и чеканкой монет. Горные города существовали в Чехии, Саксо­нии, Франции и других странах, где развивалось горное дело. Жители горных городов добывали золото и серебро для изготовления монет и руду для выплавки железа.

Не менее существенным фактором развития средне­векового общества Западной Европы является транспортная революция, связанная с плаванием европейцев по всем морям и океанам. Благодаря мореплаванию на новых судах, оснащенных технически компасом, кормовым рулем, хронометром, Западная Европа получила превосходство на целые столетия. «На сей раз техника, - подчеркивает Ф.Бродель в своей книге «Структуры повседневности: возможное и невозможное», - дальние плавания создали «асимметрию» во всемирном масшта­бе, создали привилегированное положение». Распро­странение Европы по всем морям и океанам мира, по­добное взрыву, помогло ей осуществить колонизацию неевропейских земель.

Транспортная революция не могла осуществиться без таких великих изобретений того времени, как очки и компас. Место и время изготовления первых очков точ­но неизвестно, впервые же оптические очки появились в Европе, в Венеции XIII в., где в то время производилось очень хорошее стекло. Потребность в очках вызвала развитие стекольного дела, и в частности шлифовки сте­кол. В XIV - XV вв. стекольно-шлифовальное дело на­чинает бысгро развиваться преимущественно в Голлан­дии. Изготовление и применение очков подготовили изобретение подзорной трубы, микроскопа и привели к созданию теоретических основ оптики. Возникновение оптики дало не только огромный материал наблюде­ний, но и совершенно иные, чем раньше, средства для науки, позволило сконструировать новые приборы для исследований. Компас, подзорная труба, а также вы­росшая техника морского дела позволили в конце XV и в XVI в. осуществить великие географические открытия.

Немалую роль в усовершенствовании кораблей сыг­рал и кормовой руль, который был, очевидно, тоже изобретен в Китае. В XIII веке это изобретение улучши­ли в Европе путем добавления вертикального ахтерштевня, что значительно повысило мореходные качест­ва европейских судов с более глубоким килем, постро­енных по образцу судов викингов. Курс можно было теперь держать с помощью парусов, поставленных под большим углом к ветру. Это, в свою очередь, привело к развитию кормового и носового парусов из старого треугольного паруса. Уже не надо было больше ожи­дать ветров за кормой, и путешествия могли совершать­ся при более бурной погоде.

«Два навигационных изобретения, подчеркивает Дж.Бернал, - компас и кормовой руль - должны были сыграть такую же важную роль на море, какую сыграло введение конской упряжи на суше». Ведь их использо­вание сделало возможными путешествия в открытом море, которые в значительной степени заменили преж­нее каботажное плавание вдоль побережий. Они поко­рили океаны, впервые проложив дорогу научным ис­следованиям, войне и торговле, что имело огромные и быстрые экономические и политические результаты. Невозможно переоценить значимость часов для морско­го плавания на большие расстояния по торговым, ис­следовательским, военным и прочим делам. Именно развитие торговли оказало сильное влияние на совер­шенствование часовых механизмов, так как значитель­ное расширение морских торговых связей требовало более точных методов навигации. Когда морские суда плавали в Средиземном море или с севера на юг вдоль побережий Европы и Африки, то определение широты, дополняемое исчислением по лагу, позволяло опреде­лять местонахождение морского судна с достаточной точностью. Но начиная с XV века, когда суда стали пересекать открытые океаны с востока на запад, уже потребовались способы точного определения долготы. Малейшая погрешность при ее определении влекла за собой по меньшей мере задержку и, быть может, кораб­лекрушение, когда корабль неожиданно натыкался на берег. Поэтому возникла потребность в том, чтобы иметь на борту корабля точный часовой механизм. По­сле многих попыток и неудач такие часы были сконст­руированы и получили название хронометров, открыв­ших новую эру безопасности в навигации.

Не меньшее значение, чем первая в Европе агрокуль­турная, «малая» промышленная и транспортная рево­люции, имела для развития западноевропейского обще­ства информационная революция. Здесь решающую роль сыграли такие китайские технические инновации, как бумага и книгопечатание. Необходимость более дешевого материала для письма, чем очень дорогой пергамент, становилась с распространением грамотности все более настоятельной, поэтому в Европе бумага появилась через посредство арабов в XII веке. Для про­изводства первой бумаги, качество которой осталось с тех пор непревзойденным, использовались в Европе льняные тряпки. Бумага оказалась столь хорошей и дешевой, что ее возросшее потребление повело к недос­татку переписчиков, а отсюда к новому методу перепи­сывания - печатанию.

Изобретателем печати с подвижных наборных литер в Европе был немец И. Гутенберг (1400 - 1468). Точно установить время напечатания первой книги с набор­ных литер не удалось, и условной датой начала евро­пейского книгопечатания этим способом считается 1440 г. И.Гутенберг применил металлические наборные литеры. Сначала путем выдавливания в мягком металле углублений в форме букв изготовлялась матрица. По­том в нее заливали свинцовый сплав и изготовляли не­обходимое количество букв-литер. Буквы-литеры рас­полагались в систематическом порядке в наборных кас­сах, откуда и вынимались для набора. Для печатания был создан печатный станок, который представлял со­бой ручной пресс, где соединялись две горизонтальные плоскости: на одной плоскости устанавливался набор­ный шрифт, к другой прижималась бумага. Предвари­тельно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла. Такой станок давал не больше 100 отпечатков в час. Книгопечатание подвижными литерами и способ­ствовало, как отметил В.И. Вернадский, широкому рас­пространению знания во всем культурном мире. Оно сделало доступными для всех описания мира природы, особенно его вновь открытых областей, а также впер­вые в истории описания приемов, применяемых в ре­меслах и различных профессиях, что открыло немалые возможности для осуществления больших технических и научных изменений. Печатные книги сделали грамот­ность для ремесленников сначала возможной, а затем необходимой и позволили им использовать в трансля­ции знаний и опыта универсально-понятийный способ кодирования. «Приводимые в книгах описания техни­ческих процессов и в еще большей степени иллюстрации, пишет Дж.Бернал, - помогли впервые устано­вить тесную связь между производственными профес­сиями, ремеслами и учеными». Не следует упускать из виду и очки, использование которых дало возможность читать книги и тем самым оказало помощь в трансля­ции научных и технических знаний.

В средневековой Западной Европе произошла и ре­волюция в военном деле, вызванная использованием пороха, огнестрельного оружия - аркебуз и пушек. Именно огнестрельное оружие позволило Европе уста­новить господство над всем миром, создать крупные колониальные империи. «В мировом масштабе она (ар­тиллерия - В.П.) обеспечила Европе, - подчеркивает Ф.Бродель, преимущество на дальневосточных мор­ских окраинах и в Америке, где пушка использовалась мало, но зато аркебузный порох сказал свое слово».

Из всех изобретений, введенных на Западе в период средневековья, самое разрушительное - порох - имело наибольшее влияние в политическом, экономическом и научном отношениях. Первоначальное изобретение пороха приписывается и арабам и византийским гре­кам, но, вероятнее всего, он был изобретен в Китае. Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, до­бавляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха. Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле. Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замече­но, что применение ее вместо соды (углекислого натрия) в виде плавня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв. В Китае в течение нескольких столетий она использовалась только для фейерверков и ракет.

Порох стал играть роль в военном деле тогда, когда он впервые был применен в пушке, которая, возможно, произошла из огненной трубы византийцев, но скорее из бамбуковой хлопушки китайцев. «Пушки и вскоре за ними последовавшие ружья, пишет Дж.Бернал, были так эффективны в войнах не столько потому, что дальность их действия или мощность превышала даль­ность действия и мощность старых катапульт и баллистических снарядов, сколько потому, что при всей их неуклюжести и высокой стоимости они были гораздо более дешевы и подвижны». Использование огне­стрельного оружия в сражениях и осадах вызвало рево­люцию в военном деле, которую можно сравнить толь­ко с той, что произошла в начале железного века.

Революция в военном деле вызвала целый спектр по­следствий различного характера для всего человечества. Развитие европейской военной техники в средние века, когда к старому вооружению прибавились сложное оружие и первые пушки, положило начало металлурги­ческой технологии, которая через одно-два столетия привела к промышленной революции. Это связано с получением чугуна, более хрупкого по сравнению с же­лезом, но и более дешевого металла, чрезвычайно по­лезного при некоторых применениях, что внесло круп­ный вклад в последующий технический прогресс. Дей­ствительно, с появлением чугуна человек получил в свое распоряжение все основные материалы, которые по­крывали его нужды до середины XIX века. Другие по­следствия революции в военном деле - это торжество национального государства и начало конца феодаль­ного строя, а также навязывание европейцами своей культуры другим, первоначально отнюдь не отсталым в культурном или военном отношении народам, что по­зволило им сконцентрировать все доступные богатства мира в своих руках и накопленный капитал использо­вать для финансирования промышленной революции.

Все перечисленные выше факторы - религиозный характер средневекового общества Западной Европы, заимствованные технические инновации с Востока, соб­ственные изобретения и усовершенствования, первая в Европе агротехническая, «малая» промышленная, транспортная, информационная революции, революция в военном деле - сыграли немалую роль в формирова­нии средневековой научной культуры. Сейчас более подробно рассмотрим значимость римско-католической церкви, проявляющейся в системе образования и про­поведнической деятельности, в функционировании средневековой европейской науки.

С ростом влияния христианской церкви в жизни средневекового общества ее деятельность не ограничи­вается распространением христианских воззрений. Цер­ковь активно вмешивается в мирскую жизнь, стремясь поставить под свой контроль все ее существенные про­явления, и потому она сталкивается с необходимостью признать значимость и светского знания, включая есте­ственнонаучное, хотя при этом ему отводится служеб­ная роль при главенстве теологии. Светское, рацио­нальное знание весьма эффективно используется церко­вью для воздействия на массы посредством религиозной проповеди, что вынуждало ее заботиться о создании слоя образованных людей в составе клира, или, точнее, составляющих клир, а значит, о расширении и укрепле­нии системы образования.

В свое время, когда Карл Великий вводил систему образования, он использовал совет Алкуина о значимо­сти в ней фактора мнемоники, искусства памяти. Имен­но искусство памяти с тех пор находилось в основе всей системы средневекового образования, оно получило свое теоретическое обоснование в сочинениях крупных теологов, в том числе Альберта Великого и Фомы Аквинского. Ими были пересмотрены правила мнемоники, которые стали неотрывными от схоластики. Тот же Фома Аквинский отмечает, что «духовные, простые понятия легко выпадают из души, если они не ассоции­руются с телесными подобиями», т.е. он касается роли искусства памяти в формировании форм представления.

Эра схоластики характеризуется расширением кор­пуса знания, что потребовало с необходимостью соз­дать новые формы представлений, чтобы новое знание можно было зафиксировать посредством искусства па­мяти. И хотя узловые концепции в христианской док­трине о морали не подвергались принципиальному из­менению, однако, они стали теперь гораздо более слож­ными. Особенно теория добродетелей и прегрешений стала более широкой и более точной и упорядоченной. Человек, стремящийся жить добродетельно и одновре­менно помнящий, что следует избегать прегрешений, вынужден был отражать в своей памяти больше материала, чем раньше. Удовлетворяя эту потребность, пи­шет английская исследовательница С.Яте в своей моно­графии «Искусство памяти», «монашеские ордена вос­кресили искусство красноречия, используя его для про­возглашения своих учений, а проповедничество было главной целью доминиканского ордена - называемого орденом проповедников». Несомненно, что искусство памяти в средневековой форме использовали, в основ­ном, для запоминания проповедей, этой средневековой формы ораторских выступлений.

Самый ранний случай ссылки на правила памяти, сформулированные Фомой Аквинским, зафиксирован в написанном Джованни ди Сан Джоминьяни из ордена доминиканцев пособии «Summa all exemplis ас similitu-dimbus» (XIV в.). Эти правила звучат следующим обра­зом:

«Имеется четыре вещи, которые помогают человеку в хорошем запоминании. Во-первых, он должен распо­лагать в определенном порядке вещи, которые стремит­ся запомнить. Во-вторых, должен относиться к ним эмоционально. В-третьих, должен сводить их к необыч­ным подобиям. В-четвертых, должен повторять их про себя во время частых размышлений». Вся работа Джо­ванни ди Сан Джоминьяно основана на одном принци­пе. Его можно сформулировать так: чтобы люди могли запоминать различные вещи, следует их им подавать в форме необычных подобий, так как те запоминаются ими лучше, чем лишенные таких аналогий духовные понятия. Любая аналогия, используемая в проповеди, не является тем же самым, что и аналогия, применяемая в искусственной памяти. Потому, что мнемоническое представление является невидимым и остается скрытым в памяти проповедника (или кого-нибудь другого), причем может стать внутренним источником овнеш-ненных форм представления. Такими аналогиями, силь­но воздействующими на сознание верующих, оказались Рай и Ад, выделенные в мнемонической схеме, они ста­ли основным элементом схоластической версии искус­ственной памяти, Об этом свидетельствуют позднейшие схоластические трактаты о памяти, которые Рай и Ад считают местом для запоминания и часто также содер­жат их графические схемы.

Системы фигур, выражающие классификации в Summae theologiae, а также система всего средневеково­го запаса знания (например, свободных искусств), раз­мещенные в определенном порядке на обширном поле памяти и покрытые инскрипциями, касающихся дел, связанных с ними, - такие системы могли быть фунда­ментом некой фундаментальной памяти. Такие пред­ставления могли быть либо телесными аналогиями, которые благодаря художественному потенциалу акти­визировали духовные понятия, либо тоже истинными мнемоническими представлениями, которыми пользо­вался гений, наделенный колоссальной естественной памятью и способностью к интеллектуальной внутрен­ней визуализации. В основном осуществлялся первый способ воздействия на сознание средневекового евро­пейца; достаточно вспомнить витражи и интерьеры готических храмов с их великолепными фресками на библейские темы, рассчитанные на неграмотных, и тео­логические трактаты и сочинения, по которым шла подготовка средневековых представителей интеллиген­ции - клириков, ведущих занятия в школах и универ­ситетах и занимающихся проповеднической деятельно­стью.

Но у всего этого имеется и другая сторона. Принци­пиальной установкой массовой религиозной проповеди является неизменность главных элементов мировоззре­ния, которая гарантировала бы единство церковной общины. Вот эта установка как раз и вступает в проти­воречие с ситуацией, характерной для всякого рацио­нального знания, во-первых, постоянно пересмат­ривающего свои основания и, во-вторых, допускающего множество объяснительных схем. «Общеизвестное про­тиворечие догматизма и свободы научного и философ­ского исследования, - замечают В.П. Гайденко и Г.А. Смирнов в своей монографии «Западноевропей­ская наука в средние века», - коренится именно в этом. Многочисленные осуждения положений, не согласую­щихся с христианскими догматами, запреты сочинений, содержащих такого рода положения, которыми ознаме­новалось развитие научного мышления в средние века, проявление этого внутреннего противоречия».

Проведенный ими достаточно подробный анализ средневековой науки Западной Европы позволил им обнаружить общие типологические черты, резко обо­собляющие ее от современной науки, рожденной в Но­вое время. В.П. Гайденко и Г.А. Смирнов ставят вопрос о том, каковы же эти черты, составляющие своеобразие средневековой науки? Когда аналогичный вопрос ста­вится в отношении средневековой культуры в целом, то обычно апеллируют к понятию «стиль мышления», свойственный эпохе. Однако в применении к проблемам историко-научных исследований выявляется неопреде­ленность его значения. В таком случае возникает другой вопрос: где следует искать источник стилистического своеобразия научного мышления средневековья? В са­мой науке или вне ее, - в смежных сферах средневековой культуры: экономике, политике, этике, религии, обы­денном сознании? Чаще всего специфика научного средневековья усматривается в характерном симбиозе научных и главным образом религиозных пред­ставлений. Так как научное познание в такой интерпре­тации оказывается вынужденным ориентироваться на ценности, не имеющие прямого отношения к изучению природы, то европейская наука в средние века предста­ет перед нами как нечто, опутанное густой сетью пред­рассудков и заблуждений, мешающее истинно свобод­ному научному исследованию.

Науке, как и философии, отводилась в средние века роль «служанки» богословия, что выражалось в исполь­зовании ее для иллюстрации и подтверждения религи­озных истин, в воздействии догматических положений христианской религии на процесс формирования всего концептуального аппарата средневековой науки, начи­ная с введения целого ряда постулатов о творении мира из ничего, о существовании первой причины и т.п. и кончая постановкой самих задач научного исследо­вания, связанных с достижением христианином благо­дати и спасения.

Вне всякого сомнения, необходимость согласования результатов научного поиска с извне привнесенными догмами значительно сужала возможности научного ис­следования. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до сих пор существует взгляд на средневековье как на эпоху, совершенно бесплодную в научном отно­шении. Во введении к своей антологии «Физическая мысль от досократиков до квантовой физики» извест­ный историк науки С. Самбурский пишет: «Для раннего христианства н мусульманства природа и проблемы науки были не более чем вспомогательными предмета­ми, с которыми имели дело, лишь поскольку они могли представлять интерес для главных задач религии... В течение более чем тысячелетия рациональное познание природы было извращено. Оно сохранялось в целом лишь как свод книжного знания, составленный из док­трин и понятий о природе и физическом мире. Этот свод, бывший предметом комментирования в.ученых трактатах и предметом преподавания, стал рассматри­ваться во многом как составная часть христианского мировоззрения. Поэтому, когда в XVI и в начале XVII в. научное исследование опять стало основываться на непосредственном контакте с самой природой, это новое открытие природы... было столь же революцион­ным изменением, как и переход от мифа к логосу в VI веке до н. э.» Отсюда вполне логично делается вывод: своеобразие средневековой пауки Западной Европы состоит в том, что она представляет собой некоторую лакуну, разделяющую античную и современную «научные» эпохи, или, в лучшем случае, является храни­тельницей античных научных традиций.

Банальным является положение, согласно которому наука в эпоху античности и средневековья ориентиро­валась главным образом на наблюдение природы, не ставя перед собой задачи их преобразования, т.е. огра­ничивалась созерцательным отношением к действи­тельности. Обычно созерцательная позиция рас­сматривается как основной порок или, в более мягкой формулировке, как главный фактор, ограничивающий возможности науки того времени. И это естественно,

коль скоро результаты научных исследований оценива­ются с точки зрения возможностей, открывающихся в горизонте «деятельностной» позиции. Но если взгля­нуть на нее «изнутри», то ситуация значительно меняется, что и показали В.П. Гайденко и Г.А. Смирнов.

«Если мы сумеем встать в позицию «созерцания», пишут они, - естественную для ученого средних веков, то для нас откроется внутренняя логика этой позиции, приведшая к формированию такого специфического метода научного исследования, как схоластика. Нам уже не будет казаться странным и досадным обстоя­тельством стремление втиснуть в жесткие рамки логико-грамматических дистинкций обсуждение любых науч­ных проблем. Эти дистинкции не были внешним при­датком научного исследования, мертвым грузом, под тяжестью которого задыхалась средневековая наука -напротив, в них были воплощены самые главные, фун­даментальные черты научного мышления той эпохи».

И действительно, именно схоластика послужила той дисциплинарной основой, без которой просто не могла бы возникнуть современная система естественнонауч­ного знания. Именно схоластика обусловила появление канонов научного исследования, сформулированных Оккамом, составляющих, по выражению современных католических философов Д ж. Реале и Д. Антисери, «эпилог средневековой науки и одновременно прелю­дию новой физики». Существующие толкования сред­невековой науки Западной Европы исходят из модерни­зации научного языка той далекой эпохи, когда средне­вековые естествоиспытатели говорили на языке аристо­телевской «Физики». Ведь никакого другого языка, при­годного для описания разнообразных физических явле­ний (быть может, исключая оптику), в то время вообще не было. «Хотя неаристотелевские интуиции буквально носились в воздухе, - отмечают В.П. Гайденко и Г.А. Смирнов, - но отсутствовали (или находились в зачаточном состоянии) формальные средства, необхо­димые для рационального - точного и адекватного выражения их содержания». Сама же западноевропей­ская наука эпохи средневековья носила целостный характер, имела свои научные программы и формально-языковые структуры, а также блестящие прозрения; и несмотря на религиозную ориентацию, она заложила фундамент для генезиса современной науки в эпоху Но­вого времени.

В целом достижения средневековой эпохи Западной Европы состоят в следующем. Прежде всего экономиче­ские и технические основы, которые обусловили успехи эпохи Возрождения и промышленной революции. В своей статье «Средневековые корни промышленной революции» Т.Рейнольдс пишет: «Зарождение совре­менной промышленности часто относят к концу XVIII -началу XIX в., когда на смену ручному труду пришли паровые машины - сначала в текстильной, а затем и в других отраслях. Этот скачкообразный переход к ма­шинному производству обычно называют промышлен­ной революцией. Исторические факты свидетельствуют, однако, что задолго до XVIII столетия ручной труд на­чали заменять механизмы, приводимые в действие сила­ми природы, например, водяные колеса; в некоторых странах Европы эти механизмы получили широкое рас­пространение. Иными словами, зарождение промыш­ленности в Европе следует рассматривать как эволюци­онный процесс, начавшийся по меньшей мере в VIII или IX в., когда европейцы стали активно использовать энергию воды в различных производствах».

Далее идет огромное интеллектуальное значение схоластов средних веков в открытии и усвоении элемен­тов классической науки и установлении принципа на­учного метода. Именно в средние века Западной Евро­пы были сформированы предпосылки для генезиса со­временной науки. О значимости последнего достижения Дж.Бернал пишет следующее: «Из всех наследников первого великого расцвета эллинистической естествен­ной науки только Западная Европа была в состоянии сколько-нибудь продвинуться вперед. К XV веку му­сульманский мир экономически разложился и был ра­зорен междоусобной войной и нашествием. При всех последующих успехах турок и монголов он потерял свою интеллектуальную силу. Его религия перестала быть либеральной и впала в узкую ортодоксальность. Индия стала полем сражения между волнами мусуль­манских захватчиков и индуизмом, застывшим в касто­вой структуре, которая обеспечивала устойчивость за счет какой-либо возможности прогресса. Китай сохра­нял свою старую культуру, но при наличии государст­венной системы, которая препятствовала в течение 400 лет и еще продолжала препятствовать ей сделать необ­ходимый шаг объединения техники и книжной учено­сти». Именно в Западной Европе и был сделан решаю­щий шаг объединения техники и книжной научности, что и позволило появиться современной науке.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инновационно-педагогическая деятельность в школе 1 | Алгоритм построения последовательности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.