Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение теории доминантного полушария

ПРАВО- И ЛЕВОРУКОСТЬ И ТЕОРИЯ ВЕДУЩЕГО (ДОМИНАНТНОГО) ПОЛУШАРИЯ

Центрально-нервные механизмы функциональной асимметрии рук

Значение право- и леворукости для человека

Право- и леворукость и теория ведущего (доминантного) полушария

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ

a. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ ДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЯ

b. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ НОГ

c. АСИММЕТРИЯ ЗРЕНИЯ, СЛУХА И ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА

d. ДОМИНАНТНОСТЬ ПОЛУШАРИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

a. НЕГАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АСИММЕТРИЮ РУК

b. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ КАК ПРИНЦИП ПРОГРЕССИРУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

c. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ПОЯВЛЕНИЯ ПРАВОРУКОСТИ

a. ПРАВО ЛЕВОРУКОСТЬ КАК ФУНКЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

b. ДОМИНАНТА КАК МЕХАНИЗМ ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ РУК

c. СВЯЗЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ РУК СО ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ (РЕЧЕВЫМИ ФУНКЦИЯМИ И УМСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ)

Проблема функциональной асимметрии человека до сих рассматривается в основ­ном физиологами, психологами, клиницистами, спортивными педагогами, но отнюдь не дифференциальными психофизиологами. Между тем наличие среди людей не только правшей, но и левшей делает эту проблему и дифференциально-психофизиологической. Что это за явление, откуда оно возникло, польза или вред от него человеку?

Вопреки распространенному мнению, право- или леворукость, как и в целом про­явление функциональной асимметрии в живой и неживой природе, явления слож­ные. Во многом они еще остаются загадочными.

С давних пор явление право- и леворукости рассматривалось как частное проявление право- или левосторонности (right-leftsidedness), под которым понимается преобладание одной стороны тела по всем функциям.

Г. Хемфри 1861 первый указал на случаи совпадения ведущей руки с ведущей ногой и ведущим глазом. Дж. Бирфлит 1897 пошел еще дальше: он стал доказывать, что имеет ме­сто не просто совпадение функций по одной стороне тела, но и степень асимметрии одинаковая для этих функций. Изучив силу рук, кожную и мышечную чувствитель­ность, остроту зрения и слуха, он нашел, что у правшей на правой стороне они лучше развиты на одну девятую часть. Несмотря на многие данные, полученные в последую­щие годы и противоречившие этой точке зрения, она оказалась очень популярной и живучей в науке.

Поскольку сторонники центрально-нервной теории происхождения праворукости связывают асимметрию периферических органов с функцией больших полуша­рий, начали говорить о доминантном полушарии или о «право- или левомозговости», подразумевая превосходство ведущего полушария по всем функциям. Праворукость же стали рассматривать как частное проявление «левомозговости».

В свое время эта идея сыграла положительную роль, так как способствовала экс­периментальному изучению выраженности асимметрии других парных органов и исполняемых ими функций.

Уже в 1920-1930-е годы эта теория подверглась критике. Многие авторы полагали, что понятие «общая доминантность» не действенно и что праворукость выявляется только в специфических тестах. Применив статистические методы, показали на большом контин­генте, что нет полного совпадения не только между асимметрией рук и зрения, но и между различными показателями для рук и различными показателями для зрения. Две трети людей выпадают из теории односторонности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВОПРОС № 5 | Функциональная асимметрия ног
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.