Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения — коллективистские

Классификация воспитательных систем.

I. Классификация воспитательных систем по господствующему стилю отношений между субъектами воспитания. По данному основанию выделяют системы авторитарные и гуманистические.

Авторитарные воспитательные системы характеризуется наличием жесткого руководства, подавлением личности ученика и педагога, строгой дисциплиной, жесткой иерархичностью в принятии решения, отсутствием под-линной свободы в выражении своего мнения как учениками, так и педагогами.

Характерными чертами авторитарных воспитательных систем являются:

а) акцент на прочное усвоение учащимися знаний в условиях главенствующей роли учителя, умение точно и четко воспроизвести их;

б) беспрекословный порядок, дисциплина, послушание, исполнитель-ность как нормы поведения;

в) отсутствие задач обеспечения психологического комфорта каждому ученику и педагогу;

г) формализация и бюрократизация учебно-воспитательного процесса;

д) жестко централизована управленческие функции; вся власть — в руках руководителя учреждения; недопущение подчиненных к решению важнейших вопросов совместной деятельности; о соуправлении нет и речи;

е) подавление инициативы подчиненных (работников школы и учащихся);

ж) преимущество приказов, распоряжений, различных форм наказания как средств воздействия на человека.

Идея жесткого управления школой не нова. Вспомним: педагогическим идеалом Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841) были устойчивый порядок и размеренная упорядоченная жизнь. Он призывал подавлять «дикую резвость детей» угрозой, надзором, приказаниями, запретами, наказаниями. В России его систему воспитания внедрял Аракчеев. В Москве в 1930-е годы действовала авторитарная воспитательная система — школа Николая Грозы.

К сожалению, по сей день остается необходимость в существовании авто-ритарных воспитательных систем. Это, прежде всего, колонии для несовершен-нолетних преступников, спецшколы и спецПТУ, на Западе также «школы-фабрики». Многие элементы авторитаризма неизбежно сопутствуют военному образованию (суворовские училища, кадетские корпуса, военные училища).

Гуманистические воспитательные системы строятся на принципе «мягкого» управления, (дано синергетикой), которое осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, введение полезных новшеств в воспитательный процесс. В гуманистических системах:

цели — гуманистические;

ценности — общечеловеческие;

деятельность — увлекательная;

Господствует стиль взаимного уважения, доверия, ответственности и взаимопомощи.

Создание условий, благоприятных для личностного развития каждого ученика, индивидуализация обучения и воспитания за счет:

а) проектирования личности каждого ученика с учетом его способностей, дарований, интересов, состояния здоровья;

б) развития самосознания каждого школьника;

в) включения в жизнь детского коллектива индивидуально значимых видов деятельности;

г) включения ребят в деятельность коллектива в «престижных» ролях, реализация которых оказалась бы для них успешной;

д) формирования интереса всех к миру каждой личности.

Подавляющее большинство известных воспитательных систем современ-ности (и прежде всего авторских школ) — это системы гуманистические.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы развития и критерии оценки воспитательной системы | Понятие, сущность и происхождение государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.