Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сущность и происхождение государства

II. Классификация воспитательных систем по содержанию системообразующий деятельности.

Перечислим основные разновидности воспитательных систем:

Школа трудового воспитания (промышленный профиль):

· школа-завод (долгое время в Москве работала школа-завод «Чайка», по структуре представлявшая детскую республику, действовавшую на основе оснащенного производства);

· школа — филиал фирмы (встречается на Западе).

Школа трудового воспитания (сельскохозяйственный профиль):

· агрошкола (самая известная в России агрошкола находится в г. Сык-тывкаре, Республика Коми, создатель — А.А. Католиков);

· колхоз-школа (воспитательная система такого типа действовала на Ставрополье под руководством П.Г. Година);

· школа-ферма (западный вариант).

Школа искусств и эстетического воспитания:

· литературная школа;

· школа-студия;

· театральная школа;

· издательская школа;

· строительно-архитектурная школа и т. п.

Этношкола (школа национальной культуры):

· школа белорусской национальной культуры (такая школа создана, например, в деревне Гудевичи, Мостовского района Гродненской области; ее создатель — большой подвижник белорусского дела, учитель белорусского языка и литературы Алесь Белокоз);

· русская школа (школа И.Ф. Гончарова в Санкт-Петербурге; учебно-экспериментальный комплекс «Русская школа» на базе школы № 141 г. Москвы, создатель — Л.Н. Погодина).

Школа здоровья — целевые акценты в работе таких школ связаны с формированием физического, душевного и духовного здоровья учащихся. Пример: школа, основанная доктором медицинских наук Базарным в Москве.

Экологическая школа. Например, школа «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова (Россия).

Школа-комплекс. Так, школа-комплекс А.А. Захаренко в селе Сахновка на Украине включала собственно школу, музыкальную, спортивную, хореографическую, художественную школы и студии, краеведческий музей, обсерваторию, теплицы, стадион, центр здоровья; все было построено и оснащено руками родителей, педагогов, школьников.

Этим перечнем разновидности воспитательных систем, безусловно, не исчерпываются.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается сущность системного подхода к воспитанию? В чем отличается воспитательная система школы от системы воспитательной работы?

2. Используя знания по дисциплине «История образования и педагоги-ческой мысли», выделите концептуальные основания воспитательных систем, созданных А.С. Макаренко, В.Н. Сорокой-Росинским, В.А. Сухомлинским, другими выдающимися педагогами прошлого.

3. Как соотносятся понятия «воспитательная система школы» и «воспитательная (образовательная) среда»? Опишите формы педагогически целесообразного освоения и совершенствования среды школой.

4. Какие существенные признаки гуманистической воспитательной системы вы можете выделить?

 

Литература

Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / сост. Н.Л. Селива-нова. М., 1989. Альтернативный источник: Теория и практика воспитатель-ных систем. В 2 кн. / редкол.: Л.И. Новикова (отв. ред.) [и др.]. М., 1993.

Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика. Минск, 2001.

Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы. Минск, 2002.

 

В юридической литературе по-разному определяется понятие государства. Например, Лазарев В.В. и Липень С.В. государство рассматривают как организацию, обладающую верховной политической властью на определенной территории.[1]

 

Учебник Матузова и Малько:

«Государство отличается рядом существенных признаков:

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право – без государства»» (Матузов, Малько).

 

Государство обладает суверенитетом, распространяет свою власть на определенную территорию.

В частности, согласно Конституции Республики Беларусь территория Беларуси едина и неотчуждаема. Единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь выступает как естественное условие существования и пространственный предел самоопределения народа, основа его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

В Послании Конституционного Суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году» от 18 января 2012 г. N Р-680/2012 особо отмечено, что Республика Беларусь согласно Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция) провозглашена демократическим социальным правовым государством, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Существует несколько теорий происхождения государства:

1) теологическая теория;

2) патриархальная теория;

3) договорная теория;

4) теория насилия;

5) психологическая теория и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношения — коллективистские | Понятие и виды функций государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.