Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение и функции общения




Об­щение представляет собой необходимый и наибо­лее существенный социально-психологический аспект всякой де­ятельности. Только в процессе общения и через общение может проявиться сущность человека. Об этом в свое время говорил еще Л. Фейербах: «Отдельный чело­век как нечто обособленное, не заключает чело­веческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

Общение является решающей предпосылкой возникнове­ния и развития специфически человеческих форм и средств психической деятельности — сознания и языка. Исходной функцией человеческого сознания была ориентация в ближайшей среде его существования и прежде всего в окружении других людей. А речь возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене информацией с целью согласования сво­их усилий и наиболее эффективного взаимодействия.

Общение стало необ­ходимым условием социализации и формирования каж­дого человека, его существования и его органической потреб­ностью. Потребность в общении относится к числу самых ранних и специфически человеческих потребностей, наблюдающихся в равной мере как в фило-, так и в онтогенетическом развитии человека. Потребность в общении с абсолютной очевидностью обнаруживается уже в раннем детстве.

Вынужденное выключение человека из сферы обычного об­щения с другими людьми убедительнее всего показывает ог­ромную значимость человеческого контакта как фактора со­циальности и органической потребности индивида. Многочисленными экспериментами доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при ус­ловии непрекращающегося информационного общения с внеш­ним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира — это начало безумия. Например: человека, скажем, на 6 часов, а иногда и на больший срок, наглухо изолируют от внешнего мира, помещая его в термосурдобарокамеру. Чело­век не видит, не слышит, не получает никакой информации извне. Казалось бы, чего проще? И, тем не менее, значительная часть испытуемых, а это обычно здоровые, физически креп­кие люди, до срока нажимают кнопку с требованием прекра­тить опыт.

Особенно интересны с точки зрения психических сдвигов эксперименты на длительную информационную изоляцию че­ловека от социальной среды. Один из таких экспериментов провел над собой 35-летний мебельщик и любитель-спелеолог из Ниццы, Антуан Сенни, который побил рекорд продолжительности подземного одино­чества. Спустившись в ноябре 1964 года в пещеру «Оливье» в Приморских Альпах, он вышел оттуда лишь 5 апреля1965, прове­дя на глубине 100 метров 125 суток в полном одиночестве. Целью эксперимента, проходившего под руководством из­вестного французского спелеолога М. Сиффра, было изуче­ние приспособляемости человеческого организма к жизни в полном отрыве от внешнего мира. Подобно своим предшественникам в аналогичных экспе­риментах, Сенни совершенно потерял всякое понятие о време­ни. По условиям опыта он был лишен часов и всяких других приборов, позволяющих определить время. Когда 2 апреля его предупредили о скором выходе на поверхность, он чрезвычай­но удивился. По его подсчетам, было лишь 6 февраля.

Значимость для человека фактора общения подтверждает­ся и экспериментами, предполагающими длительную изоля­цию от внешней социальной среды уже не отдельного индиви­да, а небольших групп людей. Здесь обычно обнаруживается та сила, которую придает коллективу, отрезанному от внешнего мира, его внутренняя связь, фактор взаимного общения. Такой эксперимент, рассчитанный на длительную группо­вую изоляцию, был впервые в мире осуществлен в нашей стра­не в 1967-68 годах. Это был уникальный годовой медико-тех­нический эксперимент с участием трех испытателей, изолированных от внешнего мира и апробировавших наземный комп­лекс систем жизнедеятельности. Впоследствии каждый из них назвал это испытание самым трудным в своей жизни.

 

Потребность человека в общении не остается неизменной величиной, но развивается в течение всей его жизни. Об этом свидетельствует, прежде все­го, как факт нравственного прогресса личности, так и факт все возрастающей социальной активности и коммуникабель­ности (то есть в данном случае общительности человека).

Общение — важнейшая предпосылка и условие существования не толь­ко отдельного индивида или небольшой группы людей, но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств.

На про­тяжении всей истории общества в известной зависимости от уровня сообщаемости находятся возможности и масштабы, прочность и пер­спективы развития самых различных социальных общностей людей.

Однако критерием сообщаемости различных частей или подразделений общности является не только степень оператив­ности и скорости передачи той или иной информации из одно­го подразделения в другое. Еще более высоким критерием прочности, монолитно­сти той или иной социальной общности является степень коммуникабельности или некоммуникабельности между собой ее членов и различных составляющих ее социальных, поли­тических, этнических, национальных и идеологических групп.

Огромная зна­чимость человеческого общения как фактора существования и нормального развития общества объясняется функцией информативности, которая присуща процессу вза­имодействия людей. В процессе общения как отдельных индивидов, так и больших групп, развивается специфически социальная потребность в информации о мотивах и побуждениях человеческого по­ведения, о состоянии взаимоотношений между людьми.

Общение является важным инструментом корректировки человеком своего поведения в социальной сре­де по принципу прямой и обратной связи. Без учета информации, идущей по каналу обратной связи, человек был бы полностью лишен возможности правильно ори­ентироваться в системе социальных отношений, равно как и во всех проявлениях своего поведения в целом. Обратная же связь позволяет человеку вносить своевременные и необходи­мые поправки в свою ориентацию и структуру поступков.

Как показали экспериментальные исследования Б.Ф. Ломо­ва, эффективность деятельности человека, например операто­ра, находящегося у пульта дистанционного управления, сни­жается не только при перегрузке, но также и при недостаточ­ности информации.

Объясняется это, по-видимому, тем, что человеку свойствен определенный оптимальный уровень информационной актив­ности, тонизирующий его деятельность и предполагающий удовлетворение потребности как в получении определенного количества новой информации, так и потребности в том, что­бы передавать часть информации другим.

Не подлежит никакому сомнению, писал В. М. Бехтерев, что в проявлениях нервно-психической деятельности соци­альных или общественных групп имеются известные особен­ности, проистекающие из того, что эта деятельность проявля­ется не в индивидах, взятых отдельно друг от друга, а в груп­пах и собраниях лиц, спаянных определенными интересами, действующих и работающих поэтому сообща, как одно соби­рательное целое.

Социально-психологические эксперименты, проведенные в 1920-30-е годы немецким психологом Мёде, российскими учеными В. М. Бехтеревым и М. В. Ланге и другими исследо­вателями, показали, сколь многообразным по своему значе­нию может быть влияние коллектива на личность. Эти исследования позволили установить прежде всего по­ложительно тонизирующее влияние совместной групповой де­ятельности на психические свойства и способности индивида. Эксперименты на коллективное восприятие наглядно показа­ли, что процессы мышления и воли активизируются, ощуще­ния и восприятия индивидов в группе обостряются.

 

Функции общения как фактора жизнедеятельности лично­сти чрезвычайно многообразны. Прежде всего, общение явля­ется глубокой потребностью личности, а следовательно, условием и средством ее удовлетворения. Вне общения не могут быть удовлетворены и все сугубо лич­ностные потребности человека, которые связаны с его стрем­лением к самореализации, самовыражению и самоутвержде­нию.

Полифункциональность общения отражается в множестве существующих классификаций функ­ций общения.

В наиболее обоб­щенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М. Андреева).

 

Близкая клас­сификация предлагается в работах Б.Ф. Ломова:

  • информационно-ком­муникативная, охватывающая процессы приема — передачи информа­ции;
  • регуляционно-коммуникатив­ная, связанная со взаимной кор­ректировкой действий при осу­ществлении совместной деятель­ности;
  • аффективно-коммуникатив­ная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Л.Л. Брудный выделя­ет в качестве основной рабочей функции

  • инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;
  • синдикативную функцию, которая находит свое выра­жение в сплочении малых и больших групп;
  • трансляционную, необходимую для обучения, передачи зна­ний, способов деятельности, оценоч­ных критериев;
  • функцию самовы­ражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей.

 

По кри­терию «цель общения» выделяет­ся восемь функций общения. (Л.А. Карпен­ко):

1) контактная, цель которой — установление контакта как состоя­ния обоюдной готовности к прие­му и передаче сообщения и под­держания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированно­сти;

2) информационная, цель которой — обмен сообщениями, т.е. прием — передача каких-либо све­дений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, реше­ниями и т.д.;

3) побудительная, цель которой - стимуляция активно­сти партнера по общению, направляю­щая его на выполнение тех или иных действий;

4) координацион­ная, цель которой — взаимное ориен­тирование и согласование дей­ствий при организации совместной деятельности;

5) понимания, цель которой не только адекватное вос­приятие и понимание смысла со­общения, но и понимание партне­рами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состоя­ний и т.д.); 6) амотивная, цель которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных пережива­ний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собствен­ных переживаний и состояний;

7) установления отношений, цель которой - осознание и фиксирова­ние своего места в системе роле­вых, статусных, деловых, межлич­ностных и прочих связей сообще­ства, в котором предстоит действо­вать индивиду;

8) оказания влия­ния, цель которой - изменение со­стояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, уста­новок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

 

Советская психо­логическая наука исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то время как в западных социально-психологиче­ских системах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции, причем связь этих сторон с совместной деятельностью практически не ис­следуется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.