КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы программированного обучения
Бурный научно-технический прогресс оказывает всевозрастающее воздействие на содержание, организацию и методику обучения. Одним из проявлений этого воздействия выступает программированное обучение, которое сравнительно широко применяется в армии и на флоте. Главная отличительная особенность программного обучения — эффективное управление и самоуправление познавательной деятельностью обучаемых. Оно осуществляется на основе специальной (обучающей) программы. В ней изложено не только содержание изучаемого материала, но и те действия, операции, которые должен совершить обучаемый, чтобы овладеть соответствующими знаниями, навыками и умениями. Специфическую роль в программированном обучении играет обратная связь. Она призвана оперативно информировать обучаемых и обучающих о ходе и результатах учебной работы, способствовать проверке правильности избранного обучаемым метода работы, предупреждать пропуски в изучении учебного материала. В результате обратная связь как составной элемент программного обучения создает возможности для большей активности и самостоятельности обучаемых, для более качественной отработки ими учебных заданий. По своей структуре обучающая программа может быть линейной, разветвленной или смешанной. Материал обучающей программы может представляться обучаемым как с помощью специальных учебных пособий (программный учебник, карточка-задание), так и с помощью технических средств (компьютеры, компьютеризированные тренажеры и т. п.). Опыт показывает, что более эффективным является программированное обучение, осуществляемое в специально оборудованных классах с использованием компьютеров. Будучи соединенными с пультом управления преподавателя, они позволяют автоматизировать некоторые элементы управления познавательной деятельностью обучаемых и несколько освободить их от однообразных, механических операций. В целом программированное обучение по сравнению с традиционным обладает рядом преимуществ. Оно требует более тщательной предварительной логической обработки изучаемого материала, позволяет в большей степени индивидуализировать обучение, увеличить объем самостоятельной работы, повысить активность обучаемых и уровень управления их познавательной деятельностью. Однако при существующих средствах и уровне теоретической разработки круг учебных задач, которые ныне могут решаться с помощью методов программного обучения, сравнительно ограничен. Обучающие машины могут использоваться при изучении тех учебных дисциплин, разделов и тем, которые по своему содержанию представляются алгоритмами, правилами, количественными соотношениями, формулами (специальные технические дисциплины, некоторые общеобразовательные предметы и т. п.). Методы программированного обучения и его отдельные элементы оправдывают себя при формировании у личного состава навыков работы с техникой, при осуществлении первичного контроля за подготовкой обучаемых к практическим занятиям и зачетам, при изучении вопросов в часы самоподготовки. Особо следует подчеркнуть, что и при этом виде обучении ведущая роль в учебном процессе принадлежит обучающему (командиру, инженеру, преподавателю). Методы программного обучения эффективны только тогда, когда они органически сочетаются с традиционными (устное изложение учебного материала, его обсуждение и т. п.), когда индивидуальная учебная работа дополняется коллективной и когда во взаимосвязи используются все технические средства обучения. При выборе методов обучения для предстоящего занятия руководитель исходит из характера учебно-воспитательной задачи, содержания учебного материала, уровня подготовленности подчиненных, состояния материальной базы. Большую роль при этом играет элемент творчества, способность отбросить устаревшие приемы и использовать все новое, передовое в методике обучения. Формы обучения: Взаимодействие между учителем и учениками (учеников между собой) осуществляется в следующих четырёх структурах: - опосредованное общение (в основном через письменную речь); - общение в паре; - групповое общение; - общение в парах сменного состава. Применение этих четырёх структур общения в учебном процессе даёт четыре формы организации процесса обучения: - индивидуальную; - парную; - групповую; - коллективную. Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения, поэтому их называют основными или базисными. Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять. Традиционными считаются первые три формы, они приняты во всех странах мира. Четвертая форма - коллективная форма организации процесса обучения – стала массовой только в ХХ веке.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |