КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 15. Качество и конкурентоспособность. Стандарты и системы качества
Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Последствия недостаточного уровня качества продукции: экономические, социальные, экологические. Свойства качества продукции (показатели качества): - Показатели назначения - - Показатели надежности – - Показатели технологичности – - Показатели стандартизации и унификации – - Эргономические показатели – - Эстетические показатели – - Показатели транспортабельности – - Патентно-правовые показатели – - Экологические показатели – - Показатели безопасности – Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества Система управления качеством продукции – организационная структура, четко распределяющая ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Международный опыт управления качеством продукции отражен в стандартах ИСО серии 9000. Система качества включает: а) обеспечение; б) улучшение; в) управление качеством продукции. В соответствии с этими стандартами жизненный цикл продукции («петля качества») включает 11 этапов: - Маркетинг – - Проектирование, разработка продукции - - Материально-техническое снабжение – - Подготовка и разработка производственной продукции- - Изготовление – - Контроль, проведение испытаний – - Упаковка и хранение – - Реализация – - Монтаж и эксплуатация - - Техническое обслуживание – - Утилизация – Стандартизация продукции – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции. Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-техническое документации, определяющей требования к продукции. Стандартизация основана на ряде принципов: повторяемость; вариантность; системность; взаимозаменяемость. В России существует Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС). ГСС включает пять стандартов: ГОСТ Р 1.0-92; ГОСТ Р 1.2-92; ГОСТ Р 1.3-92; ГОСТ Р 1.4-92; ГОСТ Р 1.5-92. Они определяют основные положения, порядок разработки, порядок согласования и утверждения; стандарты предприятия, требования к оформлению стандартов. Нормативные документы по стандартизации: - государственные стандарты РФ (ГОСТ Р) - отраслевые стандарты (ОСТ) - технические условия (ТУ) - стандарты предприятий и объединений (СТП) - стандарты научно-технических обществ и общественных объединений (СТО) В зависимости от объекта стандартизации стандарты подразделяются: стандарты основополагающие; стандарты продукции (услуги); стандарты на процессы; стандарты на методы контроля. Сертификация продукции – это способ подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Система сертификации состоит из федеральных органов сертификации (более десяти). Схема сертификации – совокупность и последовательность отдельных операций по сертификации: испытания; проверка производства; инспекторский контроль; другие способы доказательства соотвествия. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Конкурентоспособность предприятия (продукции) определяется следующими основными факторами: • Качество продукции и услуг (внутренние факторы: технические, организационные, экономические, социально-психологические; внешние факторы); • Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; • Уровень квалификации персонала и менеджмента; • Технологический уровень производства; • Налоговая среда, в которой действует предприятие; • Доступность источников финансирования. Таким образом, конкурентоспособность организации (предприятия) следует определять как систему показателей и выделять конкретные условия ее функционирования. Пример системы показателей (применяемых для оценки конкурентоспособности наиболее комплексным - матричным методом): 1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предпрития: - издержки производства на единицу продукции в руб.; - фондоотдача в стоимостном выражении; - рентабельность товара; - производительность труда в стоимостном выражении. 2. Показатели финансового положения предприятия: - коэффициент автономии, который характеризует независимость предприятия от заемных источников; - коэффициент платежеспособности; - коэффициент абсолютной ликвидности; - коэффициент оборачиваемости оборотных средств. 3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара: - рентабельность продаж; - коэффициент затоваренности готовой продукцией; - коэффициент загрузки производственной мощности; - коэффициентэффективности рекламы и средств стимулирования сбыта. 4. Показатели конкурентоспособности товаров (продукции): - качество товара, оцениваемое методами квалиметрии и определяемое как его способность удовлетворять потребности в соответствии с назначением; - цена товара. Под конкурентоспособностью товара (продукции) признается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов. За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик: где Кт — показатель конкурентоспособности товара; К — показатель качества товара; Ц — показатель цены товара. Показатели качества могут измеряться различными способами, например по гарантированному сроку наработки технически сложного изделия на отказ, износостойкости тканей, сроку продолжительности действия лекарственного препарата.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |