КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика процесса воспитания
ВВЕДЕНИЕ IV. Учебно-материальное обеспечение - мультимедийный проектор, компьютерная техника; - слайды. V. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Выбор методов воспитания. 2. Условия эффективности применения методов воспитания. 3. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы. VI. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие цели преследует воспитание? 2. Какова сущность воспитательного процесса и его основных структурных компонентов? 3. Каковы общие закономерности процесса воспитания? 4. Каковы особенности воспитательного процесса в системе ГПС МЧС? Роль принципов воспитания в практической деятельности руководителя подразделения ГПС 5. Раскройте содержание принципов воспитания и их требований Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание конечных их целей. Воспитание имеет свои закономерности, познание которых для руководителей любой специальности имеет важное значение. Грамотный руководитель-воспитатель способен организовать эффективную воспитательную работу среди своих подчиненных. Этому и посвящается наша сегодняшняя лекция. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 Приложение 1 Профессионально-педагогический процесс, организатором и активным участником которого является руководитель, представляет собой систему целеустремленной, планомерной деятельности офицеров, личного состава, направленной на обучение и воспитание сотрудников по штатному предназначению, на формирование морально-боевых качеств, необходимых как гражданину, так и спасателю-профессионалу. Важную роль в целостном педагогическом процессе занимает воспитание. ВОСПИТАНИЕ - это управляемое, целенаправленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, по формированию личности нужной и полезной обществу. Другими словами - это процесс по формированию у человека (личности) определенных качеств. Воспитание в системе МЧС - это процесс систематического направленного воздействия общественности, командиров на сознание, чувства, волю сотрудников в целях формирования у них качеств, необходимых для выполнения поставленных задач в условиях мирного и военного времени. Вместе с тем, воспитание позволяет мобилизовать личный состав на выполнение служебных или общественно-значимых задач; предупредить нежелательные, отрицательные моменты в действиях, поступках и поведении отдельных сотрудников; перевоспитать тех, у кого сложилось отрицательные взгляды или привычки; побудить сотрудников к самосовершенствованию как личности. Все эти возможности реализуются через следующие функции воспитания: 1. Формирующе - развивающую 2. Мобилизующую 3. Профилактическую 4. Перевоспитания 5. Побуждения к самовоспитанию. Основные цели, содержание, задачи, формы и методы воспитательной работы определены в концепции воспитания личного состава ГПС МЧС РФ, в организационно-методических указаниях воспитательной работы в ГПС МЧС на текущий год и в плане подготовки ГПС МЧС на учебный год. Каковы же основные, стратегические цели воспитания: 1. Формирование и развитие качеств личности гражданина, отвечающих государственным интересам Родины, выработку моральной и психологической готовности к выполнению своего гражданского и профессионального долга. 2. Подготовка высококачественного специалиста по штатному предназначению, способного самоотверженно и качественно решать служебные задачи в любой обстановке. Зная основные цели, необходимо определить основные задачи воспитания сотрудников ГПС. Основные задачи воспитания: 1. Формирование у сотрудников ясного понимания целей и задач ГПС МЧС РФ в любой обстановке, развитие самосознания, ценностного отношения к таким понятиям как Отечество, конституционный долг, честь, совесть. 2. Развитие положительного отношения к профессиональному труду, потребности в ответственном отношении к выполнению служебных обязанностей, беспрекословном повиновении. 3. Приобщение сотрудников к истории, традициям, культурным ценностям отечества и министерства. 4. Укрепление морально-психологического состояния сотрудников и морального климата в коллективах спасателей. 5. Развитие стремления следовать нормам гуманистической морали, культуры общения, уважения к сотрудникам различных национальностей и вероисповеданий. 6. Развитие и укрепление убежденности в необходимости крепкой служебной дисциплины, беспрекословного повиновения командирам и начальникам. 7. Формирование социальной и профессиональной ответственности, уважения к закону, уставным нормам жизни в коллективах спасателей. 8. Формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, готовности и способности переносить большие физические и психические нагрузки. Цели и задачи воспитания определяют содержание воспитания, включающего следующие основные виды воспитания: - государственно-патриотическое; - нравственное; - профессиональное; - трудовое; - эстетическое; - правовое; - физическое; - экологическое. Все виды, составленные части воспитания представляют содержательную сторону единого воспитательного процесса и проводятся в жизнь комплексно, в неразрывной связи с тем, чтобы сотрудник воспитывался и как гражданин своей страны и как личность, с присущими ей убежденностью, нравственностью, высокой ответственностью, культурой труда и поведения, Уяснив сущность, цели и задачи воспитания необходимо рассмотреть основные этапы воспитательного процесса, его закономерности, средства влияния: 1 ЭТАП процесса воспитания: воспитуемые должны осознать требуемые нормы и правила поведения, цели воспитания у них тех или иных качеств. Без этого формирование определенных качеств, типа поведения личности не может быть успешным. 2 ЭТАП: знания должны перейти в убеждения, воспитуемые должны глубоко осознать важность и необходимость для них именно таких качеств и норм поведения. Без этого процесс воспитания будет развиваться медленно и болезненно и не всегда достигнет положительного результата. 3 ЭТАП: необходимо выработать у личного состава определенные навыки поведения, проявление воспитываемых качеств в той или иной обстановке, формирование привычек поведения. 4 ЭТАП ( заключительный) - когда воспитуемый осознанно правильно действует в сложившихся ситуациях, умеет оценить результаты поступков и действий как своих, так и товарищей. Добившись поставленной цели в воспитании определенных качеств у отдельного человека или у коллектива, можно ли ставить точку? - сформировав одно качество, воспитатель ставит и перед собой и перед воспитуемым новые, более сложные по формированию новых качеств у воспитуемых. Посредством каких средств командир, общественность воздействуют на сознание, чувства, волю сотрудников, воспитывая их? Безусловно это в первую очередь слово, личный пример. Но в то же время воспитательное воздействие на человека оказывают и соответствующие отношения, сложившиеся в коллективе, а также сама организация службы, труда, отдыха, быта личного состава. Логическую последовательность воспитательного процесса отображена в таб. 1: Таблица 1. Логическая последовательность воспитательного процесса
Применяемые воспитательные воздействия могут быть прямыми (непосредственными) (беседа, критика, поощрение, наказание,) и косвенными (опосредованными) (взаимоотношения, соблюдение сотрудникских ритуалов, внутренний порядок, организация службы, труда, питания, отдыха и т.д.). Воспитательные воздействия на личный состав характеризуются определенностью, целеустремленностью и систематичностью. Определенность достигается обоснованным выбором цели и средств воспитательных воздействий в зависимости от условий и характера решаемых задач. Целеустремленность предполагает наличие ясной, конкретной цели воспитания и подчинение ее содержанию методов и средств влияния. Целеустремленные воздействия характеризуются координированными, согласованными усилиями всех командиров и общественности, логичностью и оперативностью. Систематичность предполагает проведение воспитательной работы не от случая к случаю, а постоянно, непрерывно. Весь процесс - от вооружения сотрудников знаниями до формирования у них убеждений, привычек поведения - осуществляется в тесном единстве. Воздействия, нацеленные на накопление опыта уставного поведения расширяют и углубляют знания сотрудников. И наоборот, формирование системы знаний одновременно закладывает основы для выработки привычек служебно-профессиональной деятельности. Исходя из этого можно сделать такой промежуточный вывод, что воспитательные воздействия влияют одновременно и на сознание, и на чувства, и на волю сотрудника в комплексе. Результативность процесса воспитания определяется главным образом практическими делами и поступками сотрудника. Правильная оценка результатов деятельности сотрудников позволяет оперативно внести коррективы в последующие воздействия и придать всему процессу управляемый характер. Таким образом, воспитательный процесс можно охарактеризовать как единый процесс взаимодействия воспитателей, осуществляющих воспитательные воздействия на сотрудников и коллективы, воспринимающих эти воздействия и вырабатывающих у себя устойчивые принципы и привычки поведения и стремящихся подняться на уровень требований, которые к ним представляются. В воспитании своеобразно проявляются основные закономерности, действующие в военно-педагогическом процессе. Закономерности воспитательного процесса отражают те факторы, явления, события от которых зависит эффективность воспитательных воздействий.
Эффективность воспитания зависит: 1) От сложившихся воспитательных отношений (воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к воспитателю и к его воспитательным воздействиям). 2) От соответствия цели и организации действия, помогающих эту цель достигнуть (если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха и наоборот) 3) От соответствия социальной практики и характера (направленности и содержания) воспитательного влияния на личность. (Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же претворяет их на практике). 4) От совокупного действия объективных и субъективных факторов. (Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия). 5) От активности участников воспитательного процесса. 6) От качества, педагогической целесообразности воспитательного воздействия. 7) От интенсивности воздействия на психологию воспитуемого (система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности). 8) От индивидуальных качеств как воспитателя так и воспитуемого. Исходя из указанных основных закономерностей воспитательного процесса вытекает основное положение, что каждое воспитательное воздействие необходимо планировать, тщательно продумывать и готовить, учитывая и особенности личности и коллектива, и условия, и место, и время проведения воспитательного мероприятия, Поэтому руководителю профессионального коллектива, готовя и готовясь к воспитательному воздействию необходимо определить: 1. конкретную цель воспитательного воздействия (чего хочет добиться воспитатель). 2. содержание и источники воздействия (какие идеи, нравственные нормы разъяснить, довести; какие требования и почему предъявить; в каком источнике изложены). 3. пути и методы воздействия, характер их применения. 4. форму воспитательной работы. Чем лучше и полнее учтены воспитателем, командиром эти факторы, тем активнее процесс внутреннего принятия сотрудником усваиваемых требований и норм поведения, быстрее происходит развитие личности. Однако, в ходе воспитательного воздействия выявляется также субъективная готовность сотрудника (коллектива) к восприятию планируемых воздействий, что так же должен учитывать воспитатель. Если, например, сотрудник находится в бодром состоянии - больше шансов на его положительное отношение к вашему воспитательному воздействию и наоборот. Поэтому в воспитании важно учитывать не только объективные цели и условия, но и создавать благоприятные психологические предпосылки для правильного восприятия личным составом воспитательных влияний. Пример: подчиненные отработали свою смену, расходятся по домам, а вы оставляете некоторых для воспитательной беседы? В данном случае неплановая воспитательная работа может принести больше вреда, чем пользы. А от каких факторов зависит личная позиция сотрудника по отношению к воспринимаемым воспитательным воздействиям? Основными из них являются: 1. Направленность личности – жизненные цели сотрудника, его потребности, мотивы поведения, интересы, их общественная и личная значимость. 2. Эмоционально-волевое состояние (уверен в своих силах или сомневается, заинтересован или равнодушен, горяч или хладнокровен). 3. Отношение к профессиональной деятельности, к товарищам, к самому себе. 4. Степень объективности в оценке своих способностей и возможностей для выполнения предъявляемых к нему требований. Воспитательный процесс предполагает выполнение некоторых педагогических требований общего плана: 1 - любое воспитательное воздействие должно быть педагогически целесообразным. 2 - воспитательное воздействие должно осуществляться с учетом изменений, происходящих в личности сотрудника. 3 - оно должно учитывать перспективы развития личности сотрудника и коллектива. Таким образом: - воспитание - это целенаправленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых по формированию личности нужной и полезной обществу. - воспитание формирует и развивает необходимые качества личности, мобилизует на решение стоящих перед личностью или коллективом задач, предупреждает отрицательные черты и качества в человеке и коллективе, побуждает к самовоспитанию личности. - воспитательные воздействия на личность и коллектив должны быть определенными, целеустремленными, систематическими. - закономерности воспитательного процесса отражают те факторы и явления, от которых зависит эффективность воспитательных воздействий. - воспитательный процесс - процесс творческий, однако, организуя воспитательную работу, командир должен быть личным примером в службе и в быту, а также учитывать личные качества сотрудников и обстановку решаемой задачи. Вывод по первому вопросу: Основные цели, содержание, задачи, формы и методы воспитательной работы определены в концепции воспитания личного состава ГПС МЧС РФ, в организационно-методических указаниях воспитательной работы в ГПС МЧС на текущий год и в плане подготовки ГПС МЧС на учебный год. Стратегические цели воспитания: 1. Формирование и развитие качеств личности гражданина, отвечающих государственным интересам Родины, выработку моральной и психологической готовности к выполнению своего гражданского и профессионального долга. 2. Подготовка высококачественного специалиста по штатному предназначению, способного самоотверженно и качественно решать служебные задачи в любой обстановке. Зная основные цели, необходимо определить основные задачи воспитания сотрудников ГПС. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2 Приложение 2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |