Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика процесса воспитания

ВВЕДЕНИЕ

IV. Учебно-материальное обеспечение

- мультимедийный проектор, компьютерная техника;

- слайды.

V. Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Выбор методов воспитания.

2. Условия эффективности применения методов воспитания.

3. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.

VI. Вопросы для самоконтроля:

1. Какие цели преследует воспитание?

2. Какова сущность воспитательного процесса и его основных структурных компонентов?

3. Каковы общие закономерности процесса воспитания?

4. Каковы особенности воспитательного процесса в системе ГПС МЧС?

Роль принципов воспитания в практической деятельности руководителя подразделения ГПС

5. Раскройте содержание принципов воспитания и их требований

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание конечных их целей.

Воспитание имеет свои закономерности, познание которых для руководителей любой специальности имеет важное значение. Грамотный руководитель-воспитатель способен организовать эффективную воспитательную работу среди своих подчиненных. Этому и посвящается наша сегодняшняя лекция.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1 Приложение 1

Профессионально-педагогический процесс, организатором и активным участни­ком которого является руководитель, представляет собой систему целеустрем­ленной, планомерной деятельности офицеров, личного состава, направлен­ной на обучение и воспитание сотрудников по штатному предназначе­нию, на формирование морально-боевых качеств, необходимых как гражда­нину, так и спасателю-профессионалу.

Важную роль в целостном педагогическом процессе занимает воспита­ние.

ВОСПИТАНИЕ - это управляемое, целенаправленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, по формированию личности нужной и полезной обществу. Другими словами - это процесс по формированию у человека (личности) определенных качеств.

Воспитание в системе МЧС - это процесс систематического направленного воздействия общественности, командиров на сознание, чувства, волю сотрудников в целях формирования у них качеств, необходимых для выполнения поставленных задач в условиях мир­ного и военного времени.

Вместе с тем, воспитание позволяет мобилизовать личный состав на выполнение служебных или общественно-значимых задач; предупредить не­желательные, отрицательные моменты в действиях, поступках и поведении отдельных сотрудников; перевоспитать тех, у кого сложилось отрица­тельные взгляды или привычки; побудить сотрудников к самосовершенствованию как личности.

Все эти возможности реализуются через следующие функции воспитания:

1. Формирующе - развивающую

2. Мобилизующую

3. Профилактическую

4. Перевоспитания

5. Побуждения к самовоспитанию.

Основные цели, содержание, задачи, формы и методы воспитательной работы определены в концепции воспитания личного состава ГПС МЧС РФ, в организационно-методических указаниях воспитательной работы в ГПС МЧС на текущий год и в плане подготовки ГПС МЧС на учебный год.

Каковы же основные, стратегические цели воспитания:

1. Формирование и развитие качеств личности гражданина, отвечаю­щих государственным интересам Родины, выработку моральной и психологи­ческой готовности к выполнению своего гражданского и профессионального долга.

2. Подготовка высококачественного специалиста по штатному пред­назначению, способного самоотверженно и качественно решать служебные задачи в любой обстановке.

Зная основные цели, необходимо определить основные задачи воспи­тания сотрудников ГПС.

Основные задачи воспитания:

1. Формирование у сотрудников ясного понимания целей и задач ГПС МЧС РФ в любой обстановке, развитие самосознания, ценностного отношения к таким понятиям как Отечество, конституционный долг, честь, совесть.

2. Развитие положительного отношения к профессиональному труду, потреб­ности в ответственном отношении к выполнению служебных обязанностей, беспрекословном повиновении.

3. Приобщение сотрудников к истории, традициям, культурным ценностям отечества и министерства.

4. Укрепление морально-психологического состояния сотрудников и морального климата в коллективах спасателей.

5. Развитие стремления следовать нормам гуманистической морали, культуры общения, уважения к сотрудникам различных национальностей и веро­исповеданий.

6. Развитие и укрепление убежденности в необходимости крепкой служебной дисциплины, беспрекословного повиновения командирам и начальни­кам.

7. Формирование социальной и профессиональной ответственности, уважения к закону, уставным нормам жизни в коллективах спасателей.

8. Формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, готовности и способности переносить большие физи­ческие и психические нагрузки.

Цели и задачи воспитания определяют содержание воспитания, вклю­чающего следующие основные виды воспитания:

- государственно-патриоти­ческое;

- нравственное;

- профессиональное;

- трудовое;

- эстетическое;

- правовое;

- физическое;

- экологическое.

Все виды, составленные части воспитания представляют содержательную сторону единого воспитательного процесса и проводятся в жизнь комплексно, в неразрывной связи с тем, чтобы сотрудник воспитывался и как гражданин своей страны и как личность, с присущими ей убежденностью, нравственностью, высокой ответственностью, культурой труда и поведения,

Уяснив сущность, цели и задачи воспитания необходимо рассмотреть основные этапы воспитательного процесса, его закономерности, средства влияния:

1 ЭТАП процесса воспитания: воспитуемые должны осознать требуемые нормы и правила поведения, цели воспитания у них тех или иных качеств. Без этого формирование определенных качеств, типа пове­дения личности не может быть успешным.

2 ЭТАП: знания должны перейти в убеждения, воспитуемые должны глубоко осознать важность и необходимость для них именно таких качеств и норм поведения. Без этого процесс воспитания будет разви­ваться медленно и болезненно и не всегда достигнет положительного ре­зультата.

3 ЭТАП: необходимо выработать у личного состава определенные навыки по­ведения, проявление воспитываемых качеств в той или иной обстановке, формирование привычек поведения.

4 ЭТАП ( заключи­тельный) - когда воспитуемый осознанно правильно действует в сло­жившихся ситуациях, умеет оценить результаты поступков и действий как своих, так и товарищей.

Добившись поставленной цели в воспитании определенных качеств у отдельного человека или у коллектива, можно ли ставить точку? - сфор­мировав одно качество, воспитатель ставит и перед собой и перед воспи­туемым новые, более сложные по формированию новых качеств у воспитуе­мых.

Посредством каких средств командир, общественность воздействуют на сознание, чувства, волю сотрудников, воспитывая их? Безусловно это в первую очередь слово, личный пример. Но в то же время воспита­тельное воздействие на человека оказывают и соответствующие отношения, сложившиеся в коллективе, а также сама организация службы, труда, от­дыха, быта личного состава.

Логическую последовательность воспитательного процесса отображена в таб. 1:

Таблица 1. Логическая последовательность воспитательного процесса

1. Постановка конкретных воспитательных задач Вооружение знаниями профессиональных, нравственных и других идей, норм и требований к пове­дению
2. Цель воспитания Перевод знаний в убеждения
3. Оценка результатов воспитания Накопление опыта поведения, формирование привычек

Применяемые воспитательные воздействия могут быть прямыми (непос­редственными) (беседа, критика, поощрение, наказание,) и косвенными (опосредованными) (взаимоотношения, соблюдение сотрудникских ритуалов, внутренний порядок, организация службы, труда, питания, отдыха и т.д.).

Воспитательные воздействия на личный состав характеризуются опре­деленностью, целеустремленностью и систематичностью.

Определенность достигается обоснованным выбором цели и средств воспитательных воздействий в зависимости от условий и ха­рактера решаемых задач.

Целеустремленность предполагает наличие ясной, конкретной цели воспитания и подчинение ее содержанию методов и средств влияния. Целе­устремленные воздействия характеризуются координированными, согласо­ванными усилиями всех командиров и общественности, логичностью и опе­ративностью.

Систематичность предполагает проведение воспитательной работы не от случая к случаю, а постоянно, непрерывно.

Весь процесс - от вооружения сотрудников знаниями до формирования у них убеждений, привычек поведения - осуществляется в тесном единстве.

Воздействия, нацеленные на накопление опыта уставного поведения расши­ряют и углубляют знания сотрудников. И наоборот, формирование системы знаний одновременно закладывает основы для выработки привычек служебно-про­фессиональной деятельности. Исходя из этого можно сделать такой проме­жуточный вывод, что воспитательные воздействия влияют одновременно и на сознание, и на чувства, и на волю сотрудника в комплексе.

Результативность процесса воспитания определяется главным образом практическими делами и поступками сотрудника. Правильная оценка результатов деятельности сотрудников позволяет оперативно внести коррективы в последую­щие воздействия и придать всему процессу управляемый характер.

Таким образом, воспитательный процесс можно охарактеризовать как единый процесс взаимодействия воспитателей, осуществляющих воспита­тельные воздействия на сотрудников и коллективы, воспринимаю­щих эти воздействия и вырабатывающих у себя устойчивые принципы и при­вычки поведения и стремящихся подняться на уровень требований, которые к ним представляются.

В воспитании своеобразно проявляются основные закономерности, действующие в военно-педагогическом процессе. Закономерности воспита­тельного процесса отражают те факторы, явления, события от которых за­висит эффективность воспитательных воздействий.

 

 

Эффективность воспитания зависит:

1) От сложившихся воспитательных отношений (воздействие на лич­ность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, в том числе и к воспитателю и к его воспитательным воздействиям).

2) От соответствия цели и организации действия, помогающих эту цель достигнуть (если организация не соответствует цели, воспитатель­ный процесс не достигает успеха и наоборот)

3) От соответствия социальной практики и характера (направлен­ности и содержания) воспитательного влияния на личность. (Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, полу­чает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же претворяет их на практике).

4) От совокупного действия объективных и субъективных факторов. (Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия).

5) От активности участников воспитательного процесса.

6) От качества, педагогической целесообразности воспитательного воздействия.

7) От интенсивности воздействия на психологию воспитуемо­го (система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности).

8) От индивидуальных качеств как воспитателя так и воспитуемого.

Исходя из указанных основных закономерностей воспитательного про­цесса вытекает основное положение, что каждое воспитательное воздейс­твие необходимо планировать, тщательно продумывать и готовить, учиты­вая и особенности личности и коллектива, и условия, и место, и время проведения воспитательного мероприятия,

Поэтому руководителю профессионального коллектива, готовя и готовясь к воспитательному воздейс­твию необходимо определить:

1. конкретную цель воспитательного воздействия (чего хочет до­биться воспитатель).

2. содержание и источники воздействия (какие идеи, нравственные нормы разъяснить, довести; какие требования и почему предъявить; в ка­ком источнике изложены).

3. пути и методы воздействия, характер их применения.

4. форму воспитательной работы.

Чем лучше и полнее учтены воспитателем, командиром эти факторы, тем активнее процесс внутреннего принятия сотрудником усваиваемых требова­ний и норм поведения, быстрее происходит развитие личности.

Однако, в ходе воспитательного воздействия выявляется также субъ­ективная готовность сотрудника (коллектива) к восприятию планируемых воздействий, что так же должен учитывать воспитатель. Если, например, сотрудник находится в бодром состоянии - больше шансов на его положительное отношение к вашему воспитательному воздействию и наоборот. Поэтому в воспитании важно учитывать не только объективные цели и условия, но и создавать благоприятные психологические предпосылки для правильного восприятия личным составом воспитательных влияний.

Пример: подчиненные отработали свою смену, расходятся по домам, а вы оставляете некоторых для воспитательной беседы? В данном случае неплановая воспитательная работа может принести больше вреда, чем пользы.

А от каких факторов зависит личная позиция сотрудника по отношению к воспринимаемым воспитательным воздействиям?

Основными из них являются:

1. Направленность личности – жизненные цели сотрудника, его потребности, мотивы поведения, интересы, их общественная и личная значимость.

2. Эмоционально-волевое состояние (уверен в своих силах или сом­невается, заинтересован или равнодушен, горяч или хладнокровен).

3. Отношение к профессиональной деятельности, к товарищам, к са­мому себе.

4. Степень объективности в оценке своих способностей и возможнос­тей для выполнения предъявляемых к нему требований.

Воспитательный процесс предполагает выполнение некоторых педаго­гических требований общего плана:

1 - любое воспитательное воздействие должно быть педагогически целесообразным.

2 - воспитательное воздействие должно осуществляться с учетом из­менений, происходящих в личности сотрудника.

3 - оно должно учитывать перспективы развития личности сотрудника и коллектива.

Таким образом:

- воспитание - это целенаправленное и организованное взаимодейс­твие воспитателей и воспитуемых по формированию личности нужной и по­лезной обществу.

- воспитание формирует и развивает необходимые качества личности, мобилизует на решение стоящих перед личностью или коллективом задач, предупреждает отрицательные черты и качества в человеке и коллективе, побуждает к самовоспитанию личности.

- воспитательные воздействия на личность и коллектив должны быть определенными, целеустремленными, систематическими.

- закономерности воспитательного процесса отражают те факторы и явления, от которых зависит эффективность воспитательных воздействий.

- воспитательный процесс - процесс творческий, однако, организуя воспитательную работу, командир должен быть личным примером в службе и в быту, а также учитывать личные качества сотрудников и обстановку решаемой задачи.

Вывод по первому вопросу:

Основные цели, содержание, задачи, формы и методы воспитательной работы определены в концепции воспитания личного состава ГПС МЧС РФ, в организационно-методических указаниях воспитательной работы в ГПС МЧС на текущий год и в плане подготовки ГПС МЧС на учебный год.

Стратегические цели воспитания:

1. Формирование и развитие качеств личности гражданина, отвечаю­щих государственным интересам Родины, выработку моральной и психологи­ческой готовности к выполнению своего гражданского и профессионального долга.

2. Подготовка высококачественного специалиста по штатному пред­назначению, способного самоотверженно и качественно решать служебные задачи в любой обстановке.

Зная основные цели, необходимо определить основные задачи воспи­тания сотрудников ГПС.


УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2 Приложение 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Принципы воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.