КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы воспитанияПринципы воспитания – это исходные, руководящие положения, определяющие содержание организацию и методы воспитания в зависимости от целей и задач решаемых профессиональным коллективом. Современная педагогика, концепция воспитания личного состава определяют следующие ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ: - гуманистический характер воспитания; - индивидуальный подход; - воспитание в процессе деятельности; - сочетание требовательности с уважением личности, заботой о человеке; - опора на положительное в личности и коллективе; - комплексный подход к воспитанию; - целеустремленность и конкретность воспитания; - воспитание в коллективе и через коллектив; - единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. Рассмотрим последовательно сущность каждого принципа, основные условия реализации их требований в воспитательной работе командира. Сущность принципа гуманистического характера воспитания заключается в признании ценности каждого военнослужащего как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, создание условий для проявления его способностей, индивидуальных положительных качеств. Основные требования данного принципа изложены в самой его сущности: - гуманное отношение к личности спасателя; - уважение и соблюдение его прав и свобод; - предъявление сотруднику посильных, целесообразных и разумно сформулированных требований; - доведение до сознания воспитуемых конкретных целей их воспитания; - ненасильственное формирование требуемых качеств; - отказ от телесных и унижающих честь и достоинство личности, наказаний; - признание права личности на отказ от формирования тех качеств которые по гуманитарным, религиозным причинам противоречат ее убеждениям. Этот принцип требует от командиров соблюдения нравственных начал в воспитании подчиненных, видеть в каждом подчиненном личность, соблюдая их права, и справедливо, педагогически правильно требовать выполнения их обязанностей как граждан страны, так и сотрудников. Принцип индивидуального подхода в воспитании лежит в основе организации всей воспитательной работе с личным составом. Его сущность состоит в том, чтобы на основе глубокого и всестороннего знания индивидуальных свойств, качеств психологии сотрудников и специфики их проявления в конкретных ситуациях применять такие методы воспитания, которые дадут наибольший воспитательный эффект. Этот принцип требует от командира: - Всесторонне знать индивидуально-психологические особенности каждого военнослужащего; - Уметь диагностировать и знать уровень мышления, мотивы, интересы, установки, направленность подчиненных, отношение к службе, труду, ценностные ориентации, жизненные планы подчиненных; - Привлекать каждого подчиненного к посильным для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей его развитие как личности; - Своевременно выявлять и устранять причины, препятствующие достижению воспитательных целей; - Оперативно менять тактику воспитательного воздействия в зависимости от новых складывающихся условий и обстоятельств; - Максимально опираться на собственную активность личности; - Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитуемых. Принцип воспитания в процессе деятельности предусматривает формирование у сотрудников таких качеств как чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки, состязательности, альтруизма и т.д. Этот принцип требует от командиров: - Добиваться понимания сотрудниками общественной и профессиональной ценности и полезности своей деятельности; - Рационально и эффективно организовывать профессиональную деятельность, поддерживать твердый уставной порядок, контроль за службой, производственной и общественной деятельностью в сочетании с объективной оценкой проделанного; - Активно привлекать сотрудников к учебе, учебно-практическому труду, служебной деятельности, к участию в общественной жизни подразделения, части; - Разумное сочетание профессионального труда с отдыхом и культурным досугом подчиненных. Принцип сочетания требовательности с уважением личности, заботой о личном составе является основой взаимоотношений между сотрудниками. Требовательность командиров приобретает большую воспитательную силу при понимании сотрудниками ее целесообразности и справедливости, при несовместимости ее с грубостью и унижением личного достоинства сотрудников, при предъявлении постоянной, обоснованной и равной требовательности ко всем без исключения, при возрастании ее по мере развития и воспитанности сотрудников, при поддержке общественного мнения коллектива. Педагогические требования и условия реализации данного принципа: - Требовательность к подчиненным предъявлять принципиально и последовательно; - Добиваться осознания сотрудниками смысла и объективной необходимости выполнения предъявляемых требований; - Не допускать формализма, попустительства, уговаривания, мелочной опеки и придирок, предвзятости и грубости; - Предъявлять постоянную требовательность к себе; - Добиваться единства предъявляемых справедливых требований со стороны всех воспитателей. Командир должен помнить, что всякая требовательность, лишенная опоры на знание запросов, нужд сотрудников с заботой о них, защитой их прав теряет свое воспитательное значение. Принцип воспитания опора на положительное в личности и коллективе основывается на выявлении, развитии и поддержании положительных качеств в человеке, в коллективе. Выявление лучших качеств в сотруднике, убеждение его в их наличии и использование их в воспитании - одна из сложных, но необходимых задач командира-воспитателя. Каковы же условия реализации этого принципа в воспитательном процессе? Основными являются: - Изучать и знать положительные индивидуальные качества каждого подчиненного и коллектива и опираться на них; - Показывать сотрудникам их перспективы в воспитании и обучении, бережно относится к росткам нового положительного в личности и коллектива; - Соблюдать чувство меры, педагогический такт в критике недостатков подчиненных; - Терпеливо, целенаправленно вовлекать сотрудников в деятельность, которая позволит им проявлять себя с лучшей стороны, вызовет уверенность в своих силах; - Добиваться искренности и доверительности во взаимоотношениях с подчиненными. Принцип комплексного подхода в воспитании предполагает организацию воспитательного процесса в единстве обучения, воспитания и морально-психологической подготовки. Он также учитывает тот аспект, что в воспитании сотрудников должны принимать активное участие все должностные лица части, подразделения, общественность, сама организация службы, труда и отдыха личного состава, согласованность воспитательных мероприятий по целям, средствам воздействия и времени. Соблюдая этот принцип, можно достичь наибольшего успеха в воспитании при выполнении следующих основных требований: - Организуя проведение каждого учебного мероприятия, учитывать элементы воспитательного воздействия на подчиненных; - Обучать младших командиров методике и методам воспитательной работы с личным составом, анализировать и контролировать их деятельность, оказывать помощь; - Всю систему морально-психологической подготовки сотрудников целенаправленно использовать в формировании у личного состава качеств, необходимых гражданину, защитнику, сотруднику МЧС; - Строго поддерживать уставной порядок в части и подразделении, соблюдать все профессиональные ритуалы и распорядок дня; Целеустремленность, конкретность воспитания как принцип предусматривает конкретную целевую направленность как каждого воспитательного воздействия, так и всего воспитательного процесса с отдельными сотрудниками или с коллективом. Важнейшими требованиями этого принципа являются: - Ясное осознание воспитателями и воспитуемыми целей и задач воспитания; - Недопущение стихийности в отборе и использовании средств, форм и методов решения воспитательных задач; - Плановость, четкая организация и оперативность воспитательной работы; - Настойчивость в достижении воспитательных целей. Воспитание в коллективе и через коллектив основывается на том, что воспитательные возможности коллектива заключаются в силе его общественного мнения. Мнение коллектива обладает свойством неоспоримости, так как здоровый коллектив редко ошибается. Поэтому каждый сотрудник всегда несет моральную ответственность перед коллективом, сообразует свое поведение в соответствии с его требованиями. Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий предполагает взаимопонимание воспитателей во взглядах на цели, принципы и методы воспитания, согласованность в воспитательных воздействиях всех субъектов педагогической системы подразделения, преемственные в воспитании, изучение, развитие и использование опыта воспитательной работы, накопленного в работе с личным составом ГПС МЧС РФ. Требования данного принципа: - Формирование единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания; - Главный упор делать на достижение единого стиля в воспитательной работе и одинаково высокой требовательности всех воспитателей ко всем без исключения сотрудникам; - Проводить согласованную линию командиров по отношению к отдельным сотрудникам и группам сотрудников; - Постоянно повышать свое педагогическое мастерство и подчиненных командиров. Успешное решение задач воспитания сотрудников в значительной мере зависит от глубокого знания и умелого применения командирами основных принципов воспитания, которые являются основными руководящими положениями, отражающие объективные закономерности всего процесса воспитания. Каждый из рассматриваемых принципов отражает какую-то отдельную сторону многообразного и сложного воспитательного процесса. Поэтому все принципы выступают в тесной взаимосвязи, усиливают друг друга, составляют единую систему. Любой принцип применяется не изолированно, а в неразрывном единстве.
Вывод по второму вопросу: Принципы воспитания – это исходные, руководящие положения, определяющие содержание организацию и методы воспитания в зависимости от целей и задач решаемых профессиональным коллективом. Современная педагогика, концепция воспитания личного состава определяют следующие принципы воспитания: - гуманистический характер воспитания; - индивидуальный подход; - воспитание в процессе деятельности; - сочетание требовательности с уважением личности, заботой о человеке; - опора на положительное в личности и коллективе; - комплексный подход к воспитанию; - целеустремленность и конкретность воспитания; - воспитание в коллективе и через коллектив; - единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3 Приложение 3
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |