Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методов воспитания




Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (см. табл. 2).

Таблица 2. Классификация методов по источникам передачи содержания

Группы методов Виды методов Источники передачи содержания
I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.
II группа Практические методы Упражнения, тренировка, самоуправление и др.
III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Другая классификация методов построена на основе структуры личности:

а. методы формирования сознания;

б. методы формирования поведения;

в. методы формирования чувств и отношений.

Классификация:

1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от педагога к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание обучаемого для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Самоутверждение и самовыражение личности происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.

Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями обучаемого о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.

Более подробно остановимся на методе упражнений.

Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Рассмотрим основные из них:

-убеждение;

- упражнение(приучение);

- поощрения;

- примера;

- соревнования;

- метод критики и самокритики;

- принуждения

Убеждение есть метод активного воздействия словом и делом на соз­нание, чувства и волю воина с целью помочь ему осмыслить, понять идеи и требования, в духе которых он воспитывается, внутренне принять их и руководствоваться ими при решении практических задач. С психологической точки зрения, задача состоит в том, чтобы сформировать у подчиненного соответствующую систему личных убежде­ний, определяющих линию его поведения.

По своей психологической структуре убеждения - это знания, про­шедшие эмоциональную сферу и насыщенные волевыми устремлениями. Личные убеждения, которые сложились у человека поколебать трудно, а порой, и не возможно.

Убежденный человек принципиален в своих поступках и отстаивает свои мнения с величайшим упорством и настойчивостью. Офицер с помощью метода убеждения устанавливает духовный контакт сотрудниками, овладевает их мыслями и чувствами, достигает полного взаимного доверия.

Характер воздействия методом убеждения определяет средства, при помощи которых эти воздействия осуществляются. Такими средствами явля­ются:

ВО-ПЕРВЫХ, убеждение словом. Одним из главных средств, при помощи которых командир воздействует на сознание, чувства и волю подчиненного явля­ется живое, яркое слово.

Будучи многообъемлющим раздражителем, слово может воздействовать на все стороны психики человека: на его ум, чувства и волю.

Командиры используют слова для решения воспитательных задач путем:

а) Разъяснения, которое применяется в тех случаях, когда сотруднику сообщается незнакомый материал, или когда он не разобрался, не усвоил смысла выдвинутых положений, требований, Разъяснительная работа ведет­ся воспитателем постоянно. Особенно она необходима в воспитании моло­дых сотрудников, еще не усвоивших порядок и правила службы.

б) Доказательства - когда воин хотя и понял суть предъявляемых к нему требований, норм поведения, но внутренне остался неуверенным в их правоте и необходимости. Сущность доказательства заключается в том, чтобы логично, при помощи различных аргументов доказать подчиненному то или иное положение.

в) Опровержение - когда приходится не убеждать, а переубеждать сотрудника, то есть развенчивать в какой-то степени сложившиеся ошибочные взгляды, оно имеет целью расчистить путь для внедрения в сознание сотрудника новых, правильных положений.

Путь переубеждения является наиболее трудным, т.к. от своих взглядов, даже если они не верны, человек отказывается не сразу, а в результате преодоления сомнений, колебаний, что связано с большой внутренней работой его ума, чувств и воли.

Какие же аргументы или приемы используют воспитателя для воздейс­твия на воина словом в целях его убеждения? Наиболее широкое применение в качестве доводов у офицеров находят факты и положения, ранее доказанные наукой.

К ним относятся чаще всего требования уставов, инструкций и наставлений. А также в целях обоснования выдвинутых положений воспитатели прибегают к ряду приемов, помогающих сделать систему аргументов более убедительной. Активно применяются следующие приемы:

- использование фактов (цифр, примеров);

- сравнение, противопоставление, аналогия и т.д;

- доказательство от противного;

- ссылка на документы, авторитет лиц коллектива;

- демонстрация опытов, наглядных пособий и др.

Все пути, средства и приемы воздействия словом между собой тесно связаны и применяются в различных сочетаниях. Однако, для убеждения очень важно правильно подобрать и подать факты, так как они обладают рядом свойств: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Дело в том, что факты можно подбирать и подавать произ­вольно и на основе этого делать совершенно неправильные, субъективные выводы.

ВО-ВТОРЫХ, убеждение делом, которое органически связано с убежде­нием словом.

Убеждение делом, работой, "проповедь действия" особенно нужны тогда, когда требуется доказать воплощение идей в практику, побудить подчиненных к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих ус­ловиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой пример. Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа и опыта офицера, или показом опыта других, или убеждение сотрудников на их личном опыте, которое заключается в такой организа­ции их деятельности, чтобы они приходили к правильным выводам в ре­зультате собственного опыта практической работы. В этом отношении большое значение имеет активное участие каждого в решении задач, стоящих перед подразделением, вовлечение его в общественную деятельность, ор­ганизацию и проведение различных мероприятий воспитательного характе­ра.

Мастерство убеждения доступно каждому офицеру, но для этого необ­ходимо приобрести определенные навыки, а именно:

- научиться четко и ясно определять в чем следует убедить подчиненных;

- уметь выбрать и применить средства и приемы убеждения, которые наиболее пригодны для подчиненных.

Для успешного применения метода убеждения офицеру необходимо не только владеть техникой убеждения, но и обеспечивать определенные ус­ловия идей, повышающие эффективность убеждения.

Эффективность убеждения достигается:

1. Личной убежденностью офицера в то, в чем он стремиться убедить своих подчиненных.

Отсутствие у офицера личной убежденности очень быстро улавливает­ся подчиненными. Ведь в таком случае в речи офицера чувствуется нере­шительность, робость, недостаточность аргументации, а это ослабляет силу ее воздействия.

2. Научностью и достоверностью в освещении действительности.

Это условие требует от воспитателя изложения выдвигаемых положе­ний со строго научных, объективных позиций, не допуская элементов уп­рощенчества, вульгаризации, односторонности, Оно обязывает офицера нести сотрудникам правдивую информацию, что способствует успешному решению боевых задач.

Под влиянием правдивой объективной информации у сотрудников складыва­ется ясное понимание и правильная оценка социальных событий, характера и особенностей выполнения боевой задачи, верное представление о её сложности и собственных возможностях.

3. Знанием командиром запросов, настроений и индивидуальных осо­бенностей подчиненных. Глубокое знание своих подчиненных позволяет командиру осущест­влять в любой конкретной педагогической ситуации индивидуальный подход к каждому, четко и ясно определить, в чем следует убедить сотрудников, кому из них и какая именно нужна духовная пища; избрать и приме­нить те средства и приемы метода убеждения, которые будут наиболее ре­зультативны в отношении каждого подчиненного с учетом его качества, характера, темперамента.

4. Ясностью, доходчивостью, наглядностью разъяснений и доказа­тельств, эмоциональностью и доступностью речи офицера. Это достигается правильностью речи, стилистикой, разъяснением на­учных терминов и малоизвестных слов, умелым использованием интонации, логических ударений, цитат, крылатых выражений, афоризмов, отрывков из художественных произведений, кинофильмов, звукозаписи, жестов, мимики, ритма, наводящих вопросов, пауз и т.д. Все эти средства несут дополни­тельную информацию, обогащают смысловое значение произносящих слов, фраз.

Эмоциональность речи офицера, ее страстность привлекает внимание подчиненных, повышает интерес, усиливает убедительность. Эмоциональная речь убеждает сильнее, чем идентичная по содержанию, но монотонная и скуч­ная.

5. Умением офицера располагать к себе подчиненных, завоевывать их доверие, добиваться взаимопонимания.

Это легче достигается, если он сам благоволительно относится к ним, любит и уважает их. Сердечность, теплота, искренность офицера, его заинтересованность в том, чтобы его правильно поняли, позволяет ему завоевывать чувства воинов и легче донести до их сознания необхо­димые мысли.

Чаще всего сочетание нарушается между убеждением и методом при­нуждения. Этот недостаток наблюдается прежде всего в работе молодых офицеров. Одни из них, придя в часть, стремятся строить свою работу, используя только средства убеждения, всячески избегая при этом приме­нения принудительных мер. Не получив желаемых результатов, отдельные из них становятся на путь уговаривания подчиненных, допускают элементы панибратства. Другие преувеличивают роль принуждения, увлекаются взыс­каниями, думая, что этим проявляет высокую требовательность. Все это приводит к обратным результатам: к потере делового контакта, к ухудше­нию дисциплины и порядка.

Умелое сочетание убеждения с другими методами воспитания повышает действенность не только основного метода, но и воспитательной работы в целом.

Таким образом, метод убеждения является главным методом воспита­ния воинов и при правильном сочетании его с другими методами он позво­ляет успешно формировать у воинов сознательное отношение к своим обя­занностям, создать прочные идейные основы их поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.