Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ

 

 

Критерий сравнения Индикативная модель Директивная модель
1.Разработка прогнозов     Эконом. информация является товаром=>прод-ся и покуп-ся=>гос. и частн. аналитические центры покупают её и разрабатывают альтернативн.прогнозы=>федеральн. и регион. власти составляют макропрогноз на основе нескольких альтернативн. вариантов=>прогнозы более достоверны Эконом. информация сосредоточена в руках гос-ва=>на ее основе головной госуд. НИИ разрабатывает единственный безальтернативный прогноз=>вероятность ошибки весьма велика
2.Оценка текущего положения дел         3.Генерирование целей     На альтернативной основе осуществляется как госуд., так и частн. аналит. центрами; при разработке макроэкон. плана учитываются разные оценки   Цели развития определяются как сглаживание или устранение существующих или потенциальных (выявленных прогнозом) макроэкономических или корпоративных проблем На основе полученных от исполн-ей отчетов, осуществл-ся чиновниками министерств и главков, которые сами от планируемого объекта значительно удалены и часто владеют не вполне достоверной информацией   Цели определяются в соответствии с государственными приоритетами развития экономики по принципу «от достигнутого»
4.Разработка плана мероприятий   План мероприятий разрабатывается гос. органом, облеченным властью на данной территории решать соответствующие проблемы или корпорат. Центром; планируемые мероприятия сопровождаются льготами для тех представителей частного бизнеса (подразд. корпор.), которые подключатся к выполнению намеченных мероприятий; мероприятия доводятся до потенциальных исполнителей в форме пожеланий План мероприятий разрабатывается центральными гос. органами; мероприятия доводятся до исполнителей в форме приказа, обязательного к исполнению, отчет об исполнении обязателен
5.Распредел-е работ между исполнителями (принятие решения)     Сопоставив свои затраты на выполнение мероприятий и получаемые от этих мероприятий выгоды (льготы), частный предприниматель сам решает: будет он участвовать в выполнении этих работ (возможно, даже бороться за получение гос. заказа), или нет Кто, что, как, из каких ресурсов будет делать, у кого что получать, кому что отгружать, по каким условным ценам, - все решает соответствующий государственный орган
6.Финансирование и выполнение работ   Выполнение работ финансирует предприниматель, получивший льготы и, возможно, субсидии или субвенции; он вкладывает в дело значительные суммы собственных средств, что гарантирует его стремление к рентабельности функционирования и эффективному расходованию средств в целом; лично приняв решение об участии в работах и взяв на себя определенные обязательства, он стремится к качественному и своевременному выполнению работ Выполнение работ финансируется государством за счет средств госбюджета, следовательно, личной заинтересованности субъекта, выполняющего работы, в эффективном расходовании средств, нет, след-но, эффективность снижается; получив приказ «сверху», исполнитель не очень стремится к макс. качественному и своевременному выполнению работ
7.Обоснованность выполняемых мероприятий   Поскольку окончательное решение о выполнении или невыполнении мероприятий принимает субъект, непосредственно работающий на планируемом объекте, владеющий точной и полной информацией об объекте и ближней внешней среде, имеющий возможность лично контролировать ситуацию, выполняемые мероприятия вполне обоснованы Поскольку решение принимается планирующим субъектом, находящимся в «центре» и значительно удаленным от планируемого объекта, следовательно, владеющим не совсем точной и, вероятно, устаревшей информацией, Обоснованность мероприятий снижается
8.Оформление отчета     Отчет требуется от фирм, подключившихся к работам для обоснования получения льгот Отчет требуется от всех субъектов=>отчетов много=>сложно проверить (из центра) достоверность их всех=>появляется значительное количество “липовых” отчетов
9.Эффективность модели Модель более эффективна т.к.: 1.Предприниматель вкладывает в дело значительные собственные средства и => стремится к получению прибыли 2.Решения о тех или других действиях, способах решения проблем или выполнения нужных операций принимает субъект, владеющий достоверной информацией и способный быстро вмешиваться в ход работ, корректируя ситуацию => ошибочных и безрезультатных действий избежать можно=> нецелесообразного расходования средств меньше Модель менее эффективна т.к.: 1.В каждом конкретном случае в дело вкладываются государственные средства и никто не несет за эффективность их расходования экономической персональной ответственности 2.Решения принимаются в «центре», на основе не вполне достоверной информации, к тому же прогноз был безальтернативным => вероятность ошибочных и безрезультатных действий повышается=> нецелесообразного расходования средств избежать трудно, и сами цели часто вызывают сомнение
10.Действенность модели Модель менее действенна, т.к. возможности концентрации средств нации на требуемых направлениях ограничены волей частных предпринимателей => если частный капитал считает, что тратиться на то, чего сейчас хочет государство, не стоит, цели могут остаться не достигнутыми Модель более действенна, т.к. позволяет концентрировать средства и усилия всей нации на требуемых направлениях => она позволяет с большей вероятностью достигать поставленных целей, невзирая на эффективность

 

Как видим, обе модели имеют плюсы и минусы, но, если они используются параллельно, то недостатки одной методологии компенсируютсяпреимуществами другой. Именно это привело к тому, что в реальных национальных системах планирования директивная и индикативная модели используются одновременно. Пропорции их сочетания в разных странах и корпорациях различны, более того, они изменяются во времени даже в рамках одной страны или фирмы, но, как правило, обе модели оказываются представленными.

Общее правило сочетания таково: по мере движения с низшего уровня внутрифирменного планирования и управления к высшему, по мере дальнейшего движения от внутрифирменного управления к государственному макроэкономическому планированию и управлению, директивность сокращается, а индикативность нарастает. В условиях стабильного поступательного развития экономики, когда для максимизации прибылей предпринимателям надо предоставить свободу действий, индикативность нарастает, а директивность, соответственно, снижается. В условиях длительного застоя экономики или кризиса, когда частных предпринимателей надо подстраховать от опасности получения существенных убытков, директивность нарастает, а индикативность сокращается.

Национальные особенности сочетания таковы: в США, при прочих равных условиях, индикативность всегда оказывается выше, чем у других промышленно развитых стран, а директивность – ниже. Несколько большей будет доля директивности, а индикативность, соответственно, сократится, в Японии и странах Западной Европы. Среди промышленно развитых стран рекордсменом по использованию директивности будет Швеция, где в конце 80-х годов 20 века иногда отмечалось даже преобладание директивности над индикативностью. Плановая система СССР практически полностью опиралась на директивность. Современная российская плановая система также в значительной степени опирается на директивные механизмы.

Не сложно заметить, что индикативная система корнями своими уходит в ценности Классической политэкономии, а директивная – в приоритеты Кейнсианской и даже марксистской школ. Поэтому совмещение директивности и индикативности в практике управления можно рассматривать как механизм функционирования смешанной экономики.

Наиболее удачной формой целесообразного совмещения индикативного и директивного планирования является целевая комплексная программа (ЦКП), т.е. – система мероприятий, направленных на решение реально существующей или потенциальной макроэкономической проблемы, которые заранее взаимоувязаны по срокам выполнения и ресурсам. Ту часть мероприятий, выполнение которых требует законотворчества, связано с очень высоким риском, стратегическими проблемами национальной экономики или другими причинами, препятствующими успешному функционированию частного капитала, государство берет на себя и осуществляет директивными методами. Те же мероприятия, которые могут быть успешно выполнены частными предпринимателями (в значительной степени за счет их средств), в форме рекомендаций, подкрепленных перечнем льгот, дающих существенную выгоду, доводятся до соответствующих субъектов и распределяются среди желающих по конкурсу, часто в форме тендерных торгов. ЦКП отличается еще и тем, что все финансовые и товарные потоки по программе согласовываются заранее, чтобы после начала работы избежать сбоев.

Поскольку получение госзаказа дает гарантированный сбыт продукции, что важно в условиях насыщенного рынка, желающих работать на него обычно хватает. Когда, в силу определенных причин, госзаказ на какие-то работы или поставки оказывается не распределенным, могут быть предложены по этим мероприятиям дополнительные льготы. Если это не помогает, по-видимому, при высокой их значимости, такие мероприятия придется выполнять за счет государственной части программы и, следовательно, госбюджета.

ЦКП могут осуществляться как на федеральном, так и на региональном или местном уровне. Тогда они будут разрабатываться соответствующими властными органами и частично финансироваться за счет соответствующих бюджетов. Аналоги ЦКП разрабатываются и реализовываются и в рамках корпораций, не всегда очень крупных.

Для современной российской экономики методология ЦКП имеет исключительное значение, т.к. она позволяет за счет концентрации средств и грамотного управления финансовыми потоками (их согласования) в условиях резкой ограниченности финансовых средств реально решать проблемы.

Таким образом, планирование есть объективная потребность сложной экономической системы, и чем сложнее и масштабнее система, тем нужнее ей это планирование. Поэтому макроэкономическая система нуждается в планировании так же, как и корпоративная или производственная. Цель планирования – сохранение внутренних пропорций системы в условиях переменчивой внешней среды. Планирование с наибольшим уровнем вероятности достигает своих целей, если плановая система параллельно использует и индикативные, и директивные механизмы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 5 | Тема 14. Процессы глобализации и мировая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.