КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международный бизнес: сущность, этапы развития, характерные черты
Тема 2.1 Международный бизнес: сущность, этапы развития, характерные черты Лекция 3. Теория социального капитала с 1960 по настоящее время Теория человеческих ресурсов с 1950 – 1960 гг. На разработку теории человеческих ресурсов большое влияние оказали системный (с сер. 70 – х гг.), процессный (к. 50-х гг) и ситуационный (80 – е гг.) подходы. Эта теория входит в стратегический менеджмент, предполагающего, что функция УП это компетенция высших должностных лиц организации. В этой теории обобщены знания о специфики чел. ресурсов. Итак,
Однако существует разрыв между установками и их практическими реализациями. Например, несовместимость проявилась на практике между командной работой и оплатой труда индивида в зависимости от её эффективности. Более того, ставка на сознательное и ответственное выполнение функций работника по сути стала маскировать приемы сверх эксплуатации и служит инструментом нейтрализации действий профсоюзов. Понятие социальный капитал характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе. Вывод этой теории таков инвестиции в образовании человека обладает большей отдачей чем инвестиции в технику, оборудование, т.к. работник получает удовлетворение от от труда. Социальный капитал соотносим лишь с конкретной организацией. В понятии «СК» отражаются характер социальных отношений, прежде всего нравственных, сложившихся в организации между ее персоналом, культура взаимодействия, компаративная система ценностей. Он формируется целенаправленно и в течении определенного времени. Выводы: Сегодня не существует однозначной концепции УП. История теории Уп показывает что этот процесс был эволюционным. Более того, подходы в управлении имеют характер мозаики и весьма сложно образовать какую-либо однородную идею. Поэтому теория управления кадрами находится в стадии своего развития. Раздел 2. международный бизнес На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться: 1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановый, имеет главной своей целью извлечение прибыли. 2. Несмотря на то, что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнёрами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой - некое правительственное учреждение другой страны, всё же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные - в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации). Иными словами, международный бизнес - это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах. Всё вышесказанное относится к бизнесу как таковому, но необходим ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость выхода фирмы за границы собственной страны? 3. Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран - третьей и т. д. обеспечивают вовлечённым в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это - ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового. Конкретные выгоды международного бизнеса связаны с получением большей прибыли с учетом следующих факторов: -доступ к иностранным рынкам рабочей силы (цена, квалификация); -выход к месторождениям полезных ископаемых и источникам сырья; -выход на новые рынки сбыта; -увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции (эффект масштаба и кривая опыта); -снижение валютных рисков. В зависимости от целей анализа и выбранного критерия различают товарную и географическую структуру международного бизнеса Характерные черты международного бизнеса: 1. Главная цель – получение прибыли, используя дополнительные преимущества выхода за границы национальных рубежей. 2. Предприниматели используют дополнительные экономические возможности, обусловленные: - ресурсными особенностями зарубежных рынков; - емкостью зарубежных рынков; - правовыми особенностями зарубежных стран; - спецификой межгосударственных (межстрановых) политических и экономических взаимоотношений. 3. Международный бизнес существенно зависит от уровня интернационализации: от разовых поставок до развитой структуры МНК. 4. Вследствие интернационализации любому бизнесу становится максимально доступным глобальный бизнес – сервис: научные, финансовые, транспортные и др. услуги. 5. Учет в международном бизнесе культурного фактора, т.е. совокупности требований и ограничений, налагаемых культурой данной страны на тех, кто ведет с ней бизнес. 6. Глобальный характер международного бизнеса является его важнейшей чертой, т.к. охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т.д. 7. Международный бизнес включает лучшие национальные достижения и все лучшее в мировой практике, поэтому он принципиально более высокого уровня, нежели в любой стране. 8. «Мультиповерхность» соприкосновения с рынком и «экстрагирование» лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу впитывать все лучшее в мировой практике. 9. Информация – главный стратегический ресурс, а адаптаптивность – главное стратегическое оружие. 10. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной отрасли) могут быть иначе расценены международной фирмой, поскольку они могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса. 11. В отличие от внутригосударственной конкуренции, международный бизнес может ощущать поддержку своей страны в борьбе с конкурентами во многих неявных формах. Наиболее известная периодизация развития международного бизнеса разработана известным американским исследователем Ричардом Робинсоном. В соответствии с его концепцией историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков делится на четыре эры: коммерческая, эра экспансии, концессий и национальных государств. - Коммерческая эра (1500- 1850 гг.) – начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой ХIХ в. Именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более двухсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса также были очень велики, связанные с далекими морскими путешествиями, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была мощным стимулом, вовлекавшим в этот международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. - Эра экспансии (1850 – 1914 гг.). В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала ХIХ в. и последующими достижениями технологического развития. В этот период осуществился переход от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам международного бизнеса. - Эра концессий (1914 – 1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании – концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные и зачастую полицейские функции не только для своих работников, но и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов - Эра национальных государств (1945 – 1970 гг.) имеет две особенности развития. С одной стороны, это – становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический бизнес и некоторую кадрово – технологическую структуру. С другой же стороны – все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Это стало первым толчком для существенного развития международного бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых финансовых инвестиций. Таким образом, развитие международных рынков капитала получило новый импульс, что обусловило появление и развитие новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга. Период после второй мировой войны, называемый четвертой эрой, включает следующие периоды: Послевоенная декада (1945 – 1955 гг.), которой присуще возникновение многочисленных международных фирм, прежде всего в США, которые осуществляли эффективный трансфер ресурсов между странами и экспорт американского менеджмента. 1. ^ Период роста (1955 – 1970 гг.). В этот период возникли крупные международные фирмы и начала проявляться международная конкуренция. 2. Кризисный период (1970 – 1980 гг.). В условиях кризиса в практику международного бизнеса внедряются конкретные корпоративные стратегии, системы управления политическими рисками, разрабатываются механизмы формирования международных корпоративных культур, объединяющих организационную и национальную культуры. 3. ^ Новый международный порядок (после 1980 г.). Все большее значение приобретают процессы глобализации и создание глобальных предприятий. Это проявляется, прежде всего, в увеличении прямых иностранных инвестиций. Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами из более чем одной страны. В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями. Чем международный бизнес отличается от коммерческой деятельности внутри одной страны? Если говорить кратко, внутреннее предпринимательство сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы одного государства, в то время как международные деловые операции пересекают эти границы. Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду других признаков, среди которых можно перечислить следующие: -в разных странах, вовлеченных в международный бизнес, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости -конвертирования валюты по меньшей мере одной из сторон; -существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством. В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми, что является самой трудноразрешимой проблемой для международных менеджеров; между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны; для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов. Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов. Таким образом, способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов могут различаться в зависимости от конкретных условий той или иной страны. 2. 3. ^ Глобализация и интернационализация международного бизнеса Суть глобализации заключается в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами мира. Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды. В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации: - технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций; - культурный: изменение культурных традиций и социальных условий, но не в сторону развития мировой культуры, а в направлении расширения господствующих в развитых странах культурных ценностей; - э кономический: либерализация мировой торговли в рамках ВТО. Результатом этого является постоянный рост международной деятельности предприятий, переплетение и взаимная зависимость народных хозяйств; - политический: возрастающая международная мобильность предприятий и их возможностей обостряет конкуренцию между государствами и ограничивает их суверенитет. Т.о., государства все меньше и меньше могут выполнять свои возрастающие социальные задачи; - социальный: глобализация усиливает различие социального уровня развитых и развивающихся стран; - экологический аспект: экологические проблемы, имеющие глобальные причины и последствия (глобальное потепление, озоновая дыра, загрязнение воды и воздуха) можно разрешить только совместными усилиями всех стран. Процессы глобализации охватывают разные регионы мира и стимулируют фирмы к поиску лучших условий деятельности. Учитывая внутреннюю противоречивость процессов глобализации, международные корпорации (МК) выбирают взвешенные стратегии своих действий в разных регионах мира. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу по трем направлениям: 1. с местными конкурентами данной страны; 2. с иностранными конкурентами в данной стране; 3. с иностранными конкурентами на зарубежных рынках. Чтобы добиться успеха в условиях глобализации, МК приходиться предлагать, а местным фирмам принимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений - так называемые пакеты развития, включающие основные аспекты бизнеса. Таким образом, для реального продвижения бизнеса к эффективному производству товаров и услуг необходимо использовать комплекс «пакет развития», включающий капитал, технологии, информацию, квалификацию и компетенцию персонала, рекламную и консалтинговую поддержку, сбытовую сеть и т.д. Конечно, можно использовать части пакета от разных фирм и дешевле, но в этом случае достижения мирового уровня производственных процессов замедляются. В этой связи необходимо обратить внимание на эффективность внедрения в Украине «пакетов развития» международных корпораций «Мак – Дональдс», «Кока – Кола», «Лукойл» и т.д. ^ Интернационализация бизнеса и менеджмента – объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций. С развитием процессов интернационализации формы международного бизнеса изменяются от простых к сложным. Различают следующие формы международного бизнеса: - экспорт (импорт); - лицензирование; - управленческие контракты; - совместные предприятия; - международные корпорации. Следует отметить, что в современных условиях внешнеторговые операции (самая простая форма международного бизнеса) составляют свыше 80% объемов международного бизнеса. В настоящее время наблюдается модернизация экспорта. Наиболее распространенными формами такой модернизации являются локальное складирование и продажа (завоз большой партии товаров на склады с целью сокращения транспортных расходов) и локальная сборка и продажа (экспорт комплектующих деталей, сборка и продажа в различных странах). Лицензирование означает передачу прав интеллектуальной собственности партнеру с ругой страны на условиях получения определенных доходов. Разновидностью его является франчайзинг. ^ Управленческие контракты являются способом направления фирмой части своего управленческого персонала в другую страну для оказания поддержки или выполнения специализированных управленческих функций в течение установленного периода за определенную плату. ^ Совместным предприятием называют такие международные фирмы, которые имеют двух или более учредителей – юридических лиц из разных стран. Международные корпорации представляют собой предприятия с прямыми иностранными инвестициями, когда зарубежные филиалы являются собственностью компании. Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами из более чем одной страны. В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с цельюпродажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями. Чем международный бизнес отличается от коммерческой деятельности внутри одной страны? Если говорить кратко, внутреннее предпринимательство сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы одного государства, в то время как международные деловые операции пересекают эти границы. Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду других признаков, среди которых можно перечислить следующие: -в разных странах, вовлеченных в международный бизнес, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости конвертирования валюты по меньшей мере одной из сторон; -существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством. В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми, что является самой трудноразрешимой проблемой для международных менеджеров; -между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны; -для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов. Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов. Таким образом, способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов могут различаться в зависимости от конкретных условий той или иной страны.
В большинстве случаев базовые навыки и знания, необходимые для успешной работы менеджера в сфере международного бизнеса и внутренних деловых операций, не отличаются по своей сути. Например, менеджеры по маркетингу должны осуществлять анализ нужд и пожеланий целевых потребителей независимо от того, заняты ли они в сфере международного или национального бизнеса. Тем не менее, несмотря на тождественность общего подхода к ведению бизнеса, не подлежит сомнению тот факт, что степень сложности работы менеджера, занятого в сфере международного бизнеса, намного выше по сравнению с аналогичной работой, выполняемой в рамках одной страны. Специалисты, занимающиеся международным бизнесом, должны быть хорошо осведомленными в вопросах культурных, законодательных, политических и социальных различий между странами. В круг обязанностей таких специалистов входит правильный выбор стран, где будет продаваться продукция компании, и стран, где будут приобретаться необходимые ресурсы. Кроме того, в обязанность специалистов, работающих на международные компании, входит координация деятельности зарубежных дочерних предприятий компании в соответствии с нормами, принятыми налоговыми и другими контролирующими органами соответствующей страны, а также других стран, где они ведут свои деловые операции.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |