Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Таким образом, предпринимательство – важнейший фактор производства, который для оптимального функционирования экономической системы должен иметь определенное




Таким образом, предпринимательство – важнейший фактор производства, который для оптимального функционирования экономической системы должен иметь определенное количество и качество. В зависимости от масштабов или сфер деятельности, можно выделить несколько видов предпринимательства, которые очень взаимозависимы и часто друг без друга не могут существовать.

 

Организационной формой предпринимательства является фирма. Фирма - способ организационного оформления предпринимательской деятельности, или организационная единица экономики, которая во внешней среде закупает ресурсы и продает произведенный товар с целью получения прибыли. Фирму нельзя путать с предприятием, которое есть производственная единица фирмы, непосредственно трансформирующая ресурсы в целевой продукт. В рамках одной фирмы может функционировать как одно единственное предприятие, так и множество, до нескольких тысяч.

Фирма всегда существует и развивается в определенных условиях, которые называют средой. Принято выделять два вида среды: внутренняя и внешняя. К внутренней среде относятся те факторы деятельности, которые подконтрольны фирме: целевой продукт, системы управления качеством и затратами, система начисления зарплаты и т.п. К внешней среде относятся те факторы деятельности, которые фирме не подконтрольны: законодательные ограничения деятельности, налоговый пресс, климатические условия и т.п. Некоторые факторы внешней среды нельзя считать внешними на 100%, поскольку в определенной степени фирма может на них влиять, к ним относятся спрос, позиции конкурентов и даже законодательство, которое крупные фирмы могут корректировать через систему лоббирования. Кроме того, выделяют два уровня внешней среды: ближняя и дальняя. К ближней внешней среде относятся те факторы, которые при определенных обстоятельствах могут войти во внутреннюю среду, а к дальней – те, которые вряд ли войдут во внутреннюю среду организации когда-либо.

Главная задача любой фирмы – обеспечить себе долгосрочную выживаемость и конкурентоспособность, то есть способность успешно конкурировать на рынке с производителями однородной продукции по цене, качеству и другим важным параметрам продукта. Универсальным механизмом обеспечения долгосрочной конкурентоспособности являются: соблюдение условий модели «вход-выход», снижение издержек, повышение качества продуктов, диверсификация производства, удовлетворение новых потребностей за счет создания и производства новых товаров, создание и развитие систем менеджмента и маркетинга.

Модель «вход - выход» иначе называется «затраты - выпуск». Ее суть заключается в следующем: совокупные цены ресурсов, вошедших во внутреннюю среду фирмы, должны быть меньше, чем совокупные цены проданных товаров. Если весь «вход» имеет цену меньшую, чем весь «выход», значит фирма сумела достаточно эффективно использовать ресурсы и продать продукт с выгодой для себя. Равенство между «входом» и «выходом» означает бесприбыльное, но и безубыточное функционирование фирмы в данный момент времени. Это не очень позитивно, поскольку фирма в такой ситуации не имеет достаточных средств для финансирования развития производства. Превышение стоимости «входа» над стоимостью «выхода» означает, что фирма имеет значительные проблемы, которые могут даже в среднесрочной перспективе обернуться неспособностью расплатиться по кредитам и, следовательно, банкротством.

Снижение издержек – один из наиболее выигрышных способов повышения конкурентоспособности, поскольку он позволяет добиваться ее роста практически без дополнительных затрат. Надо помнить: снижение издержек не должно стать самоцелью, оно есть рычаг повышения конкурентоспособности только в том случае, если со снижением издержек качество, технологические и технико-эксплуатационные характеристики товара не ухудшаются. Повышение издержек – не всегда отрицательный момент. Оно позитивно, если издержки и, следовательно, цены растут меньшими темпами, чем качество, эксплуатационные характеристики и технологический уровень выпускаемого продукта. Поэтому, говоря об издержках, целесообразнее под способом повышения конкурентоспособности иметь ввиду не столько их снижение, сколько оптимизацию, то есть сокращение до разумных пределов, позволяющих произвести целевой продукт с нужными параметрами и достаточно высоким качеством.

Так или иначе, при прочих равных условиях, снижение издержек позволяет снизить цены и увеличить долю рынка за счет привлечения дополнительных покупателей. Чем выше уровень эластичности спроса, тем в большей степени, при определенном снижении цены, увеличится спрос на продукт данного товаропроизводителя и, следовательно, его доля рынка, а также - выручка.

Если достигнуто очень значительное снижение затрат, лишь на часть этого снижения полезно снизить цену, а остальная часть лага между индивидуальными издержками производителя и сложившимися для данного товара общественно-необходимыми затратами, послужит основой для формирования дополнительной прибыли, которую целесообразно направить на финансирование программ повышения качества и создания, разработки, проектирования новых товаров.

Повышение качества, как способ укрепления конкурентных позиций, в отличие от снижения затрат, практически всегда требует дополнительных расходов. Конечно, в целях снижения затрат, очень полезно разрабатывать специальные программы, но они стоят не дорого. Программы же повышения качества на стадиях внедрения и реализации требуют значительного финансирования, направляемого на обучение кадров, совершенствование или замену оборудования и т.п. Повышение качества, даже при некотором повышении цены, позволяет привлечь дополнительного покупателя, расширяя долю рынка и увеличивая выручку.

В условиях рыночной экономики, с ее не всегда вполне предсказуемой динамикой, особо актуальным является такой способ повышения конкурентоспособности как диверсификация производства. Под диверсификацией понимается проникновение фирмы в новые для нее виды деятельности и функционирование в нескольких отраслях промышленности и даже сферах экономической деятельности одновременно. Наличие диверсифицированного производства позволяет фирме маневрировать в динамичной рыночной среде. Когда в одном из секторов рынка конъюнктура ухудшается, то есть спрос падает и, следовательно, возникают проблемы с реализацией продукта, диверсифицированная фирма имеет возможность из этого сектора перевести свои средства в другой, где конъюнктура высокая, обеспечивая эффективное использование этих средств. После восстановления в покинутом секторе благоприятных условий функционирования, средства туда можно вернуть. Маневрируя таким образом, фирма обеспечивает достаточно эффективное использование своих средств.

Монопродуктовая фирма, которая производит либо только один вид продуктов, либо несколько однотипных товаров, возможности такого маневрирования лишена. При возникновении в ее отрасли кризисных тенденций, такая фирма имеет серьезные проблемы. На целесообразность диверсификации производства в условиях рынка следует обратить пристальное внимание современным российским фирмам, как небольшим, так и гигантам отечественной экономики.

Мы уже знаем, что фирмы всегда функционируют в условиях конкуренции. Она вынуждает их в каждый данный момент времени обеспечивать для себя конкурентные преимущества. Сначала такие преимущества искались в обеспечении источниками сырья и максимизации на этой основе объема производства, что позволяло расширять присутствие на рынке. Затем появилась конкуренция за цену, в ней побеждал тот, кому удавалось сопоставимый с другими продукт произвести с меньшими издержками и продать дешевле. Потом конкуренция за цену переросла в конкуренцию за оптимальное соотношение цена-качество, то есть побеждать стал тот, кто при равнозначных затратах обеспечивал более высокое качество. Несложно понять, что обеспечение прироста качества при прежнем уровне затрат однажды оказывается невозможным, ибо единица прироста качества получает слишком высокую стоимость, вынуждая производителя повышать цену и, следовательно, терять преимущество.

После этого предприниматели стали обеспечивать свое конкурентное преимущество за счет поиска новых рыночных ниш, связанных с новыми, пока еще не удовлетворенными потребностями, производства и реализации требуемых этими нишами новых товаров. То есть сложилась так называемая конкуренция новых товаров. Преимущество в этом случае заключается в отсутствии на рынке конкурентов в течение определенного промежутка времени. Функционируя в условиях монополии, производитель может получать монопольно высокую прибыль. С другой стороны, новатор определяет тенденции развития базовых для его рынка технологий, что, конечно, связано с немалым риском, но позволяет, в случае удачи, диктовать рынку свои условия.

В начале 90-х годов 20 века в мировой экономике сложилась ценовая конкуренция новых товаров. Об этом говорит следующий факт: практически одновременно разные фирмы стали выбрасывать на рынок новые товары с примерно одинаковыми параметрами, и победителем оказывался тот, кто, обеспечив нужные характеристики объекта, мог снизить цену.

Любое конкурентное преимущество может быть обеспечено только, если в фирме созданы, должным образом развиты и оптимально работают системы менеджмента и маркетинга. Система менеджмента – упорядоченный определенным образом набор элементов и факторов, управляющих работой фирмы. Именно система менеджмента, эффективно работая, призвана обеспечить производство целевого продукта к нужному моменту времени, с желаемым качеством и приемлемыми затратами, а также – соответствующий современным требованиям технологический уровень этого продукта. Современная система менеджмента состоит из трех основных блоков: теория, практика и искусство менеджмента. Под искусством менеджмента понимается способность менеджера (профессионального управленца) в нужный момент применить на практике соответствующие передовые достижения управленческой мысли. Система маркетинга – упорядоченный набор элементов, управляющих ассортиментом продукции, выпускаемой фирмой. Именно эффективно работающая система маркетинга призвана обеспечить соответствие товаров, производимых фирмой, текущим требованиям рынка. Цель системы маркетинга – организовать работу фирмы таким образом, чтобы в производство запускались только те виды и модификации продуктов, о которых точно известно, в каком количестве, с какими параметрами (качество, эксплуатационные характеристики, цена) они нужны рынку. Эта цель может быть достигнута на основе детального анализа рынка, выявления контингента потенциальных покупателей, оценки их приоритетов относительно анализируемого товара и покупательной способности.

Таким образом, фирма есть организационная единица экономики и организационная форма предпринимательской деятельности. В каждый данный момент времени фирма должна быть на своем целевом рынке конкурентоспособной, то есть иметь перед конкурентами определенное преимущество. Это преимущество может заключаться в менее высокой цене, более высоком качестве, новизне, способности маневрировать. Величина и долгосрочность конкурентных преимуществ в большой степени определяются качеством работы систем менеджмента и маркетинга. Долгосрочная выживаемость фирмы обеспечивается, когда она стабильно выполняет условия модели «вход – выход».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.