Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Функционируя, фирма производит определенное количество продуктов разного вида




Функционируя, фирма производит определенное количество продуктов разного вида. Совокупные потенциальные продажные цены всех произведенных продуктов составят объем производства фирмы. Объем производства нельзя путать с объемом продаж, который определяется суммой цен тех товаров, которые были проданы. Реальный результат деятельности фирмы выражается в объеме продаж, поскольку в рыночной экономике произвести товар мало, надо произвести такой товар, который с определенным уровнем гарантии будет продан.

Объем продаж иначе называют валовой выручкой или валовым доходом. Подчеркнем: валовая выручка есть сумма цен всех проданных фирмой товаров. Получение этой выручки обусловлено наличием определенных издержек. Все совокупные издержки фирмы принято называть ее валовыми издержками. Если из валовой выручки вычесть валовые издержки, при положительном результате получается валовая прибыль, при отрицательном – валовый убыток. Издержки, выручка и прибыль сильно взаимосвязаны. Цель предпринимателя – максимизация прибыли. Этого можно добиться, увеличивая выручку при сохранении прежних затрат, или сокращая затраты при данной выручке; наиболее вероятным с точки зрения практики будет вариант с опережающим ростом выручки относительно роста издержек.

Для современных российских фирм проблематично увеличивать выручку, поскольку в большинстве случаев товар имеет низкий уровень конкурентоспособности, следовательно, необходимо обратить более пристальное внимание на величину и структуру издержек.

Надо помнить: издержки фирмы – явление сложное. Как и многие другие экономические объекты, их можно структурировать по большому количеству критериев. В зависимости от избранного критерия, будут выделяться разные виды издержек.

По источнику формирования издержки фирмы распадаются на издержки производства, издержки обращения и управленческие издержки. Первые имеют место в сфере производственной деятельности фирмы, связаны с производством товаров, вторые – в сфере обращения, они связаны с организацией и осуществлением продаж, третьи – в процессе управления, они связаны с организацией и обеспечением функционирования систем менеджмента и маркетинга. Все приведенные виды издержек требуют не столько снижения, сколько оптимизации, то есть снижения до оптимального уровня, позволяющего фирме обеспечивать себе долгосрочную жизнеспособность. Чрезмерная экономия на издержках производства может снизить качество и надежность товара, от чего пострадает его конкурентоспособность, заниженные издержки обращения не позволят должным образом представить продукт потребителю, что снизит объем продаж, недостаточное финансирование управленческих издержек затруднит координацию деятельности между разными подразделениями фирмы, что снизит общую эффективность.

По характеру проявления, издержки распадаются на внешние и внутренние. Внешние издержки являются явными, они очевидны, поскольку представляют собой издержки на оплату используемых факторов производства, приобретаемых во внешней среде. Внутренние издержки являются не явными, они не очевидны, поскольку это – издержки, связанные с использованием в процессе деятельности факторов производства, принадлежащих данной фирме. Можно привести простой пример: фирма покупает рабочую силу и выплачивает работникам зарплату, но индивидуальный предприниматель сам себе зарплаты не выплачивает, хотя тоже несет как внешние, так и внутренние издержки. При оценке эффективности деятельности обязательно надо учитывать как внешние издержки, так и внутренние, стремясь к их оптимизации.

По способу включения в себестоимость, выделяют издержки прямые и косвенные (накладные). Прямые можно полностью отнести к себестоимости товара (стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров, зарплата рабочих – сдельщиков, производящих эти товары и т.п.). Косвенные издержки напрямую с тем или иным товаром не связаны, они относятся к фирме в целом (управленческие издержки, амортизация оборудования, проценты по кредитам и т.п.). В целях повышения конкурентоспособности и прямые, и косвенные издержки нуждаются в оптимизации.

По уровню зависимости от объема производства выделяют издержки постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема производства, то есть независимо от того, растет объем производства, или падает, уровень этих издержек не изменяется. К ним относятся: зарплата рабочих-повременщиков и инженерно-технических работников, имеющих оклад, арендная плата за помещения, амортизация и т.п. Постоянность издержек условна, поскольку они не меняются, пока фирма не начнет расширять производственный потенциал, то есть приобретать оборудование, брать в аренду помещения и т.п. Постоянные издержки изменяются единовременно, скачком. В долгосрочной перспективе все издержки фирмы меняются. Переменные издержки – те, которые напрямую зависят от объема производства. К ним относятся издержки на сырье и материалы, комплектующие, рабочую силу и энергию, требующиеся непосредственно в процессе производства. Переменные издержки могут быть пропорциональными, дегрессивными и прогрессивными. В первом случае прирост издержек пропорционален приросту объема производства, во втором издержки прирастают медленнее, чем растет объем производства, в третьем – быстрее. Принято считать, что именно сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки фирмы. Чем больше при данных постоянных издержках объем продаж, тем на большее количество изделий относятся эти постоянные издержки, тем дешевле они обходятся организации.

Себестоимость и, следовательно, цена единицы продукции в большой степени зависят от средних издержек, то есть от издержек фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют средние постоянные, средние переменные и средние валовые издержки. Средние валовые издержки представляют собой себестоимость единицы продукции, они определяются как сумма средних переменных и средних постоянных издержек или посредством деления валовых издержек на объем производства. Если объем производства увеличивается при неизменных постоянных издержках, эти постоянные издержки относятся к все большему количеству продукта, что приводит к снижению средних постоянных издержек. Но средние переменные издержки при этом могут вести себя по-разному. Поэтому динамика средних валовых издержек в каждом конкретном случае своеобразна.

Целесообразность или нецелесообразность расширения объема производства в большой степени определяется динамикой предельных издержек. Предельные издержки – прирост издержек, связанный с выпуском одной дополнительной единицы продукта, они определяются как отношение прироста переменных издержек к приросту объема производства. Важно: с ростом объема производства и продаж издержки могут прирастать пропорционально, замедленно или ускоренно. В зависимости от этого можно принимать решения об увеличении объема производства или об отказе от него.

Динамика издержек в каждом конкретном случае определяется специфическим влиянием закона убывающей отдачи факторов производства. Суть этого закона заключается в следующем: любое производство осуществляется с использованием большого количества различных факторов производства; если зафиксировать количество всех факторов производства кроме одного, и количество этого последнего постепенно увеличивать, то, на определенном этапе, дальнейший прирост его потребления приведет к остановке роста, а затем и к снижению эффективности использования этого фактора производства. Например, бесконечное увеличение количества работников, без увеличения количества станков, приведет однажды к тому, что работники будут часто оставаться без работы или станут просто мешать друг другу, если же увеличивать количество станков, не принимая дополнительных работников, при неизменных технологиях это приведет к простоям станков. Последний момент очень важен: новые способы организации производства или технологические приемы выполнения операций могут позволить эффективно использовать определенный ресурс в резко увеличенном объеме, но порог эффективности, за которым эффективное использование данного фактора затруднительно или просто невозможно, присутствует всегда.

Издержки обращения также имеют определенную внутреннюю структуру, подразделяясь на чистые и дополнительные. Чистые издержки обращения прямо относятся к определенному продукту, поскольку это есть издержки на упаковку, фасовку, в общем - предпродажную подготовку конкретных товаров. Дополнительные издержки обращения относятся ко всей торговой организации (или подразделению) в целом, а не к конкретному отдельно взятому продукту, поскольку это есть издержки на аренду торговых помещений, амортизацию торгового оборудования и т.п.

В нестабильной конкурентной рыночной среде для любой фирмы весьма актуальны управленческие издержки. Задача обычно заключается в том, чтобы оптимизировать эти издержки, то есть иметь такую их величину, которая позволит четко определить тенденции развития организации, создать и разработать перспективные продукты, а также - скоординировать целесообразную деятельность разных подразделений фирмы. Важно: по мере роста размеров организации и расширения перечня направлений ее деятельности, управленческие затраты возрастают. В этих условиях с целью сохранения и повышения эффективности управления необходимо разрабатывать и внедрять новые управленческие технологии.

Особняком в системе классификации стоят трансакционные издержки. К ним относят издержки фирмы, связанные с обеспечением ее контактов во внешней среде: с поиском поставщиков, клиентов и партнеров, с взаимодействием с определенными государственными органами, с рекламой продукта и т.п. В крупных фирмах трансакционные издержки относятся на большое количество разных продуктов, поэтому на отдельные продукты они ложатся менее тяжелым бременем, относительно удешевляясь. Важно: расширяясь, фирмы удешевляют свои трансакционные издержки, но параллельно идет увеличение издержек управленческих, поэтому расширение фирмы целесообразно только до той поры, пока снижение трансакционных затрат превышает прирост управленческих.

Также особняком в системе классификации издержек стоят издержки необратимые, то есть те, которые не могут быть компенсированы. Чаще всего они возникают из-за необходимости избавляться от какого-либо оказавшегося ненужным имущества по заниженным ценам. Управляя необратимыми издержками, надо стремиться к их снижению. Чтобы добиться этого, фирмы должны приобретать имущество только в соответствии со стратегическими направлениями их развития.

Наконец, необходимо выделить издержки альтернативные. Они связаны с ограниченностью ресурсов и необходимостью выбирать оптимальные способы использования имеющихся ресурсов. В буквальном смысле, к альтернативным издержкам относятся утраченные возможности, которые теряются при отказе от определенных способов использования ресурсов. Чем большие возможности открывает определенный вариант действий, тем выше альтернативные издержки, связанные с отказом от него, но предприниматель всегда вынужден отказываться от меньших возможностей ради больших. Открывая новые перспективные рыночные ниши и эффективно используя их возможности, предприниматель снижает свои альтернативные издержки, хотя совсем от них избавиться не возможно.

Таким образом, издержки есть средства, которые расходует фирма на подготовку и производство товаров, организацию и осуществление продаж, выполнение послепродажных гарантийных обязательств и т.п. В зависимости от выбранного критерия структуризации, издержки подразделяются на различные виды: производства, обращения и управленческие, внутренние и внешние, постоянные и переменные, средние и предельные и т.п. Издержки всех видов взаимозависимы и проникают друг в друга. Относительно издержек главная задача любой фирмы – их оптимизация, то есть приведение в соответствие с экономической целесообразностью, финансовыми возможностями и потребностями.

Современным российским фирмам целесообразно прибыль, дополнительно получаемую в результате оптимизации издержек, направлять на финансирование программ повышения качества товаров, а также – разработку и внедрение новых продуктов, обладающих современным высоким технологическим уровнем. Такие действия позволят повысить конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя на отечественном и, возможно, даже на мировом рынке.

Фирмы несут издержки ради получения прибыли, которая и составляет предпринимательский доход. В общем, прибыль есть положительная разница между валовой выручкой и валовыми издержками. Но целесообразно учитывать и специальные виды прибыли, рассчитываемые как вычет из выручки разных видов затрат. На этой основе выделяют прибыль бухгалтерскую, экономическую, налогооблагаемую, чистую, распределяемую, нераспределяемую. На практике руководитель чаще сталкивается с прибылью бухгалтерской (иногда называемой финансовой), которая есть разность между валовой выручкой и явными (внешними) издержками фирмы. Не сложно понять, что этот показатель прибыльности отражает действительность слишком оптимистично, поскольку не учитывает внутренних (не явных) издержек фирмы, которые могут быть очень значительными. Более точно прибыльность функционирования фирмы отражается экономической прибылью, которая представляет собой разность между валовой выручкой фирмы и ее издержками, как внешними (явными), так и внутренними (не явными). Экономическая прибыль является базой для налогообложения, поэтому ее часто называют налогооблагаемой прибылью. После вычета всех причитающихся налогов и прочих обязательных платежей остается так называемая чистая прибыль, которая поступает в распоряжение собственника и реально воспринимается как предпринимательский доход. В свою очередь, чистая прибыль подразделяется на распределяемую и нераспределяемую. Распределяемая прибыль направляется на выплату дивидендов акционерам или распределяется между учредителями организации пропорционально их вкладам в уставный капитал. Нераспределяемая прибыль направляется на финансирование программ развития организации. Прежде всего это различные программы создания и разработки новых товаров, связанные с ними программы повышения качества и обучения персонала, социальные программы, направленные на создание благоприятных условий функционирования для работников и повышение их лояльности к фирме.

Приступая к реализации какого-либо дела, предприниматель должен сопоставить потенциальные издержки с потенциальной выручкой и оценить: насколько значительную прибыль может ему дать эффективная работа в избранном направлении. Издержки оцениваются на основе подсчета всех необходимых расходов по организации работы, как единовременных, так и текущих. Выручка оценивается на основе анализа целевого рынка и его емкости при определенном сочетании цены, качества и эксплуатационных характеристик продукта. Важно: вложив в дело определенные средства единовременно и начав финансирование текущих издержек, предприниматель начнет получать прибыль только по прошествии периода окупаемости затрат, то есть того времени, в течение которого получаемая выручка перекроет все издержки. В зависимости от специфики проекта, период окупаемости может составлять от нескольких недель, до нескольких лет. Кроме того, единовременные вложения делаются в данный момент, а получение выручки растягивается во времени. И за время ожидания каждого очередного поступления, получаемые суммы обесцениваются. Поэтому, чтобы расчет потенциальной выручки и, следовательно, прибыли был верным, необходимо корректировать будущие поступления на их обесценивание во времени, то есть приводить ожидаемые поступления к их реальной стоимости в будущем, в момент их получения. Такое приведение называется дисконтированием, оно осуществляется за счет корректировки ожидаемых поступлений на коэффициент дисконтирования, определяемый исходя из уровня средней банковской ставки. Понятно, что банковская ставка и скорость обесценивания денег тем выше, чем выше уровень инфляции.

Стремясь максимизировать выручку, предприниматель должен производить только тот товар, о котором он точно знает, что этот товар на рынке ожидается конкретной группой потребителей с определенными параметрами в соответствующем количестве. Чтобы получить такую информацию, необходимо детальнейшим образом изучить рынок, для чего в фирмах создаются и развиваются системы маркетинга. Маркетинг – система организации деятельности фирмы, при которой в производство запускаются только те продукты, о которых, в результате детального анализа рынка, вполне точно известно, с какими параметрами в каком количестве они могут быть проданы, и какие технологии продвижения товара на рынок следует предпочесть, чтобы продажи были наиболее эффективными.

Управление издержками и качеством, как и всеми остальными параметрами продукта и фирмы, - прерогатива системы менеджмента. Современный менеджмент – триединая система, суть которой определяется взаимодействием трех тесно переплетенных элементов: теории менеджмента, практики менеджмента и искусства менеджмента. Взаимодействуя, они организовывают адекватное условиям внешней среды управление всеми основными параметрами фирмы и продукта. Структура современного менеджмента очень сложна, поскольку в практике функционирования фирма использует много различных факторов, сталкивается с разными проблемами, деятельность ее многоаспектна, и всеми этими факторами и аспектами надо профессионально управлять, а все проблемы требуют своевременного решения. По мере усложнения условий деятельности фирм, в структуре менеджмента появлялись новые элементы, и теперь структура менеджмента включает: административный менеджмент, производственный менеджмент, финансовый менеджмент, управление персоналом, маркетинг – менеджмент, инновационный менеджмент, проджект – менеджмент.

Таким образом, стремясь к максимизации прибыли, фирма несет издержки, которые требуют оптимизации. Оптимизация издержек – приведение их в соответствие с реальными потребностями производства конкурентоспособного продукта, организации и осуществления продаж, управления деятельностью фирмы. Структура издержек сложна, разные виды издержек с разных сторон характеризуют деятельность фирмы. Структура прибыли также сложна, и разные виды прибыли с разных сторон характеризуют прибыльность функционирования фирмы. Чтобы оптимизировать издержки и максимизировать прибыль, необходимо создавать и развивать системы маркетинга и менеджмента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.