КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свободное общение как общекультурный символ 4 страница
В живой диалогической речи обмен репликами происходит быстро, отсюда — неподготовленность, спонтанность диалогической речи, что требует высокой автоматизированности и готовности языкового материала. Важнейшей психологической особенностью диалогической речи является ее ситуативность, которая определяет характер речевого поведения партнеров, языковое оформление речи. Как и любая форма устной речи, диалогическая речь характеризуется эмоциональностью и мотивационной обеспеченностью (причем мотивы партнеров могут не совпадать, что определяет сам процесс и результат общения). Психологические особенности обусловливают лингвистические характеристики диалогической формы общения, к которым следует отнести эллиптичность речи, использование упрощенных синтаксических конструкций, наличие клише, речевых стандартов, присутствие модальных слов, междометий и других средств экспрессии, обращенность речи.
Диалогическая форма общения предполагает широкое использование экстралингвистических средств (мимики, жестов и т. п.). Как уже отмечалось, в основе диалога лежит реплика, она является элементарной структурной единицей диалогической речи. Но основной, исходной структурной единицей обучения принято считать диалогическое единство (ДЕ), образуемое парой реплик, одна из которых - реплика-стимул, другая — реплика-реакция. Способы сочетания (сцепления) реплик могут быть различны, они лежат в основе функциональной типологии диалогических единств: • вопрос — ответ • вопрос — контрвопрос • сообщение — вопрос • сообщение — ответное сообщение • приглашение (просьба) — согласие (несогласие) • сообщение (приказ, просьба) — эмоциональная реакция • просьба — сообщение • сообщение — просьба. Данные типы ДЕ определяют типы диалогов, среди которых основными, включенными в Программу обучения в школе, являются: • диалог — односторонний расспрос (типа интервью); • диалог — двусторонний расспрос; • диалог — обмен мнениями; • диалог — волеизъявление. Структурно данные типы являются более крупными единицами диалогической речи, но в их основе лежат однотипные ДЕ, находящиеся в логико-смысловой зависимости. Такие диалоги принято называть микродиалогами. Самая крупная структурная единица диалогической речи — тематический макродиалог, включающий в себя несколько микродиалогов, объединенных одной ситуацией общения. Высший уровень владения диалогической речью предполагает ведение относительно непринужденной и разнообразной в структурном отношении беседы, парной или групповой. Кроме того, в методике принято выделять свободные и стандартные диалоги (диалоги этикетного характера). Последние обслуживают типовые ситуации с четко закрепленными ролями (покупатель — продавец, врач — больной и т. п.) и предполагают использование стереотипного языкового материала. Согласно Программе обучения иностранным языкам, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, т. е. владеть всеми типами микродиалогов [67]. Достижение данной цели невозможно без решения таких задач, как обучение реплицированию (стимулированию и реагированию), а также развертыванию одной из реплик в связное высказывание. Эти умения составляют психологический компонент содержания обучения диалогической речи. Лингвистический компонент содержания обучения данному виду речевой деятельности включает весь необходимый языковой и речевой материал: от ситуативных клише, стандартных этикетных формул, характерных для диалогической речи, реплик-побуждений, реплик-реакций, типовых ДЕ до диалогов-образцов, отобранных в соответствии с ситуациями, сферами общения и тематикой программы обучения. При обучении говорению в диалогической форме особую важность приобретают умения учащихся пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными и смысловыми, и умения создавать их. Кроме того, в связи с возможной непредсказуемостью речевого партнера, спонтанностью речи, необходимостью быстрой реакции в процессе общения большое значение приобретают компенсаторные умения: умения выразить мысль любыми средствами.
В методике преподавания ИЯ сложилось два пути обучения диалогической речи — дедуктивный (путь «сверху», т. е. от общего к частному) и индуктивный (путь «снизу», т. е. от частному к общему). При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалога-образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных, с восприятия диалога (на слух, а затем с графической опорой) с целью общего понимания смыслового содержания, выявления действующих лиц и их позиций. Второй этап — аналитический,
предполагающий выявление и «присвоение» особенностей данного диалога: клише, обращений, эллиптических предложений, модальных слов и междометий. Далее следует воспроизведение диалога по ролям хором за учителем и в парах, стимулирование диалогического общения на основе подобной, но новой ситуации путем выделения вариативных элементов, их эквивалентное замещение, воспроизведение видоизмененного диалога. При овладении диалогической речью «сверху» действия учащихся в большей степени основаны на процессах запоминания и репродукции, основная нагрузка, таким образом, ложится на их память, а действия не всегда удается в достаточной мере коммуникативно мотивировать и стимулировать, если не сделать ставку на интерпретацию исходного диалога. Но в то же время диалог-образец является определенной опорой для композиционного оформления и выбора средств выражения мыслей и чувств. Второй подход — индуктивный — предполагает путь от усвоения элементов диалога (реплик) к самостоятельному его ведению на основе учебно-коммуникативной ситуации. Учащиеся овладевают отдельными речевыми действиями расчле-ненно на основе серии упражнений. Параллельно с отработкой отдельных реплик ведется обучение взаимодействию учащихся в рамках выделенных типов микродиалогов. Помимо использования ролевых и других игр, идет обучение активной реакции на невербальные и вербальные стимулы. Каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки и в одинаковой мере заслуживает своего внимания при обучении диалогической речи. Упражнения в развитии диалогической речи Система по обучению диалогической речи включает в себя: подготовительные упражнения, формирующие материально-операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование); условно-коммуникативные (коммуникативные), связанные с решением определенной коммуникативной задачи, при которых учащиеся приобретают умения реплицировать (произносить стимулирующую и реагирующую реплики), соотносить действия друг с другом (утверждение — переспрос, вопрос — ответ), т. е. поддерживать двустороннюю активность. Для того чтобы обеспечить самостоятельное речевое взаимодействие учащихся и получить искомый речевой продукт, а также планируемый результат — умение осуществлять основные функции общения, чтобы сформировать такие свойства диалогической речи, как ее мотивированность, экспрессивность, обращенность, ситуативность, необходимо моделировать само взаимодействие. Этому в наибольшей степени способствуют инсценирование сказок и диалогов этикетного характера, создание игровых ситуаций, использование РИ, приемов коллективного взаимодействия. При обучении диалогической речи могут широко использоваться опоры. Е.И. Пассов предлагает следующую их классификацию [60]: • функциональные, показывающие функциональную направленность речевого поступка, например • смысловые, вербально задающие ситуацию, • содержательные, подсказывающие предметно-содержа При оценке успешности обучения говорению в диалогической форме могут быть использованы качественные и количественные ее характеристики, отраженные в Программе для каждого этапа обучения [67]. К первым относятся прежде всего адекватность реплик ситуации общения, смысловая и функциональная завершенность диалога, а также учет социального ранга, экспрессивность речи, темп, грамматическая, фонетическая чистота речи, структурное разнообразие реплик. К количественным параметрам относят объем высказывания, т. е. количество реплик, отсутствие пауз.
Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Так, по мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней — на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхфразового единства и текста (два последних и причисляются к так называемой монологической речи), с одной стороны, и, с другой стороны, существует общение, т. е. взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива [61]. Академик Л.В. Щерба условно считал монолог в значительной степени «искусственной формой», полагая, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» [84]. В то же время доля участия коммуникантов в диалоге неодинакова. Реплика одного из говорящих может принять форму развернутого высказывания, поэтому явления такого рода некоторые ученые предлагают обозначить термином «монологический диалог» или монолог в диалоге. И.А. Зимняя считает, что монолог — это «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника» [31]. По определению Г.В. Роговой, монолог — это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания [70]. Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Характеризуя психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог представляет собой относительно развернутый вид РД, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (прежде всего, интонацией). Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне. В то время как диалогическая речь ситуативна, монологическая относится преимущественно к контекстной речи, поэтому характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации. Кроме того, к психологическим особенностям монологической речи следует отнести обращенность к слушателю, эмоциональную окрашенность, что находят внешнее выражение в лингвистических и структурно-композиционных особенностях. С точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется использованием предложений с разной структурой, многосоставных и полных с усложненным синтаксисом, с наличием слов-обращений, риторических вопросов, привлекающих внимание аудиторий, клише, слов-связок, передающих последовательность высказывания. В структуре монологического высказывания можно выделить: 1) уровень предложения (фразы), где мысль только называется, но не раскрывается; 2) уровень сверхфразового единства, где происходит раскрытие мысли; 3) уровень развернутого текста, на котором монологическое высказывание может включать различные сочетания коммуникативных типов речи.
Исходя из основных коммуникативных функций монологической речи (информативной, регулятивной, эмоционально-оценочной), принято говорить о ее функциональных типах: • монолог-описание — способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом
состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей; • монолог-сообщение (повествование, рассказ) — ин • монолог-рассуждение — тип речи, который характе Монолог может протекать в форме беседы, выступления, доклада или лекции. Под монологическим умением понимается умение высказываться логично, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно-мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении. В условиях изучения ИЯ в школе можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые. Репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учащихся как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно задается извне. Репродуктивно-продуктивный уровень предполагает некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения. Продуктивный уровень речи характеризуется полной самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении, наличием оценки происходящего со стороны говорящего.
В обучении монологической речи Дедуктивный предполагает работу над текстом-образцом, которая включает в себя три этапа. Задача первого — максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции. Этому способствуют задания, направленные на извлечение из текста информации различного уровня: ответы на вопросы, составление плана, подбор ключевых слов к каждому пункту плана, выписывание главных предложений каждого абзаца, составление ассоциограмм, поиск слов-связок, задающих логику и последовательность действия текста и т. п. Второй этап предполагает разнообразные пересказы исходного текста: сначала близко к тексту, затем от имени разных действующих лиц. Монологическая речь на данном этапе носит репродуктивный и репродуктивно-продуктивный характер, что связано с возможностью частичной трансформации текста, внесением дополнений и элементов оценки. Третий этап преследует полную переработку исходного текста, так как предполагает коммуникативно-речевую реакцию учащегося на изменение исходных ситуативных условий. Вновь созданный текст-монолог характеризуется мотивированностью, коммуникативностью, личностной окрашенностью и при условии относительной самостоятельности и творчества может рассматриваться как собственно речь учащегося продуктивного уровня. Индуктивный способ предполагает развертывание высказывания от предложения к законченному монологу. При этом формирование монологической- речи на уровне предложения подготовлено всем ходом обучения диалогической речи, поэтому основное внимание в обучении связной речи отводится обучению высказыванию на уровне сверхфразового единства. На начальном этапе учащиеся овладевают двумя типами микромонолога: описанием и сообщением, в структуре которых лежат Центробежные тема-рематические связи и линейные (рис. 16).
Овладение другими коммуникативными типами микромонолога предусмотрено на продвинутом этапе обучения, где происходит также обучение комбинированию микромонологов разного типа (например, сообщение + описание, рассказ + описание, сообщение + рассуждение и т. д.).
Выделенные уровни высказывания, учитывающие логико-мыслительную деятельность учащихся, обусловливают необходимость использования соответствующих типов упражнений: • направленных на овладение высказыванием на уровне • обучающих элементарному высказыванию (условно-ре • ведущих к овладению уровнем свободной речи (услов Упражнения первого типа основываются на выполнении учебных действий, которые формируют материально-операционную основу речи, они относятся к доречевому, навыковому уровню и составляют нулевой цикл. Второй тип упражнений развивает логическое мышление учащихся и формирует навыки и умения логического построения речи на уровне СФЕ. Например: — Соедини простые предложения рассказа в сложные. — Закончи высказывание, (используя предложенные ва — Подбери к данным тезисам соответствующие аргумен — Объясни причину__ — Докажи, что... — Выбери картинку, которая вызывает ассоциации с уче — Послушай звуковую ситуацию (цепочку звуков, музы Третий тип упражнений формирует умения логически и последовательно комбинировать предложения, объединяя их в единое высказывание о предмете, на тему, в связи с ситуацией. Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся как на родном, так и на ИЯ. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, т. е. с определением содержания и формы его изложения. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает широкое использование опор. На начальном этапе обучения опоры должны носить комплексный характер, т. е. помогать учащимся и по содержанию, и по форме. Это могут быть структурный «скелет» исходного текста, план в виде вопросов или тезисов, лексические таблицы, опорные плакаты, изобразительная наглядность и ключевые слова. Опорой для монологического высказывания репродуктив-но-продуктивного могут быть картинки предметные, ситуативные, тематические; игрушки, поделки; план в виде вопросов или только вопросительных местоимений; ключевые слова; зачин и концовка рассказа, функционально-структурные схемы предложений; диафильмы, видеофильмы, фотографии и т. д. Стимулировать высказывания на уровне свободной продуктивной речи могут композиции на фланелеграфе, магнитной доске или кодоскопе, позволяющие варьировать ситуации; коллажирование; старые газетные заголовки; лозунги, афоризмы, поговорки, символика, пиктограммы, цвет, даты, диаграммы, схемы, графическая изобразительная наглядность (облака разной формы, геометрические фигуры, элементы целого изображения, кляксы и т. п.). Данные опоры обеспечивают мотивацию высказывания, развивают творческие способа и воображение учащихся. Показателями сформированности монологических умений служат количественные и качественные параметры речи. К первым относятся темп речи (паузы) и объем высказывания. Качественными показателями являются: соответствие теме и ситуации общения, лингвистическая нормативность, логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность высказывания. При осуществлении контроля следует исходить из уровней" сформированности навыков и умений монологической речи. Например, на репродуктивном уровне оценивается точность
воспроизведения, темп, эмоциональная окрашенность, на реп-родуктивно-продуктивном кроме вышеназванного — лингвистическая корректность и объем высказывания, а на третьем — логика построения высказывания, умение начать, развернуть и закончить высказывание, используя различные типы микромонолога. Текущий и итоговый контроль осуществляются в процессе выполнения условно-коммуникативных и коммуникативных заданий в устной форме. ■ Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определения следующим понятиям: диалогичес 2. Изучите школьную программу и определите, как меня 3. Определите, каким образом необходимо учитывать пси 4. Какие компоненты ситуации общения необходимо учи 5. Составьте банк упражнений и опор, которые в большей а) описанию, б) повествованию, в) рассуждению.
Глава 13 Обучение чтению Психологическая, лингвистическая и коммуникативная характеристика чтения Чтение на ИЯ как вид РД и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие, возможность читать на ИЯ (художественную литературу, газеты, журналы) — практически все. Вот почему обучение чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его — извлечение информации — имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, т. е. обучает, развивает, воспитывает. Чтение, по словам СР. Плотникова, «это жизнехранящая функция культуры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими» [62, с. 9]. Человек читающий — homo legens — это другой человек, отличающийся в интеллектуальном развитии от нечитающего. Проведенные в последнем десятилетии исследования в ряде стран показали: читатели способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые верные решения. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Как же это происходит? Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео, в том, что это — всегда труд — интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать человеком. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем эти качества [62, с. 9]. Удачной педагогической интерпретацией общего пожелания о приобщении детей к чтению является теория читательской самостоятельности Н.Н. Светловской, согласно которой, формирование читательской культуры представляет собой обучение «чтению-общению с собеседником-книгой, сознательно избранному ребенком-читателем для себя из круга других возможных собеседников-книг» [74, с. 100-101].
Так что же такое чтение? В чем суть его процесса, что лежит в его основе? Чтение, как и аудирование, является рецептивным, реактивным и по форме протекания невыраженным внутренним видом РД. (Чтение может быть, и частично внешним, выраженным видом РД, например, чтение вслух, как бы для других). И поэтому многое из того, что было сказано об аудировании (предмет, продукт, результат, структура РД), относится и к чтению. Но даже одинаковые механизмы (восприятие, внутреннее проговаривание, механизмы кратковременной (оперативной) и долговременной памяти, прогнозирование, осмысление) работают в чтении специфично, так как опираются на зрительное, а не на слуховое восприятие речи. Сравним процесс восприятия речи при чтении и аудировании по табл. 2. Таблица 2 Чтение и аудирование
Как видим, зрительное восприятие информации и процесс ее протекания способны обеспечить более надежное сохранение образов, чем слуховое, так как читающий имеет возможность регулировать и управлять этим процессом (замедлить темп чтения, вернуться назад, задержаться на месте и т. д.), что и обусловливает несколько иную работу механизмов чтения. Процесс чтения, как известно, базируется на технической стороне, т. е. на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения. При чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. Именно благодаря механизму внутреннего прогова-ривания и происходит сличение графического и слухомотор-ного образов. Наиболее ярко действие этого механизма наблюдается у начинающих читателей (шепотное чтение). Постепенно, с накоплением опыта, внутреннее проговаривание приобретает более свернутый характер и наконец полностью исчезает [43, с. 129].
Важными психологическим компонентом процесса чтения является механизм вероятностного прогнозирования, которое проявляется на смысловом и вербальном уровнях [43, с. 129]. Смысловое прогнозирование — это умение предугадать содержание текста и сделать правильное предположение о дальнейшем развитии событий по заголовку, первому предложению и другим сигналам текста. Вербальное прогнозирование — умение по начальным буквам угадать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению — дальнейшее построение абзаца. Развитию прогностических умений способствуют выдвижение гипотез и система ожиданий читающего, приводящая в действие непрерывное построение структуры знаний в голове читающего, активизирующая его фоновые знания, языковой опыт. Процесс подготовки сознания к восприятию информации побуждает читающего вспоминать, догадываться, предполагать, т. е. включать способности своей долговременной памяти и своего личного и социального опыта. Согласно Ф. Смиту, при чтении необходимы два вида информации: визуальная (из напечатанного текста) и невизуальная (понимание языка, знание данного предмета, явления, общая способность в чтении и знание о мире). Чем больше невизуальной информации у читающего, тем меньше ему надо визуальной информации и наоборот. Когда мы начинаем читать бегло, мы начинаем больше полагаться на то, что мы уже знаем и меньше на печатный текст [97].
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |