Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Тема: философия средних веков, возрождение, нового времени и просвещения

 

Тема: философия средних веков, возрождение, нового времени и просвещения

 

Параграф 1.1 средневековая философия - служанка богословия

 

Начало средневековья историки связывают с падением Римской империи(476 н. э.), с которого начинается эпоха феодализма. Стало быть, начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии.

Важнейшим чертам средневековой философии относятся:

1. Тесная связь со священным писанием, которое рассматривается универсальной и исчерпывающей парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории.

2. Монотеизм - единый трансцендентный Бог, не мыслимый в рамках античной философии.

3. Креационизм - согласно которому, Бог все творит через Слово, "Логос" и подлинным бытием обладает только Бог. Идея Божественного творения составляет основу средневековой философии.

Средневековый период начинается с Vв. по XVв.

В средневековую философию относится также идея предопределения - теодиция(оправдание Бога за наличие Зла в мире), эсхатологию(учение о конечных судьбах нашего мира). В развитии средневековой философии можно выделить два основных периода:

1. Патристика(лат. Патрос - отец) - совокупность философско-теологических учений, христианских мыслителей со II по VIII века н. э., имевших главную задачу защиту и теоретическое обоснование христианской религии, поэтому патристика считается учением отцов церкви.

2. Схоластика(VIII-XV в.)(название схоластика означает школьный ученый). Основная задача схоластов - рационально обосновать и систематизировать христианское учение. К важнейшим проблемам схоластической философии относятся следующие: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли, борьба с пантеизмом(обожествление природы). Еще одной проблемой схоластики была проблема универсалей природы общих имен или понятия. В зависимости от ориентации философа на Платоновское или Аристотельское наследие, схоласты делились на номиналистов(которые считали что понятия или имена сами по себе не имеют онтологического статуса, а лишь обозначают единичные вещи)и реалистов(которые считали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия).

Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истиной веры и разума не противоречат друг другу, а являются двумя формами постижения сущности мира. Эта теория получила свое обоснование в учении о Ккама.

 

Параграф 1.2 секуляризация философии в эпоху Возрождения

 

Хронологически эпоха Возрождения занимает два века - XV и XVI века, в которой преобладает интерес к человеку и природе. Это время характеризуется крупными экономическими изменениями, благородя которым создаются предпосылки в мировой торговле и переход от цеховой организации к мануфактуре. Духовная сфера жизни общества характеризуется процессом секуляризации(от лат. мирской, светский). Происходит освобождение общества от диктата церковных институтов, возрождение античной культуры, развития светской литературы и живописи. Одной из специфичных черт возрождения был гуманизм.

В целом эпоха Возрождения ориентирована на искусство и центральное место в ней занимает культ художника-творца.

Философия Возрождения как и вся эпоха в целом антропоцентрична(в центре всего стоит человек). Таким образом, отличие философии эпохи Возрождения от Средневековья, характеризуется как пантеистическое. Христианский Бог утрачивает свой трансцендетный внеприродный характер и сливается с природой. Еще одно отличие философии Возрождения от философии предыдущих эпох состоит в следующем:

1. Происходит формирование нового сознания, отличного от античного.

2. В гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая призвана удовлетворить потребности зарождающихся новых материально-технических и общественных отношений.

3. В этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму.

4. В натурфилософии, геоцентрическая концепция вселенной сменяется гелеоцентрической во взглядах Бруно, Коперника, Галилея.

 

Параграф 1.3 философия первых буржуазных революций.

 

В новое время(середина XVII века) связывают обычно с началом буржуазных революций(конец XVI - начало XVII века в Нидерландах) и связаны они с развитием капиталистических отношений в протестантских странах, что обусловило развитие науки и новой философской ориентации на науку. Это привело выдвижению на первый план философии гносеологических проблем. В это же время продолжается полемика между номиналистами и реалистами, что приводит к появлению в новое время двух новых направлений: эмпиризма и рационализма.

1. Ярким представителем эмпиризма был английский философ Френсис Бэкон(1626г). Основной задачей философии он считал построение нового метода научного познания. В качестве такого метода он разработал индуктивный подход, благородя которому, опираясь на опыт можно двигаться от единичных фактов к общим положениям. Цель научного знания по Бэкону принести пользу человечеству и достижении власти над природой. Френсис Бэкон впервые в научной мысли переходит от обыденного понимания опыта к научному опыту как к эксперименту.

2. У истоков рационалистической традиции стоит французский философ Рене Декарт(1596г) поднявший вопрос о природе человеческого познания вообще. Критерием истинности у Декарта выступает очевидность или факт, который не подлежит сомнению. Декарту принадлежит заслуга систематизации научных знаний, которые он изложил в "сетке":

 

 

Философией Декарта является понятие субстанции (всякая вещь, всякое сущее, которое существует независимо не отчего и не нуждается ни в чем, кроме себя). Духовная - Бог и материальная - делимое до бесконечности

3. Бенедикт Спиноза(1632г). Он критиковал Декартовский дуализм о единой субстанции, под которой понимал Бога или природу. Таким образом, Спинозе не односторонний, а диалектический подход к рассмотрению отношений материи и мышления, сознания и бытия.

4. Годфрид Лейбниц(1646г). Выдвинул учение о множественности субстанций, которые называет монадами - это самостоятельно существующие субстанции, которые вечные и нематериальные. Бог абсолютное монадо у Лейбница, а каждый человек это самостоятельное монадо. В социальной жизни нового времени большое внимание философы уделяют анализу принципов свободы и разума, что позволяет Кобсту и Локку обосновать происхождение общества и государства.

 

Философия в эпоху Просвещения

 

XVIII век в истории назван эпохой Просвещения, в которую знание из лабораторий выходит в свет и становится доступным для всех людей. В XVIII веке выдвигаются тезисы, связанные с эпохой разума, возрождения свободы, рассвета науки и искусства. Наука и прогресс - главные лозунги этой эпохи. Ключевым философским идеям эпохи Просвещения можно отнести: разумность, естественность, свободомыслие, скептицизм, веру во всесилие человеческого разума, общественный прогресс, острая критика феодализма, освобождение от церковной идеологии и ориентация на светскую культуры.

Наиболее ярко в эту эпоху проявила себя французская и английская просвещения. В Англии, в центре внимания философов оказались идеи сенсуализма (от лат. чувственный, направление в философии, которая выводит все познание из чувственного восприятия мира) и номинализма (от лат. имя, направление в философии, согласно которому всеобщие понятия не имеют вне мышления никакой ценности). На базе этих философских понятий, английские философы создают философские концепции скептицизма (от лат. рассматривание, философское направление, которое ставит под сомнение любые определения истины или знания) и агностицизма (от греч. Неизвестный, учение о непознаваемости трансцендентных источников знания о мире).

Выдающийся английский философ Локк разрабатывает теорию общественного(естественного) права. К таким важным правам человека он относил свободу, жизнь и частную собственность, потому что собственность человека является результатом его труда. Французские философы Просвещения выдвинули проблемы иного рода по сравнению с английскими. Например, Вальтер остановился на деистической форме материализма, одновременно развивая материалистическо-иррелигиозные взгляды(деизм от лат. Бог, форма веры в то, что существует Бог как перводвигатель, который создал все, а затем невмешивается в то, что происходит во Вселенной).

Жан-Жак Руссо выдвигает идею справедливого общественного договора. С именами Гольбаха, Гельвеция, Ламетри связано построение философской системы материалистического понимания мира. В этой системе нашли решение следующие философские категории: субстанция, движение как способы существования материи, а также идеи детерминизма и материалистического сенсуализма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Model Text | Лекция 5. Немецкая классическая философия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.