Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнение законопослушное




Соблюдение социально активное

Использование конформистское

Следование маргинальное

привычное

II. С внешней, объективной стороны правомерное поведение может выражаться в форме активных действий или бездействия.

III. Так, в зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия, последние делятся на правомерное индивидуальное и групповое поведение. Под групповым понимается «объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются опреде­ленной степенью общности интересов, целей и единст­вом действий». Сюда относится закрепленная правом деятельность трудового коллектива, государственного органа, организации - юридического лица.

IV. Деление правомерного поведения по формам реализации правовых норм, к которым относятся их соблюдение, исполнение и использование.

V. Очень важное значение имеет классификация правомерных действий по субъективной стороне. Субъектив­ная сторона правомерных действий характеризуется уровнем ответственности субъектов, которые могут относиться к реализации норм права с чувством высокой ответственности либо безответственно. В зависимости от степени ответственности, отношения субъекта к свое­му поведению, его мотиваций различают несколько видов правомерных действий.

1) Социально активное поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализа­ции правовых норм он действует чрезвычайно активно стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обще­ству, реализовать свои способности. Правовая актив­ность может проявляться в различных сферах общест­венной жизни - производственной, политической и др. Так, в производственной сфере это творческое отноше­ние к труду, постоянное повышение его производитель­ности, инициатива и дисциплинированность в работе.

Социально активное правомерное поведение - деятельность по реали­зации правовых норм на основе осознания их ценности и глубокого убеждения в необходимости их исполнения. Социально активное правомерное поведение личности характеризуется ее осознанной и целенаправленной деятельностью ради достижения какого-либо социально полезного результата. Главный крите­рий такого поведения видится в наличии конкретных позитивных результатов. Социально-правовая активность определяется высоким уровнем правосознания, глубокой правовой убежденностью, сформированной самостоятельностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные пра­вом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном по­ведении.

Следует заметить, что в юридической науке отношение к социально актив­ному поведению варьируется от полного его отрицания до различных тракто­вок этого вида правомерного поведения. Не вдаваясь в дискуссию по этой про­блеме, изложим свою авторскую позицию.

Понятие правовой активности имеет сложную структуру. Оно включает, во-первых, правомерное поведение, предусмотренное законом; во-вторых, правомерное поведение, не предусмотренное законом, однако ему не противоречащее. Объективная сторо­на такого поведения содержит не просто общественно полезное, целенаправ­ленное, имеющее положительный результат деяние, а главное, инициативное со стороны субъекта деяние. Субъективная же сторона характеризуется не только осознанием потребностей и интересов инициативной деятельности, но и готов­ностью к ней. Изложенное позволяет определить правовую активность как, с одной стороны, свойство, содержательную характеристику личности, выра­жающуюся в готовности к активной деятельности в сфере права на основе ува­жительного отношения к праву, солидарности с его принципами и нормами (внутренний аспект), а с другой - как позитивную, целенаправленную, ини­циативную, сознательную, в значительной степени творческую и интенсивную деятельность личности, превосходящую обычные требования к возможному и должному поведению, как предусмотренному, так и не предусмотренному нор­мами права, однако им не противоречащую, объективно направленную на ук­репление демократии, законность и правопорядка (внешнее ее проявление).

При анализе правовой активности внутренний и внешний аспекты должны рассматриваться в единстве, ибо внутренняя правовая активность выступает предпосылкой внешнего ее проявления.

Внутренний аспект правовой активности показывает, как личность, взаи­модействуя с правовой средой, снимает ее объективные свойства, переносит и закрепляет их в своей структуре, накладывая на них печать субъективных вос­приятий. Специфика взаимодействия, в котором участвуют, с одной стороны, личность как субъект права, носитель юридических прав и обязанностей, с дру­гой - социально-правовая среда, обусловливает специфическое отражение (как результат этого взаимодействия), нашедшее свое оформление в виде определенных образований, закрепленных в структуре данного субъекта. Исходя из того, что структура человеческой личности представлена интеллектуальными, эмоциональными и волевыми процессами, а также основываясь на том, что правовая активность обеспечивает участие индивидов в правовой жизни общества, ее (личности) содержание можно охарактеризовать следующими свойствами: информативными (определяющими характер и объем правовых знаний); ценностно-ориентирующими (выражающими правовую позицию личности); поведенческими (обеспечивающими необходимый темп, интенсивность правовой деятельности).

Если внутренний аспект правовой активности отражает подверженность личности правовому воздействию, восприятие им права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс - воз­действие его носителя (сообразно его потребностям и интересам) на правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. Про­цесс объективирования правовой активности во внешней среде приобретает оп­ределенные формы.

Представляется, что правовая активность личности может проявляться в области познания правовых явлений, в сфере правотворчества, в деятельности, направленной против нарушений закона.

Познавательная активность, будучи включенной в общую систему соци­альной активности, выступает в качестве условия дальнейшей практической деятельности личности. Познавательная активность в сфере действия правовых норм - сложное явление. Основная ее черта - целенаправленность, но от то­го, совпадают ли цели будущей деятельности (поведения) лица с целями право­вой нормы или расходятся с ними, будет, вероятно, зависеть и отношение правового познания к социально-правовой активности или же признание его антиправовой или неправовой активностью.­ С этой точки зрения и определяется ценность правовой информации. Подчеркнем, что только позитивная цель ха­рактеризует правовую познавательную активность личности, в противном слу­чае мы имеем дело с антиобщественным проявлением, со стремлением, изучив закон, поступить в дальнейшем вопреки его требованию.

При определении значимости социально-правовой активности в информа­ционно-познавательной сфере следует учитывать следующие обстоятельства:

- активность в познании правовых явлений - важнейшая часть социаль­ной активности личности;

- данный вид активности является реализацией когнитивного (познава­тельного) компонента правовой установки;

- познавательная активность в сфере права - основополагающий фактор, предопределяющий характер правовой активности личности в целом;

- до момента получения правовой информации необходимо сформиро­вать (выработать) установку личности на получение такого варианта решения правовой задачи, который находился бы в полном соответствии с нормами и принципами права и морали, то есть установку на активность, а не псевдоак­тивность (или антиобщественную активность) в сфере правовой реальности;

- с целью формирования установки на социально-правовую активность в информационно-познавательной сфере необходимо учитывать, к какому соци­альному слою относится та или иная группа - рабочие, врачи, учителя, руководящие работники, студенты, учащиеся и т. п.

Проявление информационно-познавательной активности в сфере права, то есть восприятие личностью содержания правовой нормы, - первый шаг на пу­ти формирования установок на другие виды социально-правовой активности. Это внешне малоуловимый процесс. Жизненный опыт личности, ее принципы, понятия, представления о праве, моральных ценностях могут еще задолго до получения информации о новой норме права способствовать выработке устано­вок либо совпадающих с правовыми требованиями, либо противоречащих им. В случае совпадения установки с требованиями нормы возрастает убежден­ность личности в верности, справедливости нормативного требования. Причи­нами несовпадения могут быть либо антиобщественная направленность иных установок личности, либо недостаточно полная осведомленность о правовой норме, действующей часто в совокупности с целой системой неизвестных дан­ному лицу правил, либо, наконец, отставание права от быстро развивающихся общественных отношений. Чтобы право постоянно находилось на уровне тре­бований общества, необходимо оперативное и точное отражение в праве всех изменений общественных отношений, что может быть достигнуто в немалой степени благодаря усилению правотворческой активности граждан.

Активность личности в правотворческой сфере, наряду с активностью в сфере информационно-познавательной, есть выражение правового осознания действительности.

Правовая норма не всегда «рождается» в государственных органах: практическая необходимость изменения или создания нормы права часто возникает в сознании отдельных граждан, общественных групп, коллек­тивов. Наличие позитивной правовой установки, базирующейся на большом жизненном опыте, знание конкретных общественных отношений порождает не­согласие с устаревшей нормой права или отсутствием нормы (пробелом в зако­нодательстве), что при определенных условиях может послужить толчком для проявления гражданином правотворческой активности. Правотворческая ак­тивность может проявляться по-разному: это и активность в государственно-организационных формах (участие в обсуждении и принятии законопроектов), это и самостоятельная активность личности в сфере права (голосование опреде­ленным образом во время проведения референдумов).

Без сомнения, правовая активность может и должна проявляться и в дея­тельности, направленной против нарушений закона. Причем активность в пра­воохранительной сфере может выражаться как в самостоятельном противодей­ствии нарушениям законности (например, при задержании преступника), так и в форме участия в работе различных государственных комиссий (в администра­тивных, наблюдательных, по делам несовершеннолетних и защите их прав, ра­боте в качестве присяжных заседателей), государственно-общественных (тер­риториальных комиссий по вопросам помилования и др.), органов и общест­венных организаций и органов общественности (по охране и укреплению пра­вопорядка, проводимых профсоюзами, домовыми комитетами и т. д.)

Следует отметить, что в последнее время правоохранительные органы в противодействии совершаемым правонарушениям фактически остались без «общественного прикрытия». Далеко не везде продолжают свою подвижниче­скую деятельность товарищеские суды, только изредка на улицах некоторых городов можно встретить дружинников, окончательно канули в Лету разного рода советы профилактики правонарушений, «народные контроли», «прожек­торы», «отряды», «посты», «группы», «общества». Долгое время считалось, что в стране эффективно используются данные формы участия общественности в укреплении правопорядка. Вместе с тем в большинстве случаев это участие ли­бо носило формальный характер, либо не влияло заметно на борьбу с преступ­ностью и укрепление законности. В связи с переходом предприятий на самофи­нансирование, вступлением их в рыночные отношения, отменой некоторых льгот для членов добровольных народных дружин общественные формирова­ния утратили свою активность в сфере охраны правопорядка. В настоящее вре­мя с большим трудом восстанавливаются прежние формы участи населения в правоохранительной сфере, появляются новые (например, специализированные отряды, охраняющие дачные и садоводческие товарищества; деятельность ка­зачьих отрядов, направленная на содействие милиции). Полагаем, что факто­ром, сдерживающим активность в охране правопорядка, является отсутствие соответствующего федерального законодательства, регулирующего участие граждан и общественных формирований в указанной сфере.

Специфические черты имеет профессионально-правовая активность должностных лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел, которые каждодневно применяют нормы права в указанных сферах жизнедеятельности общества.

2) Законопослушное поведение - это ответственное пра­вомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные пред­писания в этом случае используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения.

3) Конформистскому поведению присуща низкая сте­пень социальной активности Личность пассивно соблю­дает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все».

Конформистское (пассивное) поведение характеризуется пассивным со­блюдением норм права в силу подчинения своих действий поведению окру­жающих; человек поступает «как все».

Конформизм (от лат. conformis - «подобный, сообразный») как категория социальной психологии вбирает в себя такие его свойства, как приспособленче­ство, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственных по­зиций, безусловное подчинение психологическому давлению. Нередко конфор­мизм предполагает внешнее формальное согласие с группой, подчиненность ей индивида при внутреннем расхождении с мнением большинства. Конформи­сты - это лица, во многом лишенные индивидуальности, подверженные ниве­лированию, усреднению, деперсонализации. Истоки распространения социаль­ного конформизма коренятся в нашей недавней истории. Как известно, при со­ветской власти индивид рассматривался как «винтик», приспосабливающий свое поведение к общему стандарту, основанному на том, что инициатива нака­зуема. Личные качества человека подавлялись и вытеснялись властным автори­тетом государства, которое осуществляло над ним всеохватывающую опеку, снимая желание действовать самостоятельно, поступать в соответствии со сво­им внутренним убеждением. При такой оценке конформистского поведения, подчеркнем, что оно все же признается как правомерное поведение, обладаю­щее общественно полезными качествами, поскольку индивид, подчиняясь мне­нию других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализа­ции их в жизнь. Справедливости ради отметим, что в науке бытует совершенно иная характеристика конформистского поведения. Так, В. М. Сырых полагает, что оно проявляется в том, что гражданин сознательно уклоняется от использо­вания той или иной части субъективных прав и свобод. Такое поведение оста­ется в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Напри­мер, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Государственную Думу, органы местного самоуправления. По мне­нию ученого, конформистское поведение причиняет ущерб государству, кото­рое не получает тех результатов от нормативно-правовых актов, которые оно могло бы получить при условии активного правового поведения всех или большинства членов общества.

4) Маргинальное поведение хотя и является правомерным, в силу низкой ответственности субъекта находится как бы на грани антиобщественного, неправомерного (в переводе с латинского «маргинальный» - находящийся на грани). Оно не становится неправомерным из-за страха перед "наказанием (а не из-за осознания необхо­димости реализации правовых норм) либо в силу каких-то корыстных мотивов. В этих случаях субъекты лишь подчиняются закону (например, пассажир оплачивает проезд только потому, что в автобусе находится контро­лер, могущий наложить штраф за безбилетный проезд), но не признают, не уважают его.

Маргинальное (пограничное) поведение основано на страхе перед юри­дической ответственностью, личном расчете, боязни осуждения. Оно сочетает­ся с предрасположенностью к противоправному поведению. Такое повеление людей соответствует действующим нормам права, но их правовое сознание на­ходится в противоречии с этими нормами. Маргинальный тип поведения наи­более характерен для лиц, которые по тем или иным причинам не имеют необ­ходимого минимума материальных благ, проживают за чертой бедности и не видят реального пути для изменения своего положения. Маргинальное поведе­ние является правомерным, поскольку лицо, относящееся к правовым предпи­саниям неодобрительно, все же идет на их соблюдение и исполнение, в этой степени его поступки соответствуют требованиям закона, хотя, как ранее отме­чалось, с ними расходится сложившееся индивидуальное правосознание лично­сти. По мнению В. В. Оксамытного, в правовом плане маргинальность характе­ризуется особым, «промежуточным» (переходным между правомерным и про­тивоправным) состоянием личности, поведение которой вызывается как собст­венной социально-психологической деформированностью, так и определенным (вольным или невольным) провоцированным отношением со стороны государ­ственных институтов и общества в целом. Причинами могут стать нестабиль­ность политико-правовой ситуации, существование необоснованных препятст­вий и ограничений на определенные виды деятельности, отсутствие во многих случаях четких границ между дозволенным и наказуемым.

5) Несколько особняком в этой классификации стоит привычное поведение, когда правомерные действиям силу многократного повторения превращаются в привычку. Привычное доведение не напрасно называется «второй" натурой». Оно становится внутренней потребностью человека. Особенностью привычного поведения являет­ся то, что человек не фиксирует в сознании ни социаль­ное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим. Так, шофер со стажем останавливается на крас­ный сигнал светофора автоматически, не задумываясь над содержанием сигнала, последствиями его наруше­ния. Однако привычка не отрицает понимания факти­ческих элементов своего поступка, хотя надлежащая социальная оценка его последствий и отсутствует. Это привычное, но не бессознательное поведение.

Привычное поведение - это поведение в рамках при­вычной деятельности по соблюдению и выполнению правовых норм (например, выполнение служебных обязанностей). Такое поведение, соответствующее пра­вовым нормам, находит выражение в повседневной служебной, бытовой и иной сферах жизни человека. В рамках этого вида поведения граждане выполняют юридические обязанности, совершают те или иные юридически значимые дей­ствия. Такое поведение необходимо для нормальной жизнедеятельности чело­века в семье, государстве, обществе. Именно таким образом удовлетворяются материальные, духовные и иные потребности человека. Данный вид правомер­ного поведения предполагает, что для индивида следование усвоенным право­вым идеям и принципам становится во многих случаях само собой разумею­щимся, постоянно повторяющимся действием, привычным поведенческим ак­том, при котором личность не подвергает каждый раз анализу правильность тех требований, которые предъявляет к нему общество, а следует им без особых раздумий, без длительной борьбы мотивов. Такая привычка как бы освобожда­ет личность от многократного обращения к своему сознанию, от построения новой модели своего поведения, давая ему заранее предварительную оценку и, таким образом, регулируя его. В этом случае совершается процесс перераста­ния привычки в реальный акт поведения, что в свою очередь порождает по­требность вести себя соответствующим образом в аналогичной, повторяющейся ситуации. Социальные привычки, лежащие в основе анализируемого вида пра­вомерного поведения, хотя и обладают определенной долей автоматизма, не должны рассматриваться в качестве механически выработанного навыка пове­дения. Это в большей степени синтез многократно повторенного социального опыта человека, его поведенческих мотивов, основанных на убежденности в необходимости исполнения установленных норм поведения. Правовые привыч­ки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе ста­новления правомерного поведения. Согласно неоднократно проведенным юри­стами исследованиям, привычку в качестве доминирующего мотива своих по­ступков в сфере права называют до трети опрошенных. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития лич­ности, если исполнение требований права происходит хотя и привычно, но не бездумно, а сознанием дела.

VI. В зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации, различают юридические акты, юридические поступки и действия, создающие объективированный результат (здесь правомерные действия выступают как юридические факты).

В целом препятствий, стоящих на пути формирования и проявления право­вой активности личности, весьма много: социальные и правовые деформации в обществе, отсутствие надежно гарантированной системы правовой защищенно­сти личности, широко распространенные правовой нигилизм и юридическая не­грамотность населения, низкий социальный престиж правоприменяющих субъ­ектов и их деятельности - лишь наиболее очевидные из них, и потому распро­страненность активных форм правомерного поведения нельзя рассматривать и оценивать в отрыве от процессов, происходящих в государстве и обществе.

Предложенная классификация правомерного поведения, безусловно, имеет познавательное значение, хотя следует учитывать и то обстоятельство, что гра­ницы между перечисленными видами правомерного поведения довольно ус­ловны: не всегда тот или иной поступок можно с полной уверенностью отнести к определенному виду правомерного поведения. Для закона мотивы, лежащие в основе той или иной разновидности правомерного поведения, не имеют ре­шающего значения, поскольку и то поведение, которое совершается из аль­труистических побуждений, и поведение, стимулом к совершению которого яв­ляются эгоистические интересы, в равной мере признается правомерным.

Правомерное поведение - законопослушное поведение. Именно благода­ря ему право действует, стремится достичь стоящих перед ним целей; вне его право не в состоянии проявить в полной мере свой регулятивный потенциал. Это - сама суть процесса реализации требований законности. Благодаря нали­чию этого способа реализации норм права осуществляется нормальная жизне­деятельность общества, осуществляется его управление, реализуются гражда­нами субъективные права и юридические обязанности.

Представляется, что важную роль в обеспечении законности играет отно­шение к праву, его принципам и нормам, их соблюдению, так как именно нега­тивное или безразличное отношение к праву является наиболее распространен­ной причиной нарушения требований законности.

Каким же должно быть отношение к праву? Обычно говорят об уважении к нему. Но представляется, что уважения недостаточно, ведь уважать можно и то, что навязано силой. Следует добиваться солидарности с правовыми норма­ми, принятия их как своих, превращения во внутреннее убеждение человека. Это обеспечит не только неукоснительное соблюдение закона, но и активную борьбу за его соблюдение другими.

Немаловажное значение имеют правовые навыки и умения, а также сте­реотипы правомерного поведения, отсутствие которых является довольно рас­пространенной причиной совершения правонарушений.

Существует немало средств, стимулирующих правомерное, в особенности социально активное, поведение. Речь идет о стимулах, имеющих как правовой, так и неправовой характер. Среди неправовых стимулов активного правомерно­го поведения могут быть честолюбие, стремление занять более высокую долж­ность, добиться власти и т. д.

Правовые стимулы - это правовые побуждения к законопослушному по­ведению, создающие для удовлетворения собственных интересов субъекта ре­жим благоприятствования. Среди всех правовых стимулов самыми сильными выступают льготы и поощрения.

Так, в ст. 55 («Поощрения и награждения за гражданскую службу») Феде­рального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прямо сказано, что «за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награжде­ния: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;... 9) награждение орденами и медалями Российской Федерации».

Поощрительные нормы имеются и в Положении о службе в органах внут­ренних дел Российской Федерации. Например, ч. 1 ст. 30 Положения преду­сматривает, что «очередное специальное звание начальствующего состава мо­жет быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, в порядке поощрения за достижение высоких результатов в службе и образцовое выполнение служебных обязанностей». Раз­личные виды поощрений закреплены и в ст. 36 Положения («Поощрение за ус­пехи в службе»). Иными словами, речь идет о применении поощрительных норм, закрепленных в различных отраслях российского права (трудовом, адми­нистративном, уголовном и др.), которые обладают рядом специфических свойств. Они ориентированы:

- лишь на активное правомерное действие;

- на активные действия, полезные для государства и общества;

- на такие активные действия, которые, как правило, превосходят обыч­ные требования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.