Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетные ограничения, кривые безразличия

На земле практически нет человека, который не был бы ограничен в своих доходах. Можно назвать имена двух-трех десят­ков людей, которые имеют неограниченные возможности покупать. Но ведь их возможности ничем не ограничены с нашей точки зрения, при нашем уровне доходов.

На потребительское поведение влияют следующие факторы:

1. Бюджетное ограничение, или бюджетное сдерживание.

2. Цены.

3. Субъективное восприятие товара потребителем или потребительские предпочтения

Названные факторы обусловливают такое поведение потребителя, при котором он должен извлечь максимальную пользу из своего ограниченного бюджета. Распределить расходы по своим потребностям так, чтобы удовлетворить их с максимальной отдачей, то есть максимизировать совокупную полезность потребляемых товаров.

Потребительское поведение представляет собой процесс формирования не какого-то мифического, абстрактного спроса, а самого реального и конкретного, который зависит от конкретных доходов потребителя, а следовательно, именно из этого спроса должен исходить производитель, планируя свою стратегию и тактику на рынке.

Безусловно, поведение людей на рынке субъективно.

Потребительское поведение методологически исходит из теории предельной полезности. Потребитель покупает товары и услуги для удовлетворения своих потребностей, то есть он хочет получить определенную полезность от них.

Следовательно, полезность есть то удовольствие или удовлетворение, которые потребители получают от покупаемых товаров или услуг.

Полезность особенна двумя свойствами:

1. Ее в целом невозможно измерить количественно.

2. В глазах потребителей она обладает свойством порядковой измеримости, то есть различные полезности чисто субъективно могут быть расположены (ранжированы) в порядке их убывания.

Различают:

совокупную (общую) полезность, которую получает человек от потребления определенного количества товаров и услуг;

 
 

предельную полезность, получаемую от потребления каждой дополнительной единицы товара.

 

Основным инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия. Если потребителю все равно, какую комбинацию предпочесть, то он находится в положении безразличия. Графическим изображением этого является кривая безразличия, которая представляет собой совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение, и к выбору из которых покупатель безразличен.(см. рис.)

 

Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия: если он увеличивает потребление товара Х, то должен отказаться от известного количества товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности.

Совокупность кривых безразличия образует карту кривых безразличия (см.рис.)

 

 


Равновесие потребителя нарушается, если изменяются цены на товары и услуги или меняется величина его дохода. Очевидно, при падении цен на товары при неизменной величине дохода потребителя он будет покупать больше этих товаров. И не только. Если согласно его индивидуальным оценкам, полезности товаров, на которые цены были снижены, равны, ему нет необходимости увеличивать их потребление, он может увеличить потребление других товаров, цены на которые остались прежними

Способность потребителя покупать больше товаров и услуг за счет снижения цен на них называется эффектом дохода.

С другой стороны, потребитель, если не хочет увеличения потребления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров.

Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции). Эффект замещения будет иметь место и тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, и заменять ими товар, на который цены постоян­ны или даже выросли (рис.51). Особенно в последнем случае, когда качество потребления снижается, но бюджетные ограничения заставляют потребителя идти на это.

Пример: хотя за годы реформы цены на хлеб выросли многократно — почти в 8 тыс. раз,— потребление его растет постоянно, но в то же время значительно снизи­лось потребление хлебобулочных и кондитерских изделий, на которые цены выросли еще больше. Здесь работает эффект замещения.

Этот эффект впервые описал английский экономист Гиффен. Он обратил внимание на странное, с точки зрения теории рынка, поведение кривой спроса на хлеб.Чем больше росла цена на хлеб, тем больше его покупали английские бедняки, поскольку бюджет английских бедняков был очень скуден, как и у большинства населения в современной реформируемой России, они вынуждены были покупать хлеб в больших количествах, чтобы выжить. Естествен­но, при этом сокращалось потребление других товаров. Указанное явление получило название "эффекта Гиффена", который весьма характерен для бедных стран. А товары, для которых данный эффект работает, называются "гиффеновскими" товарами (хлеб, лекарства и т.д.).

 
 

Кривая спроса "гиффеновских" товаров имеет восходящий вид (рис.52).

Cклонность потребителя предпочитать отдельные товары наталкивается на весьма существенные преграды: цену товара и доходы самого потребителя, его бюджетные возможности. Остановимся на последней более подробно.

Примем определенные условия:

1) пусть месячный бюджет гражданина — 120 000 р.;

2) на рынке присутствуют только два товара - одежда и продукты;

3) цены на оба вида товара не меняются — они постоянны;

4) не меняется по величине и личный доход (бюджет) гражданина;

5) цена единицы одежды 12000р., а единицы питания — 3000р.

Нанесем эти данные на график (рис. 54).

Гражданин, как видно на рисунке, может приобрести 10 единиц одежды, но тогда ему придется быть голодным. Ибо ни одной единицы питания он не сможет купить. Он может приобрести 40 единиц питания, но тогда он будет раздет.

 
 

Если гражданин - потребитель, без каких бы то ни было "отклонений и комплексов", и у него нормальное потребительское поведение: он купит и то, и другое — столько-то одежды и столько-то еды.

Проведем через указанные крайности (а и Ь) линию, которая и будет называться бюджетной линией гражданина. Любая точка на этой линии характеризует определенную комбинацию одежды и питания, которую предпочтет приобрести гражданин на свои 120 тыс. р.

Точки е и к для гражданина достижимы, но в этом случае из своего дохода он не извлечет максимума полезности, а стало быть, они менее предпочтительны. Безусловно, точка m обладает большей предпочтительностью, но она при 120 тыс. р. дохода гражданину недоступна.

Поведение бюджетной линии подчиняется определенным закономерностям. Если доходы гражданина снизятся, бюджетная линия параллельно смещается вниз в сторону начала осей координат (линиясd).И наоборот — если доходы гражданина повысятся, его потребительские возможности также повысятся и он сможет покупать больше. Бюджетная линия сместится параллельно вверх от начала осей координат (линияfg).

Расстояние бюджетной линии от начала осей координат зависит от величины дохода потребителей.

Выше речь шла о влиянии доходов Евгения на положение его бюджетной линии. Теперь посмотрим, как она будет вести себя при изменении цен на оба товара.

Первый случай: цены на оба товара пропорционально возросли, то есть увеличились в одинаковое число раз. В таком случае потребительские возможности гражданина уменьшаются и бюджетная линия его смещается параллельно вниз к центру осей координат (соответствует нашему примеру с линиейсd).

Второй случай: цены на оба товара пропорционально уменьшились, что будет означать рост потребительских возможностей гражданина (эффект дохода), и линия его бюджета сместится параллельно вверх от начала осей координат (соответствует линии fg).

Если же цены и доходы гражданина одновременно возрастут или упадут, то положение бюджетной линии не изменится. Отсюда вывод: Смысл индексации доходов в том и состоит, чтобы государство могло обеспечить (как минимум) пропорциональное смещение цен и доходов с целью недопущения снижения уровня жизни населения. Поэтому политика социальной защиты состоит прежде всего в том, чтобы рост цен не опережал роста доходов.

Рис. Иллюстрация третьего случая поведения бюджетной линии

 
 

Третий случай: произошло изменение цен товаров относительно друг друга. Цена одежды осталась прежней, питание же подешевело (рис. 55).

В таком случае гражданин сможет купить больше единиц питания без ущерба для одежды — линияаf. Здесь работает эффект дохода. Если же цена питания возросла, то Евгений без ущерба для своей одежды сможет купить меньше единиц питания — линияаf.

 
 

Четвертый случай: цена питания осталась прежней, но изменилась цена одежды. Здесь рассуждения те же, только в отношении одежды (рис. 56).

 

Рис. Иллюстрация четвертого случая поведения бюджетной линии

Бюджетная линия показывает, что может позволить себе купить Евгений на свои 120 тыс. р. при постоянных ценах или их определен­ном изменении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теорема Коуза ( внешние эффекты, экстерналии) | Vorlesung 3

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.